Списывание как способ формирования орфографической зоркости младших школьников
Списывание как способ формирования орфографической зоркости младших школьников
Венера МУСИНА
учитель начальных классов
гимназии № 96» г. Казани РТ
В данной статье рассмотрена одна из актуальных тем для начальной школы – формирование у школьников прочных орфографических навыков, ведь грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. Формирование орфографической грамотности младших школьников зависит от уровня развития их орфографической зоркости, от умения обнаруживать орфограммы, определять их тип и осуществлять самопроверку написанного. Задача формирования орфографического навыка определяется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и рассматривается как один из основных планируемых результатов освоения обучающимися курса «Русский язык». В качестве одного из методов, обеспечивающих формирование орфографического навыка, может рассматриваться списывание. Но считаю, что списывание надо использовать не с целью формирования у обучающихся умения безошибочно копировать текст, а должно рассматриваться как общий метод формирования орфографической зоркости у детей. По определению М.Р. Львова, «орфографическая зоркость – это способность (умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные списывающим (собственные или чужие)». С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, различать в какой позиции он стоит: в сильной или слабой, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. База для развития орфографической зоркости будет создана тогда, когда детям покажут, что при письме на месте одного и того же звука в слабой позиции бывают разные буквы, но правильной будет только одна из них и ее надо выбрать. Структура сознательного орфографического действия проста. М.Р. Львов предложил шесть этапов, которые мы используем на начальном этапе знакомства с орфограммой в своей практике на уроках русского языка: – увидеть в слове орфограмму; – определить проверяемая она или нет; к какой теме относится, вспомнить правило; – определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; – составить алгоритм решения задачи; – выполнить намеченную последовательность действий; – написать слово в соответствии с решением орфографической задачи и сделать проверку. Работу по формированию орфографической зоркости необходимо начинать с первого года обучения, а именно с периода обучения грамоте, и вести в трёх направлениях: 1. Соотношение звучащих единиц речи и графических единиц письма, то есть соотнесение звуков и букв, дать представление об ударении и ударном слоге, научить безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей буквой. 2. Запоминание графического состава слова, его зрительного образа. Запоминание – важнейший элемент усвоения орфографии – происходит на основе звукобуквенного анализа. На этом этапе важно сформировать представление о том, что звуки могут находиться в слабой и сильной позиции, научить различать позицию звука. 3. Решение орфографической задачи, выполнение действий на основе применения орфографических правил и способов проверки. Таким образом, развитие орфографической зоркости связано с развитием фонематического слуха, наблюдением над соотнесением звуков и букв в разных позициях (от звука к букве и наоборот), обучению двум видам чтения – орфографическому и орфоэпическому. Подавляющее число орфограмм почти любого текста (до 90%) составляют орфограммы слабых позиций, связанные с обозначением звуков буквами, а среди них самыми частыми являются: безударные гласные в разных частях слова, парные по глухости-звонкости согласные в определённых позициях. Следовательно, именно их опознавательные признаки должны быть усвоены школьниками в первую очередь. Что это за признаки понятно из названий орфограмм: а) для гласных – положение без ударения; б) для согласных – во-первых, парность по глухости-звонкости, во-вторых, нахождение на конце слов и перед всеми другими согласными, кроме непарных звонких [л][л’], [м][м’], [н][н’], [р][р’], [й’] и [в][в’]. Для правильного написания каждой изучаемой орфограммы особенно важно умение видеть и опознавать её. Очень часто в учебниках русского языка предлагаются упражнения, где необходимо вставить пропущенную букву, выделить, подчеркнуть, и дети успешно с ними справляются, ведь место в слове для применения правила уже показали, а вот заданий, в которых дети сами определяли бы место орфограммы, в учебниках русского языка практически нет. П.С.Жедек предлагает учить детей списывать, пользуясь следующим алгоритмом: Внимательно прочитайте предложение. Повторите его, не заглядывая в текст. Подчеркните в предложении все орфограммы. Прочитайте предложение орфографически. Повторите еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. Закройте текст. Начинайте писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы. Проверьте списанное с текстом, особое внимание обратите на орфограммы. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание, так как надо писать. «В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а также подключается слуховая память, усиливается слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (и букв) слова», – писал Петр Семенович Тоцкий. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает запоминающийся образ слова, а многократное повторение вслух и про себя способствует прочному запоминанию его написания. И если ребенок вдруг проговорил с ошибкой, то класс и учитель вовремя заметят и поправят неправильное написание слова. Если ежедневно на каждом уроке отводить по 5 минут для орфографического чтения, это даст хороший результат. Постепенно орфографическое чтение автоматизируется. Считаю, что способ чтения, обеспечивающий не только смысловую, но и орфографическую ориентировку в тексте, может быть планомерно сформирован у обучающихся. Для этого перед ними должна быть поставлена особая задача, требующая совмещения указанных видов ориентировки, задан способ ее решения, а затем обеспечено усвоение самого способа. Такой задачей является задача на орфографически точное письменное воспроизведение прочитанного смыслового фрагмента текста, то есть задача на списывание. Следовательно, списывание рассматривается как общий метод формирования орфографического навыка путем такой работы с печатным текстом, в рамках которой может и должно быть планомерно обеспечено совмещение смысловой и орфографической ориентировки в процессе чтения. Если мы хотим такой навык сформировать целенаправленно у всех детей, перед ними должна быть поставлена соответствующая задача: орфографически точно воспроизвести относительно целостный смысловой фрагмент печатного текста после его прочтения, — то есть задача на списывание. В самом деле, удержать в памяти более или менее значительный по объему фрагмент текста (например, предложение из 8 –10 слов) ребенок может, лишь восприняв его как целостную смысловую единицу. Для того же, чтобы точно воспроизвести орфографические особенности этого фрагмента, они должны быть выделены в процессе чтения и удержаны в памяти. Главное – работа над формированием орфографической зоркости должна вестись систематически из урока в урок на протяжении всего периода обучения школьников русскому языку.
Список литературы:
1.Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах – Томск: Пеленг, 1992.
2.Львов М.Р. Правописание в начальных классах – М.: Просвещение, 1990. 3. Тоцкий П.С. Орфография без правил – М.: Просвещение, 1991.