ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ШЕСТИУГОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО И РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Альфира ХАМИДУЛЛИНА

Резеда НИЗАМОВА 

воспитатели

детского сада «Росток»

с.Новое Шигалеево

Пестречинского района

 

В современном обществе, где ответственность и свобода выбора человека постоянно возрастает, функциональная грамотность признается как ключевой результат образования.

Что же такое функциональная грамотность?

Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, впервые был предложен и введен в научный и практический оборот в 1957 году в документах ЮНЕСКО.

Функциональная грамотность – это способность человека к решению личностных, познавательных, коммуникативных и задач организации деятельности в соответствии с возрастными и социокультурными особенностями, выступающая как мера освоения универсальных способов познания и освоения мира.

Функциональная грамотность является показателем становления самостоятельности, активности и ответственности личности в решении жизненных задач, в том числе в условиях неопределенности и отсутствия готового решения и способа действий. ФГ может рассматриваться как показатель меры освоения универсальных учебных действий.

Перечисленные качества функциональная грамотность личности перекликаются с целевыми ориентирами дошкольного образования, следовательно, предпосылки ФГ мы должны закладывать уже в дошкольном возрасте. Структурные компоненты ФГ для дошкольного образования должны быть конкретизированы в соответствии с задачами развития детей дошкольного возраста и теми личностными и умственными психологическими возрастными новообразованиями, которые составляют ресурсную основу ФГ.

Таким образом, можно предложить следующую структуру функциональная грамотность в дошкольном возрасте:

1.Личностные возрастные новообразования, составляющие ресурсный потенциал ФГ, включает:

–  в сфере мотивационной готовности  к осмысленному решению жизненных задач;

– в сфере развития  Я – концепции и представления о  себе;

–  в ценностно – моральной сфере.

2.Основу функциональной грамотности в решении познавательных задач составляют следующие познавательные действия:

– способность к использованию символов и знаков;

– способность моделированию  пространственных, временных  и логических отношений  и использование моделей;

– изменение познавательной позиции;

– формирование элементарных логических операций;

– проявление познавательной инициативы,  умение и желание задавать вопросы;

– способность к преобразованию  практической задачи в познавательную;

– осуществление исследовательской и проектной деятельности;

– проявление креативности как способности к поиску и конструированию новых оригинальных способов решения  задач в условиях неопределенности;

– ориентировка в двухмерном пространстве, владение речевыми средствами, отражающими пространственные отношения;

– усвоение системы сенсорных эталонов цвета, формы, протяженности и осуществление перцептивных действий идентификации объектов по сенсорным признакам, установления их сходства и различий;

–  сенсомоторная координация, освоение широкого репертуара моторных навыков;

– овладение фонематическим, лексическим, семантическим, грамматическим, синтаксическим  строем родной речи;

–  формирование планирующей и обобщающей функций речи.

3.Основу функциональной грамотности в решении коммуникативных задач общения и кооперации составляют:

– способность устанавливать межличностный  контакт со взрослыми и сверстниками;

способность  к самопрезентации;

– понимание того, что партнеры по общению могут иметь различные точки зрения;

– умение слушать и слышать партнера;

– способность действовать с учетом позиции другого;

–  проявление инициативы и коммуникации;

– умение строить речевые высказывание в соответствии с нормами родного языка, владение невербальными средствами общения.

4.Основой функциональной грамотности в решении коммуникативных задач конструктивного разрешения конфликтов является:

– понимание того, что участники  конфликта имеют различные, в том числе противоречивые интересы и точки зрения;

– умение выразить свою позицию;

– умение выслушать и  услышать оппонента;

– способность предложить способ разрешения конфликта с учетом интересов всех сторон;

– способность к контролю своего поведения в соответствие социальными нормами;

– способность к контролю своего поведения в соответствии с социальными нормами.

  1. Основу функциональной грамотности в решении задач организации и управления поведением и деятельностью составляют:

– принятие и сохранение  поставленной цели;

– способность к целеполаганию  в типичных видах деятельности;

– способность действовать в соответствии с инструкцией, образцом и правилом;

– способность к элементарному планированию деятельности;

– умение контролировать свое действие по результату;

– адекватное принятие оценки результата и правильности своих действий;

– адекватное принятие помощи взрослого и инициативное обращение за помощью и социальной поддержкой в случае необходимости;

– способность корректировать свои действия;

– способность прилагать усилия и преодолевать помехи на пути достижения цели, проявление целеустремленности и воли.

  1. Основой функциональной грамотности в решении задач эмоциональной сфере является:

– понимание значения базовых эмоций;

– способность к культурно – опосредственному выражению эмоций;

– способность к эмпатии, пониманию чувств;

– умение осуществлять элементарную саморегуляцию эмоций;

– применение конструктивных стратегий совпадений с проблемными ситуациями.

Изучив опыт ведущих педагогов, я заинтересовалась технологией шестиугольного обучения. Эта технология была разработана для школьников, я адаптировали ее к условиям детского сада.

Цель использования технологии шестиугольного обучения: развитие критического мышления, познавательной активности, инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления у детей дошкольного возраста.

2.Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, принимать активное участие в образовательном процессе.

  1. Способствовать развитию умения работать по образцу, выполнять инструкции.

4.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5.Способствовать формированию целостной картины мира  у детей дошкольного возраста.

