Тихое утро
Тихое утро
(Конспект урока литературы
«Уроки человечности в рассказе
Ю. Казакова)
Любовь ИГНАТЬЕВА,
учитель русского языка и литературы
Средней общеобразовательной школы №15
г. Нижнекамск РТ
Тип урока: Интегрированный урок.
Цели урока: 1) формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
2) расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
3) сформировать представления обучающихся о тяжелых условиях жизни крестьянских детей в XIX веке.
Планируемые результаты:
Предметные: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.
Метапредметные:
– регулятивные: умение ставить учебные задачи, умение контролировать свои учебные действия и действия товарищей, обнаруживать и исправлять ошибки, оценивать выполнение работы.
– коммуникативные: воспитывать культуру внимательного слушателя, уважительного собеседника, развивать умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, умение работать в паре, группе.
Личностные УУД
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя, презентация, учебник, рисунки детей.
Ход урока.
Линия, разделяющая добро и зло, проходит
Через каждое человеческое сердце.
А. И. Солженицын.
Психологический настрой детей на урок.
– Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы этот урок принес вам только радость.
Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века.
Блиц-опрос по жизни и творчеству Ю. Казаков
- С творчеством, какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? Давайте вспомним основные этапы его биографии. Я предлагаю вам провести блиц-опрос «Верные и неверные утверждения».
Каждому из вас нужно заполнить карточку с набором верных и неверных утверждений вы должны отметить верные утверждения значком «+», а неверные значком «- « 5 мин.»
№п/п | Утверждение | +/- |
1 | Юрий Петрович Казаков родился в Москве | |
2 | Юрий Павлович Казаков родился в Москве | |
3 | Казаков играл на виолончели и контрабасе | |
4 | Казаков не имел музыкального слуха | |
5 | Ю.П.Казаков учился в литературном институте им. М.Горького | |
6 | Ю.П.Казаков написал книги «На полустанке», «По дороге», «Легкая жизнь», «Голубое и зеленое», «Запах хлеба», «Арктур – гончий пес», «Двое в декабре» и др. | |
7 | Ю.П.Казаков написал книги: «Хорошее отношение к лошадям», «Юшка», «В прекрасном и яростном мире», «Кукла» | |
8 | Любимый жанр Юрия Казакова – роман | |
9 | Любимый жанр Юрия Казакова – рассказ | |
10 | Юрий Казаков очень любил русский Север | |
11 | После смерти Юрия Казакова продолжали печатать его книги | |
12 | После смерти Юрия Казакова его книги больше не печатали
Самопроверка. |
– Зачитайте правильные ответы. 1мин.
– Ребята, вернемся к презентации. Перед вами картины известных русских художников. Внимательно посмотрите на картины.
А сейчас внимательно послушайте стихотворение И.Никитина.
Ученик читает стихотворение И.Никитина
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, – воду морщит, рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…
А восток всё горит – разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес улыбается.
–Поделитесь своими впечатлениями. Как увиденное и усышанное соответствует произведению, которое вы прочитали дома. Что вы услышали и увидели? Что их объединяет? Какими словами это можно описать.
Так ли то на самом деле? На тот вопрос мы ответим позже.
(Картинам известных художников созвучно стихотворение И.Никитина «Утро»
Покой, умиротворение, тишина, радость: лёгкое дуновение ветерка, шелест травы, крики птиц).
– Как это связано с произведением, которое вы прочитали дома?
Как вы думаете, чем мы займёмся сегодня на уроке?
Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Ю.Казакова «Тихое утро».
Автор многих рассказов, Казаков предстаёт перед читателем как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.
Ставим проблемный вопрос, какими качествами нужно обладать, чтобы называться Человеком? Каким должен быть человек по отношению к окружающим?
Что лежит в основе человеческого поведения?
Для этого составим с вами кластер, какими нравственными качествами нужно обладать, чтобы называться человеком?
Кластер «Нравственные качества человека»
Доброта | Человечность | Великодушие | Жизнелюбие | Открытость |
Сострадание | Взаимовыручка | Нравстенные качества человека | Откровенность | Честность |
Сочувствие | Взаимопомощь | Доверие | Совестливость | Заботливость |
Милосердие | Любовь к людям | Доброжелательность | Щедрость | Отзывчивость |
Отзывчивость | Сопереживание | Человеколюбие | Забота о близких | Доброжелательность |
Работа с эпиграфом.
– Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова известного русского писателя. Публициста, общественного и политического деятеля Александра Солженицына. Чтобы понять эпиграф к уроку, послушаем притчу «Два волка» и ответим на вопрос: можно ли однозначно оценивать человека добрый он или злой?
(Человека нельзя однозначно оценивать, добрый он или злой, так как в душе постоянно происходит борьба добра и зла).
