Цветок – орган полового размножения покрытосеменных растений
Цветок – орган полового размножения покрытосеменных растений
(Урок биологии в 7 классе)
Гульфия ГАБИДУЛЛИНА
учитель биологии
Апастовской средней школы РТ
Тема: Цветок – орган полового размножения покрытосеменных растений
Цель: раскрыть особенности полового размножения растений.
Задачи: показать биологическое значение полового размножения растений и его преимущество перед бесполым; совершенствовать умения узнавать органы цветковых растений; продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, работать с учебником; воспитывать у учеников интерес к изучению природы.
Планируемые образовательные результаты:
В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут: сформулировать определение понятиям: цветок, типы цветков, тычинки и пестик, венчик, чашечка, околоцветник, соцветие; раскрыть биологическую роль частей цветка в жизни растения.
Тип урока: комбинированный.
Базовые понятия: цветок, венчик, чашечка, околоцветник, соцветие.
Оборудование и материалы: таблица «Строение цветка»; цветущие комнатные растения; разборная модель «Цветок вишни»; живые цветки различных растений; компьютер; мультимедийная доска.
Методы:
1). Словесные (лекция, беседа)
2). Наглядные (иллюстрации, таблицы, модель цветка)
3). Практические (работа в тетради)
Деятельностное содержание урока.
Проблематизация, актуализация, мотивация
Учитель. Здравствуйте ребята! Проверяем готовность к уроку.
(Приветствие учителя. Подготовка к уроку, организация рабочего места.)
– Для того чтобы изучить новую тему нам необходимо вспомнить какую тему мы изучили на прошлом уроке.
(Ответы обучающихся: Покрытосеменные (Цветковые) растения.)
– Почему отдел называется Покрытосеменные? (Ответы обучающихся: семя покрыто плодом).
– Молодцы. Предлагаю вам выполнить одно несложное задание. Необходимо вставить пропущенные слова в предложениях.
Цветковые или Покрытосеменные – отдел высших семенных растений, по числу видов превосходящий другие отделы высших растений. В строении покрытосеменных растений различают вегетативные и генеративные органы. Важнейшей особенностью цветковых растений является наличие специализированного генеративного органа – цветка, берущего на себя функции полового размножения. Цветковые растения заключают свои семязачатки (семяпочки) в полость завязи, которая образована срастанием открытого плодолистика. Стенки завязи после оплодотворения разрастаются и видоизменяются, образуя плод.
– Из пропущенных слов попробуем сформировать тему сегодняшнего урока. (Ответы учащихся)
– Молодцы! Тема урока: «Цветок орган полового размножения покрытосеменных растений».
– Какие цели и задачи мы поставим перед собой для изучения данной темы?
Обсуждение темы урока. Исходя из темы формулируют цель и задачи урока. Предлагают свои версии.
– Да, правильно, но я бы хотела уточнить, изучить особенности полового размножения у покрытосеменных растений
Вы узнаете: Особенности полового размножения покрытосеменных растений.
Вы научитесь:узнавать органы цветковых растений.
Первичное ознакомление
Учитель. Вернемся к тексту. Цветковые или Покрытосеменные – отдел высших семенных растений, по числу видов превосходящий другие отделы высших растений.
– какое свойство живых организмов способствует сохранению и увеличению числа растений? (ответы обучающихся: размножение, самовоспроизведение).
Постановка проблемы: Какое преимущество дало половое размножение покрытосеменным растениям?
Прежде чем приступить к изучению новой темы нам необходимо вспомнить строение покрытосеменных растений. Для этого выполним задание. Даны отдельные слова и словосочетания, с помощью которых нужно построить схему строения покрытосеменных растений.
Органы растения, вегетативные, генеративные, корень, стебель лист, побег, почка, цветок, плод, семя
Опираясь на данную схему, ответьте на вопрос. Что такое цветок?
Ответы обучающихся.
– Правильно. Цветок представляет собой видоизмененный укороченный побег. Это генеративный орган, т.е. орган полового размножения растений.
Цветки образуются только у цветковых растений. Цветковыми называются растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни.
Вспомните строение генеративной почки, из каких частей она состоит?
Генеративная почка состоит из почечной чешуи, зачаточного листа, зачаточного стебля и зачаточного бутона.
Что развивается из генеративной почки?
Из генеративной почки развивается цветок.
Отсюда можем сделать вывод, что цветок – видоизмененный укороченный побег.
Давайте посмотрим, как происходит развитие цветка из генеративной почки? Как возникает красота в природе.
Просмотр видео (видео как раскрываются цветы в природы под мелодичную музыку)
Лабораторная работа.
Учитель. Приступим к изучению морфологии цветка (рисунок и схема на доске). Перед вами цветок пеларгонии садовой. Аккуратно разбираем цветок по частям.
– Самая яркая и заметная часть цветка – венчик. Он состоит из лепестков.
– Если лепестки срастаются между собой, такой венчик называется сростнолепестным (картофель, колокольчик).
– Если лепестки не срастаются, то венчик называется свободнолепестным(вишня, яблоня, слива).
Какую функцию выполняет венчик?
(Ответы обучающихся: привлечение насекомых – опылителей.)
– Верно. Основной функцией яркоокрашенного венчика чаще всего является привлечение насекомых–опылителей.
Достаточно часто случается так, что венчик окружен чашечкой, которая состоит из чашелистиков.
– Назовите какую функцию выполняет чашечка?
Ответы обучающихся: защищает цветок
СХЕМА НА ДОСКЕ (кластер)
– Правильно. Основной функцией чашечки является защита внутренних частей цветка. Чашечка окрашена в зелёный цвет.