6.Способствовать  развитию                  творческих    способностей    детей, умению самостоятельно добывать недостающие  знания.

7.Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

8.Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

Развивающий потенциал методики шестиугольного обучения многогранен, в ходе реализации данной технологии у детей формируются: социально-коммуникативные навыки, совершенствуются когнитивные способности, естественнонаучные представления о природных объектах и явлениях, математические представления и основы финансовой грамотности, культура речевого общения, предпосылки освоения грамоты, творческие способности, повышение самооценки и собственной значимости ребенка.

В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек, которые называются гексом (hexagon). Каждый из шестиугольников – это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде текста или изображения. Шестиугольники соединяются гранями друг с другом благодаря определенным логическим связям, которые воспитанникам необходимо установить, соединив карточки.

Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков, как способность анализировать, классифицировать, обобщать и представлять доказательства.

Работа с гексами вызвала интерес у детей, мой арсенал пополнился большим разнообразием шестиугольных карточек, которые позволили развивать предпосылки функциональной грамотности по всем  образовательным  областям. Создала  более 50 наборов  шестиугольных  карточек.

 

Познавательное развитие
Направления деятельности с детьми Перечень  шестиугольныхкарточек
– природное окружение

– естественно – научные представления

– предметное  окружение

– математическое развитие

– финансовая грамотность

«Жители Арктики»

«Что для Земли  хорошо, а что плохо»

«Живая и неживая природа»

«Чем кормить птиц зимой и летом»

«Зимующие и перелетные птицы»

«Природные явления»

«Для чего нужны деньги»

«Что можно купить на деньги»

«Семейный бюджет»

Социально – коммуникативное развитие
– образ – Я, гендерное воспитание

– нравственное воспитание

– формирование социальных представлений, умений и навыков

– патриотическое воспитание

– культурно – исторические традиции Республики Татарстан и России

«Народы России»

«Русская народная одежда»

«Россия – негосударственные символы»

«Минем туган ягым – Татарстан»

«Россия»

«Патриотизм – это…»

«Внимание! Незнакомец!»

«Дорожные знаки»

«Если ты один дома»

«Осторожно, тонкий лед»

«Внимание! Если ты нашел подозрительный предмет»

Речевое развитие
– развитие связной речи

– активизация и обогащение словаря

– расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, совершенствование грамматического строя речи

– обучение грамоте

– знакомство с детскими писателями и их  произведениями

«Стихи про дружбу»

«П.П. Бажов»

«С.Я.Маршак»

«Муса Джалиль»

«Габдулла Тукай»

«А.С.Пушкин»

«Русские народные сказки»

«В.В.Бианки»

«Абдулла Алиш»

«Сказы П.П.Бажова»

«Чему нас учат книги»

«Сказки Ш.Перро»

Художественно – эстетическое развитие
– декоративно – прикладное искусство

– цветовое восприятие

– знакомство с художниками и их произведениями живописи

– архитектура

– знакомство с детскими композиторами и их произведениями

– музыкальные инструменты

«П.И.Чайковский»

«Струнные музыкальные инструменты»

«Духовые музыкальные инструменты»

«Клавишные музыкальные инструменты»

Физическое развитие
– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

– начальное представления о видах спорта

«Как быть здоровым?»

«Обязательно моем руки»

«Зимние виды спорта»

«Здоровый образ жизни»

«Летние виды спорта»

«Правильно моем руки»

«Мой день»

А также  сделала шестиугольников  к праздничным датам и событиям, Году семьи:

15.01 – «День зимующих птиц»

18.01 – «День снеговика»

«День снятие блокады Ленинграда»

«Новый год – это….»

«Дед Мороз – это…»

«Снегурочка – это…»

«2024 – год семьи»

«Семейные ценности»

«Календарь семейных праздников»

«Самое важное – это семья»

«Мама – это…»

«День отца»

«23 февраля»

«День пожилого человека» и т д.

Педагогическая идея технологии шестиугольного обучения заключена винтеграции дидактического материала и умения использовать приобретенные знания, умения и навыки.

Плюсы шестиугольного обучения:

  • Организация работы в группах, парах, индивидуально.
  • интерактивность, наглядность;
  • эффективная систематизация материала;
  • реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;
  • активизация воспитанников, достижение включенности каждого ребенка в работу;
  • визуализация учебного материала;
  • эффективная реализация развивающего потенциала занятия.

Этот метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работывоспитанников, что приводит к формированию у них устойчивого глубокогопознавательного интереса.

В педагогической деятельности воспитателей шестиугольное обучение используются:

  • на занятиях для ознакомления с новым материалом и повторением пройденного;
  • в индивидуальной работе для закрепления знаний, таким образом происходит «обучение без принуждения»;
  • в совместной деятельности взрослых и детей как средство совместного досуга;
  • для организации самостоятельной деятельности детей.

Специалисты детского сада могут использовать шестиугольное обучение как развивающее средство для решения конкретно поставленных целей и задач: учитель – логопед – для дифференциации звуков; педагог-психолог – для распознавания эмоций, развития коммуникативных навыков детей, музыкальный руководитель – для повышению мотивации к изучению музыкального искусства, инструктор физической культуры – для представления о ЗОЖ, о видах спорта.

На мой взгляд, применение технологии шестиугольного обучения открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием шестиугольного обучения всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.