ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ШЕСТИУГОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО И РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Альфира ХАМИДУЛЛИНА
Резеда НИЗАМОВА
воспитатели
детского сада «Росток»
с.Новое Шигалеево
Пестречинского района
В современном обществе, где ответственность и свобода выбора человека постоянно возрастает, функциональная грамотность признается как ключевой результат образования.
Что же такое функциональная грамотность?
Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, впервые был предложен и введен в научный и практический оборот в 1957 году в документах ЮНЕСКО.
Функциональная грамотность – это способность человека к решению личностных, познавательных, коммуникативных и задач организации деятельности в соответствии с возрастными и социокультурными особенностями, выступающая как мера освоения универсальных способов познания и освоения мира.
Функциональная грамотность является показателем становления самостоятельности, активности и ответственности личности в решении жизненных задач, в том числе в условиях неопределенности и отсутствия готового решения и способа действий. ФГ может рассматриваться как показатель меры освоения универсальных учебных действий.
Перечисленные качества функциональная грамотность личности перекликаются с целевыми ориентирами дошкольного образования, следовательно, предпосылки ФГ мы должны закладывать уже в дошкольном возрасте. Структурные компоненты ФГ для дошкольного образования должны быть конкретизированы в соответствии с задачами развития детей дошкольного возраста и теми личностными и умственными психологическими возрастными новообразованиями, которые составляют ресурсную основу ФГ.
Таким образом, можно предложить следующую структуру функциональная грамотность в дошкольном возрасте:
1.Личностные возрастные новообразования, составляющие ресурсный потенциал ФГ, включает:
– в сфере мотивационной готовности к осмысленному решению жизненных задач;
– в сфере развития Я – концепции и представления о себе;
– в ценностно – моральной сфере.
2.Основу функциональной грамотности в решении познавательных задач составляют следующие познавательные действия:
– способность к использованию символов и знаков;
– способность моделированию пространственных, временных и логических отношений и использование моделей;
– изменение познавательной позиции;
– формирование элементарных логических операций;
– проявление познавательной инициативы, умение и желание задавать вопросы;
– способность к преобразованию практической задачи в познавательную;
– осуществление исследовательской и проектной деятельности;
– проявление креативности как способности к поиску и конструированию новых оригинальных способов решения задач в условиях неопределенности;
– ориентировка в двухмерном пространстве, владение речевыми средствами, отражающими пространственные отношения;
– усвоение системы сенсорных эталонов цвета, формы, протяженности и осуществление перцептивных действий идентификации объектов по сенсорным признакам, установления их сходства и различий;
– сенсомоторная координация, освоение широкого репертуара моторных навыков;
– овладение фонематическим, лексическим, семантическим, грамматическим, синтаксическим строем родной речи;
– формирование планирующей и обобщающей функций речи.
3.Основу функциональной грамотности в решении коммуникативных задач общения и кооперации составляют:
– способность устанавливать межличностный контакт со взрослыми и сверстниками;
способность к самопрезентации;
– понимание того, что партнеры по общению могут иметь различные точки зрения;
– умение слушать и слышать партнера;
– способность действовать с учетом позиции другого;
– проявление инициативы и коммуникации;
– умение строить речевые высказывание в соответствии с нормами родного языка, владение невербальными средствами общения.
4.Основой функциональной грамотности в решении коммуникативных задач конструктивного разрешения конфликтов является:
– понимание того, что участники конфликта имеют различные, в том числе противоречивые интересы и точки зрения;
– умение выразить свою позицию;
– умение выслушать и услышать оппонента;
– способность предложить способ разрешения конфликта с учетом интересов всех сторон;
– способность к контролю своего поведения в соответствие социальными нормами;
– способность к контролю своего поведения в соответствии с социальными нормами.
- Основу функциональной грамотности в решении задач организации и управления поведением и деятельностью составляют:
– принятие и сохранение поставленной цели;
– способность к целеполаганию в типичных видах деятельности;
– способность действовать в соответствии с инструкцией, образцом и правилом;
– способность к элементарному планированию деятельности;
– умение контролировать свое действие по результату;
– адекватное принятие оценки результата и правильности своих действий;
– адекватное принятие помощи взрослого и инициативное обращение за помощью и социальной поддержкой в случае необходимости;
– способность корректировать свои действия;
– способность прилагать усилия и преодолевать помехи на пути достижения цели, проявление целеустремленности и воли.
- Основой функциональной грамотности в решении задач эмоциональной сфере является:
– понимание значения базовых эмоций;
– способность к культурно – опосредственному выражению эмоций;
– способность к эмпатии, пониманию чувств;
– умение осуществлять элементарную саморегуляцию эмоций;
– применение конструктивных стратегий совпадений с проблемными ситуациями.
Изучив опыт ведущих педагогов, я заинтересовалась технологией шестиугольного обучения. Эта технология была разработана для школьников, я адаптировали ее к условиям детского сада.
Цель использования технологии шестиугольного обучения: развитие критического мышления, познавательной активности, инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления у детей дошкольного возраста.
2.Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, принимать активное участие в образовательном процессе.
- Способствовать развитию умения работать по образцу, выполнять инструкции.
