СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ХИМИИ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  

СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ХИМИИ ПРИ РАБОТЕ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

Динар  ВАЛИУЛЛИН,

учитель химии

 МБОУ «Естественно-научный Лицей №95

 г. Казань

 

Одаренный ребенок – это ребенок, который характеризуется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения в процессе индивидуализированного образования. [1, С. 211]

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации. К сожалению, современная обучающая практика сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка, лежащих вне ее. Природа одаренности объективно требует новых методов работы.  [2, С. 101] Одним из таких методов при работе с одаренными детьми является работа по индивидуальной-образовательной траектории. Данный метод позволяет глубже раскрыть способности ребенка и формировать предметные компетенции на более высоком уровне.

Другим направлением работы с одаренными детьми в рамках индивидуальной траектории обучения является использование различных средств визуализации учебного материала. Например, при изучении химических структур органических соединений работа со средствами визуализации позволяет многогранно рассмотреть многие важные явления, показать богатство и сложность окружающего мира, дать обучающимся заряд любознательности, творческой энергии. У школьников появится возможность создать не только собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним. Так, при изучении аминокислот на уроках химии обучающийся исследуют образование пептидов, визуализируя образование структуры белковой молекулы. Кроме того, в рамках индивидуального образования подробнее исследуются значение свободных аминокислот.

На уроках химии с помощью средств визуализации появляется возможность детального изучения взаимного влияния атомов в молекулах аминокислот. Например, при изучении строения тирозина с помощью программы ArgusLab обучающийся сможет вычислить длины связей, валентные углы между атомами, а также посмотреть распределение электронной плотности в молекуле (рисунок 1). На рисунке красным цветом обозначен избыток отрицательно, а белым избыток положительного заряда. Таким образом, исследуя молекулы аминокислот, обучающийся сможет осознанно решать задачи, связанные с взаимным влиянием атомов в молекулах, а также роль аминокислот в живых организмах.

 

                   а)                                                                     б)

Рисунок 1. а) строение молекулы тирозина; б) распределение электронной плотности в молекуле

 

Таким образом программное обеспечение для визуализации структур является важным инструментом в работе учителя химии, и его можно активно применять в урочной деятельности, а именно при анализе строения вещества, подготовки и интерпретации результатов компьютерного моделирования химических веществ и процессов, а также подготовки материалов для публикаций.

Мы установили, что метод моделирования эффективно развивает образное мышление ученика, эмоционально-нравственную сферу его личности, стимулирует к саморефлексии и самопознанию, самораскрытию творческих способностей и ценностного отношения к миру; учит эмоциональному и диалогическому стилю общения с человеком, сотрудничеству и взаимоуважению, признанию его самоценности.

Изучение курса способствует формированию у школьников современного научного мировоззрения, нового стиля мышления. Это попытка адаптировать к школьной практике преподавание нового курса, в основе которого лежит молекулярное моделирование как метод визуализации и исследования строения вещества.

 

Список литературы

  1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991г.- 211 с.
  2. Чинская Л.Н. Одарённые дети в общеобразовательной школе /Л.Н. Чинская //Одарённый ребёнок. — 2008. — №1. -142с.