Глобальные экологические проблемы

 

Глобальные экологические проблемы

рок биологии в 5 классе)

Лилия ЗАЛЯЛИЕВА

учитель биологии

МБОУ «Деушевская ООШ»

Апастовского района РТ

 

Тема Глобальные экологические проблемы.
Цель урока Систематизировать знания обучающихся о сущности, масштабности и последствиях антропогенного воздействия на природу, ознакомить с глобальными экологическими проблемами и основами рационального природопользования.

 

Задачи урока

 

Обучающие:

– обосновывать влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу, меры ее охраны;  выявление последствий деятельности человека на биосферу;

– показать взаимосвязь, что любая деятельность человека оказывает на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека;

– предложить способы решения проблемы антропогенного воздействия на природу.

Развивающие:

– активизировать познавательную деятельность учащихся;

– развивать умение подбирать аргументы, строить доказательства, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключений;

– формировать информационную и экологическую культуру.

Воспитывающие:

– сформировать бережное отношение к окружающей среде;

– воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты 1. Предметные:

– знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

– анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

2. Личностные:

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

3. Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

– умение овладевать  составляющими исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,  делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Межпредметные связи География, экология
Ресурсы Средства обучения: слайд-шоу, картины и фотографии, географические карты с обозначением мест нахождения заповедников и заказников России, Татарстана, проектор, ноутбук; мультимедийное сопровождение; раздаточный материал: кластер, таблица, лист самооценки, задания и материалы для практической работы.
Основные понятия Безотходная технология. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Природные ресурсы: неисчерпаемые и исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые). Рациональное природопользование. Сокращение биологического разнообразия. Экологическое воспитание и образование.

Педагогические технологии: проблемное обучение, проектная технология.

УМК:  АА.Каменский, ЕА.Крикунов, В.В.Пасечник, Биология, 5 класс, Издательство «Просвещения», 2024

Тип урока: открытия новых знаний

На экране эпиграф урока:                                                                                                                                                                                                                                                               Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                            Е.Евтушенко

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Обучающие и развивающие задания (учебник, предметный материал) УУД
Мотивация учебной деятельности

Цель: подвести учащихся к проблеме: о чем это стихотворение?

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей.

Зачитывается стихотворение:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои, теряя, берега,

И слышу голос я реки,

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

Я сберегу вас, сберегу!

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место.

Внимательно слушают стихотворение, высказывают свои мысли и  предположения.

  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Личностные: самоопределение, психологическая готовность обучающихся к уроку.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности

Актуализация знаний и раскрытие проблемы.

Цель – систематизировать знания по данной проблеме.

Проблемные вопросы классу:

О чем это стихотворение?

К чему может привести хозяйственная деятельность человека?

На экране пустая  таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал».

После заполнения,

анализируют содержимое граф,

учитель обобщает и  вместе  формулируют тему урока, «анторопос» по гречески – человек: Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

Понимая проблемы, которые возникли перед человечеством, мы должны узнать, как их решить.  Что бы вы хотели узнать нового?

 

 

Учитель обобщает и объявляет цели и задачи урока

Учащиеся дают ответы.

 

 

 

 

 

 

 

На столах учащихся карточки с таблицей, в которую вписываются свои знания в первую графу (влияние человека на природу  в результате своей деятельности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся совместно с учителем заполняют вторую графу таблицы, что позволяет сформулировать цели и задачи урока.

Интерактивная доска, индивидуальные карточки. Регулятивные: обозначают цель;  принимают решения.

Коммуникативные: выражает собственное мнение и позицию, устанавливает и сравнивает разные точки зрения, аргументирует собственное мнение.

Личностные: формирование ценностных ориентаций.

 

Изучение нового материала.

Цель: открытие новых знаний.

Итак, чтобы реализовать цель и задачи урока, предлагается посмотреть экологический мультфильм, после просмотра которого, нужно ответить на вопросы:

1. Какие экологические проблемы затронуты в мультфильме?

2. К каким последствиям приводит деятельность человека?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы, делают определенные выводы.

 

 

 

 

Интерактивная доска, экологический мультфильм. Познавательные:  устанавливать причинно – следственные связи;

использует различные информационные ресурсы.

Коммуникативные: отображает в речи содержание совершаемых действий.

 

Формирование нового знания:

Цель – дать определения новым терминам.

 

 

 

Учитель: назовите важнейшие компоненты живой природы, являющихся источниками жизни.

Учитель обобщает: они являются источниками жизни, радости, красоты и относятся к природным ресурсам.

Как вы думаете, к какой категории они относятся: исчерпаемые или неисчерпаемые? Возобновимые и невозобновимые.