Итак, мы разобрались, какими качества нужно обладать, чтобы называться человеком.
– Как мы можем сформулировать тему нашего урока? Какие будут предположения?
Я предлагаю включить в тему слово «уроки». Уроки чего?
Тема: Уроки человечности в рассказе Ю. Казакова «Тихое утро»
–Какую учебную задачу мы должны решить сегодня на уроке?
Задачи: проследить за поступками, мыслями, чувствами главного героя, найти «точки» нравственных «взлетов» и «падений».
Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе «Тихое утро» (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке.
Викторина-физкультминутка «Узнай героя»
–Узнайте мальчиков по их описаниям. Если это Яша, встает 1-ый вариант. Если это Володя, встает 2-ой вариант.
1) «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.»
2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!»
3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным.
4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на сырой траве».
Анализ рассказа.
Словарная работа
Дети работают со словарём В.И.Даля. Слова и их лексическое значение записывают в тетрадь,
РИга – крытое строение с печью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой называют обычный сарай.
КосАрь – большой тяжёлый нож, который делается из обломков косы и применяется обычно для щепления лучины.
БочАг – глубокая яма, залитая водой, или омут в реке; бочагом называют иногда и остаток пересохшей реки.
КугА (или осОка) – болотное растение.
Составление сравнительной характеристики главных героев
– Мы с вами сегодня много говорили о главных героях. Сейчас, создавая сравнительную характеристику Яши и Володи, отметим общее и различное в поведении и характерах героев.
Работа в группах:
1 группа – характеристика Яшки.
2 группа – характеристика Володи.
3 группа – мир природы.
План работы:
1) внешний вид героя;
2) речь;
3) черты характера (отрицательные, положительные);
4) поведение.
– Каждая группа записывает характеристику своего героя в тетради. Работаем параллельно: внешний вид Яши – внешний вид Володи. Проанализировали, проговорили вслух, записываем в тетрадь. Желательно для характеристики находить цитаты в тексте.
(Яшка – «жаворонок», волевой («переборол себя»), ловкий, энергичный («весело затрусил к риге»).
– Какое выразительное средство использовано здесь?
(Володя – неловкий, несобранный, медлительный)
– Для чего автор часто использует разговорную лексику?
– Прочитайте отрывок, как отреагировал Яша на такое пробуждение Володи.
–Дополните записи в тетради.
Обратите внимание на очень интересную деталь – «испачканные землей пальцы». С помощью этой детали начинает уже вырисовываться образ деревенского мальчишки.
Сравнительная характеристика героев
Яшка | Володя |
хвастун | Скромный |
отходчивый | Сдержанный |
знаток природы | Честный |
любит рассказывать небылицы | Любознательный |
самоуверенный | Более образованный |
склонен приписывать свою вину другому, не признавая своих ошибок | Не уверенный в себе |
Хорошо знает деревенскую жизнь, природу, рыб, птиц | Казался неловким и жалким |
Внимательный и наблюдательный | Стыдился своей неловкости |
Природа
– И вновь как действующее лицо вступает в рассказ природа. Природа и внутреннее состояние мальчика противопоставлены. Рассказ заканчивается пейзажной зарисовкой.
– Какой художественный прием использует автор при описании природы? (антитеза: туман – река звенела, омут – порозовело)
– Что означает слово «куга»? (осока), бочага (омут)? Как называется такое художественное средство? (диалекты)
– Какой художественный прием использует автор при описании природы в начале рассказа и в конце?
Антитеза: туман – «река звенела», омут – «река волновалась», «тяжкие всплески», «черная вода – река порозовела».
Метафора: «Они прошли по деревне, и туман отступал… будто скупой хозяин».
Сравнение: «Деревня будто пуховым одеялом была укутана».
Олицетворение: «Тяжкие всплески».
– Тихое утро, казалось бы, не предвещало ничего страшного. Но мы видим, сколько напряжения оно потребовало от Яшки, сколько душевных и физических сил потребовалось для спасения друга.
Непросто, оказавшись в такой ситуации, проявить мужество, стойкость, и остаться человеком. Очень важно в жизни выдержать такое испытание.
В рассказе «Тихое утро» Юрий Казаков предстаёт как тонкий психолог, раскрывающий самые потаённые уголки души своих героев.
Итак, представьте: далёкая северная деревня, раннее чудесное тихое утро. Но судьба подготовила страшные испытания для наших героев.
– Кто является героями рассказа?
– Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение?
(Яшка проснулся очень рано, до света, и настроение у него было добрым, радостным, весёлым оттого, что он сумел перебороть себя, преодолев сладкий предрассветный сон, оттого, что предстояла рыбалка и встреча с новым приятелем – москвичом Володей, которому Яшка обещал показать рыбные места, оттого, что утро показалось ему прелестным. Слова «весело затрусил к риге» передают приподнятое настроение Яшки.)