4.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5.Способствовать формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста.
6.Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самостоятельно добывать недостающие знания.
7.Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
8.Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
Развивающий потенциал методики шестиугольного обучения многогранен, в ходе реализации данной технологии у детей формируются: социально-коммуникативные навыки, совершенствуются когнитивные способности, естественнонаучные представления о природных объектах и явлениях, математические представления и основы финансовой грамотности, культура речевого общения, предпосылки освоения грамоты, творческие способности, повышение самооценки и собственной значимости ребенка.
В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек, которые называются гексом (hexagon). Каждый из шестиугольников – это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде текста или изображения. Шестиугольники соединяются гранями друг с другом благодаря определенным логическим связям, которые воспитанникам необходимо установить, соединив карточки.
Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков, как способность анализировать, классифицировать, обобщать и представлять доказательства.
Работа с гексами вызвала интерес у детей, мой арсенал пополнился большим разнообразием шестиугольных карточек, которые позволили развивать предпосылки функциональной грамотности по всем образовательным областям. Создала более 50 наборов шестиугольных карточек.
Познавательное развитие | |
Направления деятельности с детьми | Перечень шестиугольныхкарточек |
– природное окружение
– естественно – научные представления – предметное окружение – математическое развитие – финансовая грамотность |
«Жители Арктики»
«Что для Земли хорошо, а что плохо» «Живая и неживая природа» «Чем кормить птиц зимой и летом» «Зимующие и перелетные птицы» «Природные явления» «Для чего нужны деньги» «Что можно купить на деньги» «Семейный бюджет» |
Социально – коммуникативное развитие | |
– образ – Я, гендерное воспитание
– нравственное воспитание – формирование социальных представлений, умений и навыков – патриотическое воспитание – культурно – исторические традиции Республики Татарстан и России |
«Народы России»
«Русская народная одежда» «Россия – негосударственные символы» «Минем туган ягым – Татарстан» «Россия» «Патриотизм – это…» «Внимание! Незнакомец!» «Дорожные знаки» «Если ты один дома» «Осторожно, тонкий лед» «Внимание! Если ты нашел подозрительный предмет» |
Речевое развитие | |
– развитие связной речи
– активизация и обогащение словаря – расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, совершенствование грамматического строя речи – обучение грамоте – знакомство с детскими писателями и их произведениями |
«Стихи про дружбу»
«П.П. Бажов» «С.Я.Маршак» «Муса Джалиль» «Габдулла Тукай» «А.С.Пушкин» «Русские народные сказки» «В.В.Бианки» «Абдулла Алиш» «Сказы П.П.Бажова» «Чему нас учат книги» «Сказки Ш.Перро» |
Художественно – эстетическое развитие | |
– декоративно – прикладное искусство
– цветовое восприятие – знакомство с художниками и их произведениями живописи – архитектура – знакомство с детскими композиторами и их произведениями – музыкальные инструменты |
«П.И.Чайковский»
«Струнные музыкальные инструменты» «Духовые музыкальные инструменты» «Клавишные музыкальные инструменты» |
Физическое развитие | |
– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
– начальное представления о видах спорта |
«Как быть здоровым?»
«Обязательно моем руки» «Зимние виды спорта» «Здоровый образ жизни» «Летние виды спорта» «Правильно моем руки» «Мой день» |
А также сделала шестиугольников к праздничным датам и событиям, Году семьи:
15.01 – «День зимующих птиц»
18.01 – «День снеговика»
«День снятие блокады Ленинграда»
«Новый год – это….»
«Дед Мороз – это…»
«Снегурочка – это…»
«2024 – год семьи»
«Семейные ценности»
«Календарь семейных праздников»
«Самое важное – это семья»
«Мама – это…»
«День отца»
«23 февраля»
«День пожилого человека» и т д.
Педагогическая идея технологии шестиугольного обучения заключена винтеграции дидактического материала и умения использовать приобретенные знания, умения и навыки.
Плюсы шестиугольного обучения:
- Организация работы в группах, парах, индивидуально.
- интерактивность, наглядность;
- эффективная систематизация материала;
- реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;
- активизация воспитанников, достижение включенности каждого ребенка в работу;
- визуализация учебного материала;
- эффективная реализация развивающего потенциала занятия.
Этот метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работывоспитанников, что приводит к формированию у них устойчивого глубокогопознавательного интереса.
В педагогической деятельности воспитателей шестиугольное обучение используются:
- на занятиях для ознакомления с новым материалом и повторением пройденного;
- в индивидуальной работе для закрепления знаний, таким образом происходит «обучение без принуждения»;
- в совместной деятельности взрослых и детей как средство совместного досуга;
- для организации самостоятельной деятельности детей.
Специалисты детского сада могут использовать шестиугольное обучение как развивающее средство для решения конкретно поставленных целей и задач: учитель – логопед – для дифференциации звуков; педагог-психолог – для распознавания эмоций, развития коммуникативных навыков детей, музыкальный руководитель – для повышению мотивации к изучению музыкального искусства, инструктор физической культуры – для представления о ЗОЖ, о видах спорта.
На мой взгляд, применение технологии шестиугольного обучения открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием шестиугольного обучения всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.