Воспитание толерантности и культуры межличностного общения у гимназистов
Воспитание толерантности и культуры межличностного общения у гимназистов
Альфина ЗИННАТОВА,
учитель начальных классов
гимназии №180 г. Казани
Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей.
А.Г.Асмолов.
Толерантность (лат. Tolerantia – терпение) – рассматривается как искренняя, осознанно уважительная терпимость, специфическая психологическая установка, ориентирующая на уважительное восприятие чужой этнической, религиозной самостоятельности, других культур, обычаев и образа жизни, нравственных ценностей, мировоззренческих убеждений и мнений, проявлений человеческой индивидуальности, как достойных уважения [3]. Российская Федерация, является одним из крупнейших многонациональных государств современного мира, объединившим разные национальности, обладающие своей неповторимой культурой. Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной России относится к числу актуальных. Наиболее остро она проявляется в молодёжной среде, в том числе и среди школьников, о чем свидетельствуют социологические исследования [5,7].
Ученикам, составляющим молодёжную элиту сегодня, предстоит завтра работать над формированием общественных, в том числе и межнациональных, отношений. Учащаяся молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований Российского общества [2,6].
Проблема толерантности в образовательной среде одна из наиболее важных, так как именно начиная учиться в школах, гимназиях и лицеях, люди начинают сталкиваться с большим количеством иностранных людей с другой верой, культурой, внешностью и взглядами на жизнь.
Наиболее актуальным в этом вопросе является работа по распространению идей толерантности среди школьников, как наиболее активной социальной группой, призванной в дальнейшем устанавливать диалогические связи между разными народами и культурами.
Необходимо так же отметить, что воспитание толерантности напрямую связано с разрешением проблем экстремизма, нацизма и религиозных конфликтов.
В школьной среде развивать толерантность необходимо совместной работой учеников, причем, желательно не соревновательной, а коллективной! К примеру, сборная класса или параллели классов, где ребята постоянно находятся плечом к плечу, вместе учатся и, самое главное, принимают участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях школьного, районного, городского и Всероссийского уровней, что, несомненно, объединяет учащихся разных возрастов, религий и национальностей. Проведение по понедельникам первым занятием во всех без исключения образовательных учреждениях внеурочных занятий (классный час) «Разговоры о важном», участие подрастающего поколения в школьной внеурочной общественной жизни так же объединяют воспитанников: это различные конкурсы, встречи, творческие, интеллектуальные и образовательные кружки и выездные мероприятия. В этом смысле данный способ сплочения способны сделать гораздо больше, чем информационно-просветительская деятельность.
Решить эти вопросы под силу «класс»ному самоуправлению. К своим сверстникам ученики прислушаются быстрее, чем к представителям старшего поколения. Наилучший способ установления толерантных отношений – совместная деятельность.
В настоящее время в гимназии обучаются ученики из разных стран особенно из ближнего зарубежья. Из всего количества обучающихся 1810 учащихся – в том числе: 19 иностранных граждан.
Организация воспитательной деятельности в гимназии опирается на нормативно-правовые акты федерального, регионального, окружного и республиканского уровней.
Работа проводилась и проводится в тесном взаимодействии с администрацией гимназии, классными руководителями, воспитателями ГПД и родителями. Ученикам – иностранцам оказывают постоянную помощь по вопросам организации учебы. Проводятся консультации и беседы, что обеспечивает их быструю адаптацию к условиям жизни.
Работа классных руководителей, по патриотическому и культурно-эстетическому воспитанию учеников в тесном взаимодействии с администрацией гимназии не прекращалась, можно сказать, круглые сутки. Все запланированные мероприятия воспитательного направления были проведены в сроки и качественно.
Необходимо отметить достижения руководства гимназии во внеучебной образовательной деятельности на всех уровнях деятельности. Учащиеся МБОУ «Многопрофильная полилингвальная гимназия №180» приняли активное участие во всех без исключения мероприятиях патриотического направления в г. Казани: «День Дружбы народов», «Конкурс патриотических песен», «Посвящение в гимназисты», «Орлята России», «День Победы», «Все мечты сбываются», «Город будущего» и многих, многих других мероприятий, где были задействованы все учащиеся гимназии 1–11 классов объединившим разные национальности.
Наш актив за последний учебный год завоевал множество наград самого высокого уровня: хореографический коллектив «Елмай» посетил новогоднюю Москву и принял участие в двух международных конкурсах – «Все мечты сбываются» и «Новогодняя Москва», где коллектив был представлен учениками разной национальности – также был отмечен наградами, стал обладателем диплома Гран-при и дважды лауреатом первой степени. Также были получены четырежды дипломы второй степени и один диплом третьей степени.
