Пути совершенствования и изучения родного языка и литературы

Пути совершенствования и изучения родного языка и литературы

 

Насима АХМЕРОВА

учитель русского языка и литературы

средней школы №98 г.Казани.

 

Истинная любовь к своей стране

немыслима без любви к своему языку

(К. Паустовский).

 

Именно школа выпускает в жизнь человека, от нее в большей степени зависит, насколько он прочно стоит на ногах, насколько крепко его мировоззрение. Поэтому   школа ориентирована на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помочь семье приобщить ребенка к богатствам языка и духовным ценностям народа; осознавать веками складываемые и ныне сохраняющие свою ценность устои жизни.

Последнее время многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески?

Каждому из нас известна истина, что язык – душа нации. Без языка нация попросту не существует. Язык – это культура, традиции, это образ жизни. Национальный(родной) язык – это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия.

Национальное воспитание немыслимо без изучения истории своего народа, невозможно развить чувство патриотизма у подрастающего поколения без знания прошлого. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях, принятых в обществе на протяжении многовековой истории, примерами должны служить выдающиеся исторические личности, внесшие весомый вклад в развитие республики, сохранении мира, развитии культуры и искусства.

«Родной язык святой язык, отца и матери язык.
Как ты прекрасен!  Целый мир в твоём богатстве я постиг!
»

Эти строки известного стихотворения великого татарского поэта Габдуллы Тукая не могут оставить равнодушными ни одного человека любой национальности. Через родной язык с раннего детства человек, как губка, впитывает в себя всю информацию об окружающем мире, воспринимает особенности мировоззрения своей национальной культуры, ее ценности и устои. Родной язык непосредственно связан с формированием личности, ее самоопределением. Но не секрет, что в современном мире глобализации и урбанизации все больше распространяется тенденция исчезновения языкового разнообразия народов, населяющих Россию.

Преподавание родных языков становится очень важным в нашем современном мире. Изучение родного – это долгий процесс, который требует много времени и терпения.

Чтобы дети поняли насколько богат и красив их родной язык я поставила перед собой такие задачи:

– активизировать и обогатить словарный запас;

– воспитывать детей на основе народных традиций, обычаев, нравов, на примерах устного народного творчества и  образцах русской  литературы.

Обогащение словарного запаса – процесс длительный, особенно если обучение ведется с нуля. Уже в первый год обучения дети должны научиться слушать и понимать речь учителя, правильно произносить слова, отвечать на ограниченный круг вопросов. Именно заинтересованность ребенка  является стимулом обучения, который активизирует познавательную деятельность и позволяет сделать процесс обучения привлекательным. Этому способствует игра. Для того чтобы поддерживать интерес  к фольклору, читаем прибаутки, скороговорки, считалки.

Основой преподавания родного русского языка  является обучение грамотной  устной и письменной речи, то есть формирование языковой личности, приобщение учащихся к культурным языковым ценностям своего народа. Наряду с изучением грамматики знакомимся с историей, культурой, обычаями и традициями нашего народа.

Программа обучения родному русскому языку и литературе направлена  на расширение духовно-нравственной культуры детей. Она позволяет приобщить их к активному усвоению общечеловеческих, нравственных и культурных ценностей. А это имеет особое значение  в современных условиях формирования личности. Русская национальная культура – это источник мудрости, великодушия, высоких нравственных идеалов. Знание культуры и литературы своего народа помогает учителю воспитывать национальную гордость в каждом ученике, в каждой отдельной личности, эффективно воспитывать на примерах. А их главными источниками являются сами люди, имеющие десяток лет и бережно сохранившие в своей памяти былое.

К.Д.Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и

нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения,

ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и

самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение

культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли

являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и

духовно развитой личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной

язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития

ученика как личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка

в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком

усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в

его «тысячелетнем историческом движении». «Отнимите у народа все – и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его»

Первый опыт общения ребенок получает уже в младенческом возрасте,

поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми учителями в освоении родного языка.

На своих уроках я стараюсь прививать любовь к родному краю, его народу; формированию у учащихся ответственности и межкультурной толерантности; воспитанию истинных носителей образцов  национальной культуры, последователей и продолжателей творческих наследий предыдущих поколений. Соприкасаясь с далёким прошлым своего народа, дети прежде всего знакомятся с жизнью. Знакомясь с устным народным творчеством, произведениями художественной литературы, дети учатся житейской мудрости, рассказы о народных промыслах приобщают их к миру прекрасного. Не стоит отбрасывать опыт предков, какие бы выгоды не сулили современные технологии.

Примечательно, что именно на уроках родного  языка школьники знакомятся не только с родной национальной культурой, но и с культурой других народов, что способствует формированию уважения к национальной самобытности других культур; пониманию и осознанию национально-культурных различий между народами.

Успех урока в значительной степени зависит от его оснащенности. Эффективным механизмом в повышении доступности качественного образования является внедрение современной информационной технологии.

Применение компьютера значительно облегчает выполнение учителем таких обязательных функций, как презентация нового учебного, организация проверочных работ, моделирование ситуаций, контроль и оценка знаний учащихся.

Красочность представленного материала положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, создавая дополнительный стимул к изучению татарского языка и облегчает его восприятие.

Ученики с большим желанием сами работают с компьютером, создают презентации, получают максимальную помощь в виде справочного материала.

Я считаю, что каждый человек любой национальности должен и обязан знать свой язык, свою историю, материальную и духовную культуру, обычаи и праздники, национальные блюда и костюмы, фольклор и быт, выдающихся писателей и поэтов своего народа, уметь писать и читать на родном языке.

Следует помнить, что без знания языка, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. А будущий гражданин – наш сегодняшний ученик.