Форма социализации и профессионального самоопределения старшеклассников

Форма социализации и профессионального самоопределения старшеклассников

 

 

Юлия  САЛЮКОВА

заместитель директора

по воспитательной работе

гимназиии №8  г.Казани

 

Необходимость организации педагогических классов связана с запросами современного общества по повышению профильного  обучения среди учащихся старших классов и отсутствием в современной школе предмета, на котором учащийся мог бы  получить знания о самом себе: о том, какой он, каким его видят окружающие, как он развивается, каков его творческий потенциал и расширить свои представления  о педагогическом труде.

Обучение в таком классе дает старшеклассникам базовую психолого-педагогическую подготовку, формирует основу для сознательного управления своим развитием, помогает усвоить практические приемы и способы самокоррекции и самосовершенствования. В отличие от традиционных методов обучения занятия в педагогическом классе направлены, прежде всего, на развитие личности, коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия.

Педагогические классы в гимназии №8  созданы в 1989 году. В то время «школа №30» была базовой площадкой Казанского Государственного педагогического института. Шли годы, менялись  подходы и реформы в образовании. А педагогические классы в гимназии  продолжают формироваться. Наш проект  «Мы все родом из детства!» вариативен, может быть изменен, дополнен, скорректирован в зависимости от условий, имеющихся в гимназии, контингента учащихся, их понимания проблемы профессионального самоопределения и отношения к ней, запросов социума.

Все учащиеся 10 психолого-педагогического класса в рамках предпрофильной подготовки изучают такие спецкурсы и факультативы, как «В мире социально-гуманитарных профессий», «психология», «педагогика», «основы лидерства», «конфликтология», на которых происходит знакомство с трудом педагога, а также с психологическими и возрастными особенностями личности ребенка.

Учебный план предусматривает изучение профильных курсов педагогической направленности:10–11 классы «психология» и «педагогика». Кроме этого в гимназии для учащихся педагогических классов читаются следующие специализированные курсы: «Методика воспитательной работы», «Психолого-педагогический практикум», «Лидерский курс личностного роста», «Тимбилдинг», «Основы педагогического мастерства», «Имиджелогия», «Таймменеджмент», «Игротека».

Практическая сторона профильной педагогической подготовки старшеклассников заключается в деятельности педагогических отрядов. В конце мая учащиеся сдают зачет – допуск к лагерю, который демонстрирует степень их подготовки для работы в школьном лагере. Полученные знания и навыки ребята применяют в работе весеннего и летнего пришкольного лагеря, организуя тематические смены. Они самостоятельно продумывают тематику смены, перечень мероприятий, которые они хотели бы провести в лагере.

Это особая пора  в жизни «юных педагогов». Работа в лагере является одним из эффективных путей формирования педагогических навыков. Здесь вожатый  в течение одной смены общается с детьми в совокупности зачастую столько же, сколько классный руководитель в течение года. Работа в лагере отличается интенсивностью  педагогических ситуаций, будущий учитель имеет возможность раскрыть свои умения и навыки, проверить, правильно ли выбрана будущая профессия. В задачу вожатых входит: организация работы детей в отряде, проведение отрядных дел, помощь детям в конкурсах, создание позитивного дружеского микроклимата в отряде.

В процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов – старшие помогают младшим, младшие учатся у старшеклассников. Решая проблемы разновозрастных коллективов, наша гимназия и приобрела педагогическую направленность. В условиях нашей воспитательной системы педагогический отряд является связующим звеном в диалоге мира взрослых с миром детей. Мы гордимся созданным в гимназии разновозрастным общением по принципу «старший друг –младший друг!».