Команда гимназии стала победителем финала городского конкурса «Татар кызы – 2024», ученица 8 класса, стала серебряным призером на международном турнире по бадминтону. Знай наших, солисты ансамбля «Умырзая» на VI Всероссийском очном конкурсе детского и юношеского творчества МБОУ «Гимназия 180», г.Казань представили вокальную программу на татарском и русском языках. В номинациях «народное пение», «национальная эстрада» и «патриотическая песня» – стали лауреатами второй степени.
Школьным психологом и классными руководителями ежегодно в гимназии организуется тренинг на командообразование и сплочённость коллектива. Цель этих мероприятий – улучшение коммуникации между учениками, повышение уровня доверия и создание благоприятной атмосферы в классах. Тренинги включали упражнения на активное слушание, ролевые игры, совместное решение задач и развитие эмоционального интеллекта. Ученики активно участвовали в процессе и получили много полезных навыков для успешного взаимодействия в команде. Такие тренинги помогают школьникам лучше понимать друг друга, развивать лидерские качества и находить компромиссы в сложных ситуациях.
В честь празднования Дня учителя в гимназии прошла праздничная неделя, на протяжении которой для учителей от учеников всех классов было подготовлено много интересных активностей, такие как «Коробка комплиметов», «Стихи для педагогов», «Караоке», а кульминацией был веселый концерт, который стал ярким завершением праздничной недели.
Два дня в гимназии проходил традиционный, полюбившийся всем Фестиваль дружбы народов. Он стал настоящим праздником дружбы, взаимопонимания и культурного обмена! На фестивале собрались представители разных национальностей, чтобы показать свои традиции, обычаи и культурные достижения. Каждый участник вложил душу в своё выступление, и это было видно всем присутствующим. Такие мероприятия помогают нам лучше понимать друг друга и укреплять дружбу между народами.
Гимназисты приняли участие в массовом забеге «Кросс Нации – 2024», который прошёл в Казани! Это было невероятное событие, которое объединило любителей спорта со всей страны. Наши ребята проявили себя настоящими бойцами и показали отличные результаты. Также ученики 11 класса сдали нормативы ГТО.
В гимназии и за ее пределами прошли и многие другие плановые мероприятия. Основные мероприятия проводились на уровне гимназии, освещались телекомпаниями Татарстана, в Интернет-СМИ и печатных республиканских изданиях, что подчеркивает неоспоримую активную работу по воспитанию толерантности у гимназистов в частности и гимназии в целом.
«Люди! Будьте терпеливы, уважайте «чужие», не свои культуры, и жить станет легче и спокойнее. Три «Т» – Терпение, Терпимость, Толерантность – вот формула межкультурной коммуникации» (цитата из книги Светланы Григорьевны Тер-Минасовой «Язык и межкультурная коммуникации»).
Литература:
- Днепрова, Т. П. Педагогический анализ понятий «национальная толерантность», «этническая толерантность» и «межнациональная толерантность» / Т.П.Днепрова // Педагогическое образование в России. – 2010. – № 2. –С. 88–98.
- Евтюгина А.А. Межкультурная коммуникация в контексте «диалога культур»: проблемы обучения иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–2. С. 75–79.
- Зенович, Д.В. Воспитание толерантности и межэтнической толерантности у подростков – важная проблема современного образования / Д.В.Зенович // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 37. – С. 25–27.
- Понкин И.В.Толерантностьи толерантизм в светском государстве//Образование.–2003.–№5.–С.29–42.
- Рощупкина Е.И. Культурно-исторический анализ возникновения социально-психологических феноменов «толерантность» и «межэтническая толерантность» / Е.И. Рощупкина // Молодой ученый. – 2020. – № 32(322). – С. 100–103.
- Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникации: учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2000.
- Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникации: учеб. пособие / С.Г.Тер-Минасова. 3-е изд. М.: Слово, 2008.
- Тер-Минасова, С.Г. Война и мир языков и культур: учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2008.
- Мурашов А.А. Гримасы толерантности: когда терпимость нетерпима//Мир образования – образование в мире.–2003.–№3.–С.189–194.
- Чекмарева Т.Н. Психологическая модель толерантности и ее механизм в развитии толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. Т. 1. С. 259–264.
- Шабуров Н.В., Юдин А.В. Межрелигиознаятолерантность: Программа курса повышения квалификации// Преподавание истории и обществознания вшколе.–2005.–№8.–С.47–50.