Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе
Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе
Гульназ Нуриева,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
многопрофильной гимназии № 189 «Заман» г. Казани
Исследовательская и познавательная деятельность является важным компонентом современного образования. Она способствует формированию у учащихся критического мышления, творческого подхода, самостоятельности и интереса к изучаемому предмету. Многие привыкли использовать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Но ведь и уроки русского языка в начальной школе предоставляют широкие возможности для включения младших школьников в активную исследовательскую и познавательную работу. Эту тему я решила выбрать для себя темой для самообразования и использовать в своей профессиональной деятельности.
Исследовательская деятельность – это когда учащиеся самостоятельно проводят исследования, анализируют и обобщают полученные результаты. Какие же методы можно попробовать использовать в начальной школе?
- Постановка проблемных вопросов. Учитель ставит перед учащимися такие проблемные вопросы, для решения которых учащимся было бы необходимо провести ряд исследований, анализ и формулирование выводов. Например, можно спросить: «Почему, когда ребенок старается, мы говорим, что он работает «засучив рукава», а когда ленится, «спустя рукава»?» или «Как можно узнать, сколько звуков в слове?».
При изучении темы «Алфавит» учитель может предложить учащимся провести исследование по выявлению закономерностей расположения букв в алфавите. Учащиеся могут работать с алфавитом, анализировать порядок букв и формулировать выводы о принципах организации алфавита.
- Организация исследовательских проектов. Вот уже второй год наши учащиеся самостоятельно выбирают тему исследования, проводят сбор и анализ информации, формулируют выводы и представляют результаты своей работы в виде небольших презентаций, лэпбуков, книжек-малышек. Исследовательские проекты могут быть индивидуальными или групповыми.
Пример: В рамках изучения темы «Падежи имен существительных» учащиеся могут провести исследование по выявлению того, почему падежи имеют такие названия. Также могут поработать с литературными произведениями и проследить, какие падежи встречаются чаще всего, найти загадки, небольшие стихи на те или иные падежи.
- Создание учебно-исследовательских лабораторий. Учащиеся имеют возможность проводить наблюдения, эксперименты и анализировать результаты, используя необходимое оборудование и материалы. Например, они могут исследовать звуковой строй русского языка с помощью простых приборов или изучать особенности предложения на материале текстов.
Пример: При изучении темы «Гласные и согласные звуки» учащиеся могут провести эксперимент по исследованию влияния ударения на произношение гласных звуков. Для этого можно использовать зеркала, чтобы наблюдать за положением органов речи при произнесении ударных и безударных гласных звуков, молоточки для отбивания слогов в словах.
Для развития познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе применяются следующие приемы:
- Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Учащиеся используют мультимедийные презентации и образовательные платформы для доступа к различным источникам информации. Свои исследования учащиеся могут проводить на интерактивной доске, где удобно и схемы зарисовать, и подчеркнуть важные моменты.
- Формирование познавательных заданий. Учитель дает учащимся задания, требующие работы с текстом, анализа, сравнения, обобщения и интерпретации полученной информации. Например, можно попросить учащихся найти в сказках А.С.Пушкина средства выразительности, или фразеологизмы.
- Проведение эвристических бесед. Учитель строит диалог с учащимися, в процессе которого задает наводящие вопросы, стимулируя их к самостоятельным рассуждениям и выводам. Это позволяет учащимся глубже понять изучаемый материал и развить критическое мышление.
Пример: При изучении темы «Слово» учитель может провести эвристическую беседу, в ходе которой учащиеся будут обсуждать признаки слова, его этимологическое значение, многозначность и однозначность слов.
Таким образом интеграция исследовательской и познавательной деятельности позволяет учащимся не только изучать предмет, но и развивать исследовательские навыки и критическое мышление, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика. Проектная деятельность в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности