Игра-квест «Музей в чемодане»


Игра-квест «Музей в чемодане»
(сценарий образовательной деятельности)

Елена ФЕДОРОВА
Алена ДУШИНА
воспитатели
детского сада №28
г. Казани

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста
Цель:
Активизировать познавательные и мыслительные процессы дошкольников, реализовать проектную и игровую деятельность, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умение детей.
Задачи:
– Образовательные : закрепить знания о видах музея, вспомнить ранее изученный материал;
– Развивающие: повысить мотивацию к познавательной деятельности; развивать инициативу и самостоятельность, мыслительную активность, любознательность и индивидуальных психологических качеств; формирование исследовательских навыков, умение действовать по алгоритму, самореализация детей;
– Воспитывающие: формирование навыков взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь, умение работать в команде
Методы и принципы
– репродуктивный (наглядно -словесный): показ картин, экспонатов, музыкальных инструментов, рассказ педагога;
– игровой: квест направлен на развитие коммуникативных качеств, воображения и логического мышления у дошкольников;
– практический: поиск экспонатов.
Оборудование: ноутбук; экспонаты музея; наглядный материал; чемодан; портрет И.И.Шишкина; репродукция картин «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща»; маршрутный лист; музыкальные инструменты (курай, мандалина, кубыз).
Предварительная работа: беседа о музеях города Казань; знакомство с музыкальными инструментами, творчеством И.И.Шишкина.
Место проведения: аудитории детского сада (групповая комната, музыкальный зал, спортивный зал, кабинет по изучению родного языка, мини-музей «Татарская изба»).
Участники: воспитатель группы, родители, преподаватель ДШИ (музыкальная школа).

ХОД ИГРЫ
Ребята! Скорее сюда. Перед вами чемодан. Он не простой. В нем создадим «Музей в чемодане». Для того чтобы пополнить музей экспонатами нужно пройти квест. А пройти квест нам поможет маршрут, который находится в чемодане. (достает маршрут из чемодана) Приложение 1
А тему «Музея в чемодане» вы узнаете, отгадав кроссворд

Вопросы:
1. Река на которой расположилась Казань.
2. В какой республике мы живём?
3. На какой улице находится наш детский сад?
4. В нём предметы старины до сих пор сохранены, любознательный народ поглазеть на них идёт.
5. Дракон на гербе Казани.
6. Как называется наш город?
Ключевое слово КРЕМЛЬ. Значит, мы с вами создадим мини Музей-заповедник Казанского Кремля. Игра заключается в том, чтобы пройти игру вам необходимо выполнить составленный маршрут (составлен из OR-код) Маршрут будет не обычный, на каждой станции узнаете много нового и интересного. А подарком будет экспонат для музея. Желаю вам удачи! (Педагог наводит телефоном на код и читает куда следует отправиться)

Станция «Лаборатория звуков»
Вас ждет увлекательное путешествие в мир звуков. Мы с вами уже знаем музыкальные инструменты. Назовите музыкальные инструменты (ответы детей). Сегодня мы с вами поговорим о инструментах татарского народа. С давних времен человек стремился выразить свои чувства в звуках. Это побуждало его изобретать различные музыкальные инструменты.
Татарская народная музыка имеет в своей основе колорит восточных традиций, она созвучна с музыкой народов Дальнего Востока. А традиционные арабо-мусульманские музыкальные инструменты гармонично вписались в творческое наследие татарского народа. Чтобы узнать о каких инструментах мы с вами сегодня поговорим, вам нужно собрать пазлы (дети делятся на 3 команды и собирают пазлы). Самыми известными инструментами татарского музыкального фольклора являются: курай, кубыз, мандолина.
Курай – национальный музыкальный инструмент. Появился он очень давно. Это продольная открытая флейта. Курай выглядит как трубка с отверстиями в корпусе, через которые выходит воздух. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент. (играет на инструменте татарскую народную мелодию).
Мандолина – струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, Струны задеваются играющим не пальцами, а медиатором так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. (играет на иструменте)
Кубыз –Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука – палец исполнителя, приводящий его в движение. При игре кубыз зажимают губами и придерживают левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывается пальцем правой руки отчего он приходит в состоянии вибрации издает звук. (играет на инстументе).
Понравилось ли, вам звучание инструментов (ответы детей). Какой инструмент больше? (Ответы детей)
Наша встреча подошла к концу. Я вижу сколько положительных эмоций она вызвала у вас. За нашу увлекательную беседу вы получаете экспонат «Спасская башня».
Обратимся к нашему маршрутному листу, куда он нас направляет. (Считывает QR- код )

Станция «Галерея картин»
Вот и прибыли в галерею картин. Давайте вспомним с творчеством, каких художников мы с вами знакомились ранее. (Ответы детей)
Посмотрите на экран и назовите художника (ответы детей) (Приложение 3). Верно на экране художник-пейзажист И.И. Шишкин. Он всегда любил природу, лес, его картины словно окно в лесной мир. Не будем время терять и мы с вами поиграем в игру «Угадай-ка».
Игра «Угадай-ка» Перед вами представлены картины И.И Шишкина («Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Рожь»), а вам необходимо вспомнить название картин. Назовите их (дети называют картины, взрослый наводит на QR-код и проверяет) (Приложение 4)
За правильные ответы на станции вы получаете экспонат «Башня Сююмбике», который вы сможете разместить в своем музее-чемодане .
Ну, а нам пора отправляться дальше. Давайте посмотрим, куда мы отправимся дальше (воспитатель наводит телефоном на QR–код карты и читает куда они отправятся дальше)

Станция «Спортивная»
Ведущий предлагает детям поиграть в татарскую народную игру «Тимербай»
Ход игры
Играющие дети, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «… вот так!» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
Вот мы немного поиграли и получите экспонат тайницкой башни.
Вот немного отдохнули и нам пора двигаться дальше (воспитатель наводит телефоном на QR–код карты и читает куда они отправятся дальше)

Станция «Татарская изба»
(Приложение 5)
Чаще всего в деревнях татарская семья жила в избе. Здесь собраны предметы старины нашего татарского народа. В этой избе живут бабай и эби. Одеты они в татарские национальные костюмы. А переднем плане мы с вами видим печь. Раньше печь не только обогревала семью, но служила и для приготовления пищи. Около печи вы видите горшки, чугунки, ухваты, эта утварь использовалась для приготовления пищи. Также особенностью татарского народа являлась медные сосуды для умывания кумганы, широкие тазы. Внутри жилого дома стены украшены вышитыми, своими руками, тканевыми полотенцами, яркими скатертями, покрывалами. Для вышивания использовали красную нить, для того чтобы было ярко. Какие уже знакомые орнаменты вы видите ?(ответы детей) На пол стелили паласы, которые ткали сами. Вдоль стены стоял сундук, в котором хранилась одежда. Сундук являлся мебелью, на них спали дети, сидели. Особое значение придавалось чаепитиям. Очень широко были распространены самовары. Чай пьют крепким, горячим.
Здесь мы с вами узнали как живет татарский народ. За это вам передаем экспонат большой мечети «Кул-Шариф». Отправляемся дальше и узнаем, что нас ждет дальше. (воспитатель наводит телефоном на QR-код карты и читает куда они отправятся дальше)
Станция «Творческая»
Поздравляю Вас! Вы прошли весь маршрут и получили экспонаты для создания Музея в чемодане. Назовите какие экспонаты? (Ответы детей)
В благодарность за пополнение нашего чемодана вручается татарское национальное блюдо чак-чак.