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу по определению новых терминов. Итак, в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем становится ограниченность ресурсов Земли. Это следствие нерационального природопользования.

Учащиеся: воздух, вода, земля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После дискуссии с классом, обобщают:

неисчерпаемые.

Самостоятельно в тетрадях определяют, что относится к исчерпаемым и неисчерпаемым, возобновимым и невозобновимым ресурсам.

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

Учебник, биологический словарь. Регулятивные:  обозначают цель, принимают решения;

Познавательные: используют различные информационные ресурсы; обобщать предметные понятия; выделять главное, второстепенное.

Коммуникативные: выражает собственное мнение и позицию, устанавливает и сравнивает разные точки зрения,

 

 

Реализация плана/использование нового знания .

Цель – систематизация знаний.

 

 

Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Байкальская трагедия», после чего задает вопрос классу: Почему на Байкале сложилась такая ситуация? Работа учащихся по заполнению кластера. После заполнения,

вместе с учителем проверяют, вносят свои предложения.

 

Интерактивная доска, фрагмент экологического фильма «Байкальская трагедия». Познавательные: выдвигать гипотезы: доказывать или опровергать выдвинутую гипотезу.

 

Первичное закрепление

Цель–применение нового знания и решение проблемы.

 

 

На экране факты, подтверждающие разрушительные последствия экологических проблем (слайд).

Учитель: предложите пути по решению проблем, возникших перед человечеством.

Учащиеся предлагают свои варианты: озеленение, утилизация отходов и т.д. Интерактивная доска. Коммуникативные: выражает собственное мнение и позицию, устанавливает и сравнивает разные точки зрения, аргументирует собственное мнение.

Регулятивные: проводят самоконтроль.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель – выявить сформированность знаний материала.

 

Ребята, вы как считаете, это действительно конец? Может быть, ещё не поздно задуматься и что–то изменить в окружающем нас мире? Наши предки бережно относились к природе, жили в гармонии с ней, учитывали законы природы и не нарушали взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Они смогли сохранить всю первозданную красоту живой природы, и её видовое многообразие. В настоящее время человек всё больше нарушает законы природы, не задумываясь о последствиях. Это приводит к уменьшению видового многообразия, к экологическим катастрофам.

Что необходимо для разумного управления состоянием биосферы?

 

Рассказ, с элементами беседы, учителя о сущности рационального природопользования, деятельности, направленной на охрану окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Необходимо знать механизмы управления сложной огромной системой.

2.Определенный уровень экологической культуры общества.

3.Проведение эколого–просветительской деятельности со школьниками и населением.

4.Рациональное природопользование.

  Личностные: освоение моральных норм, развитие морального самосознания, формирование ценностных ориентаций.

 

Включение в систему знаний.

Цель–  применение новых способов действия и знаний в системе биологических и экологических знаний.

 

 

Ребята, а какие существуют экологические проблемы на сегодняшний день в нашем селе, в Республике? Почему они возникли? Что необходимо предпринять для решения этих проблем?

Рассказ  с элементами беседы учителя о сущности рационального природопользования, деятельности, направленной на охрану окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов.

Как вы думаете, существуют ли в нашей республике заповедные территории? Какие?

На земле – большое количество национальных парков, заповедников, заказников и др. охраняемых территорий, что составляет 12% всей земной суши.

Татарстан – регион с бескрайними лесами, просторными ухоженными полями, глубокими реками, многочисленными родниками и озерами. Природа этого края богата лиственными и хвойными лесами, которые являются местом обитания разнообразных лесных жителей, а красивейшие многочисленные водоемы полны самых разных видов рыб.

Ответы учащихся: загрязнение реки Свияга, увеличение автотранспорта, истребление видового состава и др.

 

 

 

 

 

Выступление ученика: Национальные парки и заповедники

Татарстана.

Выступление ученика. Коммуникативные: осуществляет контроль, коррекцию, оценку действий партнёра.

Познавательные: сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи.

 

Рефлексия

Цель – организация фиксации нового, анализа требований выполнения заданий, оценки собственной деятельности.

 

 

 

Итак, на уроке мы с вами раскрыли сущность антропогенного воздействия на биосферу, предложили пути решения проблемы. Что же нового вы узнали сегодня? Учащиеся заполняют третью графу таблицы

«Я узнал…»

Интерактивная доска, карточки.  
Итог урока.

Цель – подвести к общим выводам работы учащихся на уроке, выставить оценки.

 

 

Беседа с классом Диалог    
Домашнее задание,  пожелания Подготовить проект «Мое село в будущем…»      

 

 

 

.