– Найдите описание деревни. Для чего оно дано? (Деревня в предрассветный час необычна. Она, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. «В тумане рыба берёт – успевай таскать!» – скажет позднее Яшка Володе. Природа вызывает у Яшки радостное настроение.)
– Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?
– Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки.
(«Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил.)
– Какие чувства испытывает в этот момент Яшка? (Злость, раздражение, презрение, пренебрежение, досаду, чувство превосходства, стремление чем-нибудь уколоть, обидеть, унизить.)
– Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?
– Как вы объясните оживлённое состояние Володи?
– Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? («Володя жестоко страдал. Он сердился на себя за грубые ответы, сердился на Яшку и казался сам себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости…он думал, ожесточаясь: «Они меня ещё узнают…». Володю мучило чувство своей никчемности. И в нём возникло стремление самоутвердиться и показать деревенским мальчишкам, на что он способен.)
– Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?
– Володя завидовал Яшкиному виду бывалого рыбака, Яшкиному загару и его особенной походке.
Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?
Итак, между мальчишками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком, а счастливый Володя благодарным слушателем. Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?
– Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? («Оглядевшись, он [Володя] поразился мрачности, которая царила в этом омуте. Пахло сыростью, глиной, тиной, вода была черной, ветлы в буйном росте почти закрыли все небо, и, несмотря на то, что верхушки их уже порозовели от солнца, а сквозь туман было видно синее небо, здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно»).
– Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? (Природа контрастна по отношению к внутреннему состоянию Яшки (здесь автор использует прием антитезы) и к происходящей на реке трагедии. Яшка увидел всё то же тихое утро, прекрасное, полное свежести и сверкающей красоты).
– Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? «…но, не пробежав и десяти шагов, остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя. Поблизости не было никого, и некому было крикнуть о помощи…».
– Что понял Яшка? Найдите слова, показывающие состояние Яшки? Что заставило Яшку вернуться? (Совесть, долг. Жить с таким грузом непоправимой вины невозможно. Стремление исправить свою ошибку, надежда на спасение Володи сильнее страха за свою жизнь.)
– Какую ошибку совершил Яшка? (Нельзя подплывать к утопающему спереди)
– Почему Яшка вновь бросается спасать Володю? (Если бы Яшка не бросился вторично спасать товарища, Володя бы погиб).
– Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности? (Яшка переборол свой страх и спас товарища от смерти).
–Зачем после рассказа о первой, неудачной попытке спасти Володю автор дает описание прекрасного тихого утра? Смог бы Яшка жить спокойно после смерти своего приятеля?
Составление инструкции «Как нужно оказывать помощь утопающему»
– Перечитаем отрывок, помогающий понять чувства спасителя.
Что испытывает Яшка, поняв, что Володя жив? (радость, облегчение)
Подведем итоги
– Как изменился Яшка благодаря этому случаю? (Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему. Оказавшись в трудной ситуации, они выстояли, оказались мужественными, стойкими.)
Теперь наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. И мы понимаем, что теперь действительно тихое утро. Спокойно кругом, и спокойно стало на душе у Яшки, потому что, пересилив свой страх, он спас жизнь товарищу. Володя ему теперь казался самым дорогим человеком, на которого он смотрел с «любовью и нежностью».
Яшка повзрослел благодаря этому случаю, он проявил лучшие свои качества характера, придя на помощь другу, не думая о себе. Это мужественный и стойкий человек.
– Современны ли сегодня проблемы, поднятые в рассказе? Почему?
– Какой урок мы должны извлечь? (Главное в жизни – оставаться человеком, несмотря ни на какие испытания быть добрым, милосердным, готовым прийти на помощь в трудную минуту.)
– Давайте заглянем в будущее наших героев. Как вы думаете, какими они вырастут? (Добрыми, смелыми, мужественными, отзывчивыми.)
Работа с пословицами:
Какие русские народные пословицы созвучны концовке рассказа?
«Друзья познаются в беде»,
«Сам погибай, а товарища выручай»,
«Одному не под силу – зови товарища».
Анализ названия рассказа
– Что заставило писателя выбрать название, противоположное содержанию рассказа?
– Давайте сопоставим: «тихое утро» – спокойное, умиротворяющее – страшные, бурные переживания Яшки и Володи на краю гибели. Почему это важно для автора?
– Какой литературный прием, построенный на противопоставлении, использует автор? (Антитеза, заложенная в названии, помогает читателю ярче и полнее ощутить всё то, что испытали мальчики, и воспринять главную идею произведения: остаться человеком в любых обстоятельствах.)
Домашнее задание:
- Написать небольшой рассказ, взяв в название понравившуюся пословицу. 2. Составить синквейн «Володя» или «Яша».