Глобальные экологические проблемы
Глобальные экологические проблемы
(Урок биологии в 5 классе)
Лилия ЗАЛЯЛИЕВА
учитель биологии
МБОУ «Деушевская ООШ»
Апастовского района РТ
Тема | Глобальные экологические проблемы. |
Цель урока | Систематизировать знания обучающихся о сущности, масштабности и последствиях антропогенного воздействия на природу, ознакомить с глобальными экологическими проблемами и основами рационального природопользования.
|
Задачи урока
|
Обучающие:
– обосновывать влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу, меры ее охраны; выявление последствий деятельности человека на биосферу; – показать взаимосвязь, что любая деятельность человека оказывает на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека; – предложить способы решения проблемы антропогенного воздействия на природу. Развивающие: – активизировать познавательную деятельность учащихся; – развивать умение подбирать аргументы, строить доказательства, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключений; – формировать информационную и экологическую культуру. Воспитывающие: – сформировать бережное отношение к окружающей среде; – воспитывать патриотические чувства. |
Планируемые результаты | 1. Предметные:
– знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; – анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 2. Личностные: – знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. 3. Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные): – умение овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. |
Межпредметные связи | География, экология |
Ресурсы | Средства обучения: слайд-шоу, картины и фотографии, географические карты с обозначением мест нахождения заповедников и заказников России, Татарстана, проектор, ноутбук; мультимедийное сопровождение; раздаточный материал: кластер, таблица, лист самооценки, задания и материалы для практической работы. |
Основные понятия | Безотходная технология. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Природные ресурсы: неисчерпаемые и исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые). Рациональное природопользование. Сокращение биологического разнообразия. Экологическое воспитание и образование. |
Педагогические технологии: проблемное обучение, проектная технология.
УМК: АА.Каменский, ЕА.Крикунов, В.В.Пасечник, Биология, 5 класс, Издательство «Просвещения», 2024
Тип урока: открытия новых знаний
На экране эпиграф урока: Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е.Евтушенко
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания (учебник, предметный материал) | УУД |
Мотивация учебной деятельности
Цель: подвести учащихся к проблеме: о чем это стихотворение? |
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей.
Зачитывается стихотворение: Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой, И шепчут мне материки: Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза! И тихо просят родники: Ты береги нас, береги! Грустит глубокая река, Свои, теряя, берега, И слышу голос я реки, Ты береги нас, береги! Остановил олень свой бег: Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги, Ты береги нас, береги! Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной! И шепчут губы на ветру: Я сберегу вас, сберегу! |
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место.
Внимательно слушают стихотворение, высказывают свои мысли и предположения. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Личностные: самоопределение, психологическая готовность обучающихся к уроку. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности |
|
Актуализация знаний и раскрытие проблемы.
Цель – систематизировать знания по данной проблеме. |
Проблемные вопросы классу:
О чем это стихотворение? К чему может привести хозяйственная деятельность человека? На экране пустая таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал». После заполнения, анализируют содержимое граф, учитель обобщает и вместе формулируют тему урока, «анторопос» по гречески – человек: Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Понимая проблемы, которые возникли перед человечеством, мы должны узнать, как их решить. Что бы вы хотели узнать нового?
Учитель обобщает и объявляет цели и задачи урока |
Учащиеся дают ответы.
На столах учащихся карточки с таблицей, в которую вписываются свои знания в первую графу (влияние человека на природу в результате своей деятельности).
Учащиеся совместно с учителем заполняют вторую графу таблицы, что позволяет сформулировать цели и задачи урока. |
Интерактивная доска, индивидуальные карточки. | Регулятивные: обозначают цель; принимают решения.
Коммуникативные: выражает собственное мнение и позицию, устанавливает и сравнивает разные точки зрения, аргументирует собственное мнение. Личностные: формирование ценностных ориентаций.
|
Изучение нового материала.
Цель: открытие новых знаний. |
Итак, чтобы реализовать цель и задачи урока, предлагается посмотреть экологический мультфильм, после просмотра которого, нужно ответить на вопросы:
1. Какие экологические проблемы затронуты в мультфильме? 2. К каким последствиям приводит деятельность человека? |
Учащиеся отвечают на вопросы, делают определенные выводы.
|
Интерактивная доска, экологический мультфильм. | Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи;
использует различные информационные ресурсы. Коммуникативные: отображает в речи содержание совершаемых действий.
|
Формирование нового знания:
Цель – дать определения новым терминам.
|
Учитель: назовите важнейшие компоненты живой природы, являющихся источниками жизни.
Учитель обобщает: они являются источниками жизни, радости, красоты и относятся к природным ресурсам. Как вы думаете, к какой категории они относятся: исчерпаемые или неисчерпаемые? Возобновимые и невозобновимые.
Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу по определению новых терминов. Итак, в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем становится ограниченность ресурсов Земли. Это следствие нерационального природопользования. |
Учащиеся: воздух, вода, земля.
После дискуссии с классом, обобщают: неисчерпаемые. Самостоятельно в тетрадях определяют, что относится к исчерпаемым и неисчерпаемым, возобновимым и невозобновимым ресурсам. Работа в парах.
|
Учебник, биологический словарь. | Регулятивные: обозначают цель, принимают решения;
Познавательные: используют различные информационные ресурсы; обобщать предметные понятия; выделять главное, второстепенное. Коммуникативные: выражает собственное мнение и позицию, устанавливает и сравнивает разные точки зрения,
|
Реализация плана/использование нового знания .
Цель – систематизация знаний.
|
Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Байкальская трагедия», после чего задает вопрос классу: Почему на Байкале сложилась такая ситуация? | Работа учащихся по заполнению кластера. После заполнения,
вместе с учителем проверяют, вносят свои предложения.
|
Интерактивная доска, фрагмент экологического фильма «Байкальская трагедия». | Познавательные: выдвигать гипотезы: доказывать или опровергать выдвинутую гипотезу.
|
Первичное закрепление
Цель–применение нового знания и решение проблемы.
|
На экране факты, подтверждающие разрушительные последствия экологических проблем (слайд).
Учитель: предложите пути по решению проблем, возникших перед человечеством. |
Учащиеся предлагают свои варианты: озеленение, утилизация отходов и т.д. | Интерактивная доска. | Коммуникативные: выражает собственное мнение и позицию, устанавливает и сравнивает разные точки зрения, аргументирует собственное мнение.
Регулятивные: проводят самоконтроль. |
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель – выявить сформированность знаний материала.
|
Ребята, вы как считаете, это действительно конец? Может быть, ещё не поздно задуматься и что–то изменить в окружающем нас мире? Наши предки бережно относились к природе, жили в гармонии с ней, учитывали законы природы и не нарушали взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Они смогли сохранить всю первозданную красоту живой природы, и её видовое многообразие. В настоящее время человек всё больше нарушает законы природы, не задумываясь о последствиях. Это приводит к уменьшению видового многообразия, к экологическим катастрофам.
Что необходимо для разумного управления состоянием биосферы?
Рассказ, с элементами беседы, учителя о сущности рационального природопользования, деятельности, направленной на охрану окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов. |
Ответы учащихся.
1.Необходимо знать механизмы управления сложной огромной системой. 2.Определенный уровень экологической культуры общества. 3.Проведение эколого–просветительской деятельности со школьниками и населением. 4.Рациональное природопользование. |
Личностные: освоение моральных норм, развитие морального самосознания, формирование ценностных ориентаций.
|
|
Включение в систему знаний.
Цель– применение новых способов действия и знаний в системе биологических и экологических знаний.
|
Ребята, а какие существуют экологические проблемы на сегодняшний день в нашем селе, в Республике? Почему они возникли? Что необходимо предпринять для решения этих проблем?
Рассказ с элементами беседы учителя о сущности рационального природопользования, деятельности, направленной на охрану окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов. Как вы думаете, существуют ли в нашей республике заповедные территории? Какие? На земле – большое количество национальных парков, заповедников, заказников и др. охраняемых территорий, что составляет 12% всей земной суши. Татарстан – регион с бескрайними лесами, просторными ухоженными полями, глубокими реками, многочисленными родниками и озерами. Природа этого края богата лиственными и хвойными лесами, которые являются местом обитания разнообразных лесных жителей, а красивейшие многочисленные водоемы полны самых разных видов рыб. |
Ответы учащихся: загрязнение реки Свияга, увеличение автотранспорта, истребление видового состава и др.
Выступление ученика: Национальные парки и заповедники Татарстана. |
Выступление ученика. | Коммуникативные: осуществляет контроль, коррекцию, оценку действий партнёра.
Познавательные: сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи.
|
Рефлексия
Цель – организация фиксации нового, анализа требований выполнения заданий, оценки собственной деятельности.
|
Итак, на уроке мы с вами раскрыли сущность антропогенного воздействия на биосферу, предложили пути решения проблемы. Что же нового вы узнали сегодня? | Учащиеся заполняют третью графу таблицы
«Я узнал…» |
Интерактивная доска, карточки. | |
Итог урока.
Цель – подвести к общим выводам работы учащихся на уроке, выставить оценки.
|
Беседа с классом | Диалог | ||
Домашнее задание, пожелания | Подготовить проект «Мое село в будущем…» |
.