– Совокупность чашечки и венчика называют околоцветником.
Учитель. Найдите в учебнике какой околоцветник называется двойным?
Если у цветка присутствует и чашечка и венчик, такой околоцветник называют двойным.
Найдите в учебнике какой околоцветник называется простым?
Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик, такой околоцветник называют простым.
– Приведите примеры растений с двойным и простым околоцветником (ответы обучающихся: вишня, яблоня; тюльпан, лилия)
Давайте более подробно разберем строение основных частей цветка. Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити.
Внутри пыльника развивается пыльца и созревает пыльцевое зерно, а тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту. Число тычинок в разных цветках различно.
– Какую функцию выполняет тычинка? (образует пыльцу, содержащую мужские гаметы.
ПЫЛЬЦЕВОЕ ЗЕРНО ЭТО ГАМЕТОФИТ ИЛИ СПОРОФИТ?
Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. Пестиков в цветке может быть много, но чаще встречаются цветки с одним пестиком.
– Какую функцию выполняет пестик? (содержит зародышевый мешок, образующий женские гаметы).
Зародышевый мешок это гаметофит или спорофит?
Какой вывод можно сделать по данной схеме? Какая часть цветка называется гаметофитом? Почему?
Если у цветка отсутствует пестик, такой цветок называется тычиночным, или мужским. Если у цветка отсутствует тычинка, такой цветок называется пестичным, или женским.
Вывод: цветы бывают тычиночными и пестичными.
Учитель. Найдите в учебнике какие растения называют однодомными, какие двудомными?
Если на одном растении развиваются и пестичные, и тычиночные цветки то такие растения называются однодомными.
А если на одном растении развивается пестичный цветок, а на другом тычиночный, то такие растения называются двудомными.
Проверим как внимательно вы меня слушали. Физкультурная минутка.
При неверном утверждении, присаживаемся, при правильной – встаем и руки поднимаем вверх, хлопаем.
1) цветок – генеративный орган; +
2) венчик – это совокупность чашелистиков; –
3) функция венчика – привлечение внимания насекомых; +
4) фотосинтез – функция чашелистиков; +
5) пестик – мужской орган, образует спермии; –
6) растения бывают однодомные и двудомные; +
7) яблоня – двудомное растение; –
Учитель.Спасибо, молодцы. Мы узнали, как вы внимательно слушали меня и поняли изученный материал.
Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в соцветия.
Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы.
Основная функция соцветий – служат для привлечения насекомых – опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием. Если цветы расположены на главной оси, такие соцветия называются простыми. Простые соцветия более разнообразны:
– кисть (ландыш)
– головка (клевер)
– початок (кукуруза)
– колос (подорожник)
– зонтик (примула)
Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях, то есть на осях второго и третьего порядка:
– метелка (сирень)
– зонтик (укроп)
– колос (пшеница)
Отработка и закрепление.
Учитель. О каком свойстве растений, мы говорили сегодня? Какое свойство способствует сохранению растений на нашей планете. (Размножение)
– Какие виды размножения вы знаете? (половое и бесполое)
– О каком виде размножения мы сегодня говорили? (половое размножение)
– Как происходит бесполое размножение? (с помощью вегетативных органов)
– Какое размножение происходит быстрее: половое или бесполое? (бесполое)
– Правильно, молодцы. Если бесполое размножение происходит быстрее, и растения могут восстановить или приумножить численность быстрее, то зачем необходимо половое размножение? (ответы обучающихся).
Учитель. Вернемся к вопросу урока. Назовите в чем преимущество полового размножения перед бесполым размножением.
Преимущество полового размножения по сравнению с бесполым заключается в том, что в диплоидной зиготе объединяются гаплоидные наборы хромосом разных организмов. Таким образом, особи, возникшие при половом размножении, имеют новые, различающиеся между собой генотипы. При этом увеличивается изменчивость организмов, что дает более богатый материал для естественного отбора. Приспособительные возможности растений размножающихся половым путем, оказывается, существенно выше.
А теперь мы узнаем как хорошо вы знаете сказки.
Как называется часть цветка, которую бросала девочка Женя из сказки «Цветик – семицветик» и загадывала желание? (Лепесток).
- Что искала девушка – падчерица в зимнем лесу в сказке «12 месяцев»? (Цветы подснежники).
- Какие цветы выращивали в своих садиках Кай и Герда – герои сказки Г.Х.Андерсона «Снежная королева» ? (Садовые розы)
- Как называется самая красивая часть цветка розы? (Венчик)
- Как называется часть цветка, на котором сидела Дюймовочка?
Обобщение и систематизация.
- Укороченный видоизмененный и укороченный у растений побег, который приспособлен к половому размножению растений, называется…
- Главными частями цветка являются…
- Женская часть цветка…
- 4. Пестиксостоит из…
- 5. Тычинка состоит из …
- Группа цветков собраны в …
Что мы узнали?
Размножение растений происходит в различных формах. Органом размножения цветковых растений является цветок. Преимущество полового размножения над бесполым – получение новых комбинаций генов, что повышает жизненность организмов.
Рефлексия
Учитель организует обобщение знаний и выполненных действий. Создает условия для оценки результатов.
Рефлексия:
Что было полезно?
Что было интересно?
Что было трудно?
Получилась ли работа в группе?
Над чем необходимо еще поработать?
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Выставление оценки с разъяснением. Самооценка.
Домашнее задание
Всем
1.Изучить §23
По желанию, на выбор.
2.Найти дополнительный материал: цветы – символы страны. Цветы – барометры. Цветочный календарь.
3.Сделать мини-проект по теме: «Соцветия».