Повышение родительской активности в воспитании и развитии детей с ОВЗ

Повышение родительской активности в воспитании и развитии детей с ОВЗ

 

Фарида БАГРОВА,

педагог-психолог

 МАДОУ «Детский сад №42»

 г. Казани

 

Одним из главных условий для работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, является активное участие родителей в образовательном процессе, и участие в реализации адаптированных программ.

На сегодняшний день психологи и педагоги замечают большую связь между психологической обстановкой в семье, степень гармоничных отношений родителей с ребенком, правильно организованная психолого-педагогическая коррекционная работа с семьей и дальнейшее развитие и социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок имеет право получать качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их отклонения в развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому они нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования взят за основу принцип уникальности детства, которое рассматривается как значимый период в жизни каждого человека. Особый интерес направлен на взаимодействие родителей, воспитателей и детей, семья выступает в качестве основного участника единого образовательного процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.

Родители детей с ОВЗ не имеют представления о методах и приемах коррекционной работы с детьми, они не готовы принимать активное участие в их образовательной деятельности. Некоторые родители негативно относятся к психолого-педагогической коррекционной деятельности; у родителей недостаточно объем знаний о структуре дефекта, которые им необходимы для активного участия в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Работа с родителями в этом направлении имеет определенную специфику. Возникает проблема формирования готовности родителей к взаимодействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, родители не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приёмами и методами коррекционно-развивающей работы без помощи и поддержки специалистов.

К сожалению, некоторые педагоги испытывают затруднения в налаживании контактов с родителями воспитанников.

И поэтому для решения этой проблемы разработан учебно-методический комплекс для педагогов с целью активного включения родителей в образовательный процесс.

План мероприятий по повышение родительской активности в воспитании и развитии детей с ОВЗ

Направление деятельности Мероприятие Срок проведения Ответственный
1. Активизация интереса педагогического коллектива к проблеме – детско-родительских отношений в семьях детей с ОВЗ Педагогический совет

 

Сентябрь

1-го уч. года

Психолог
2. Повышение психологической и педагогической компетентности педагогического коллектива в области физического и психического развития ребенка с ОВЗ Методические объединения,

Семинары-практикумы

Октябрь

1-го уч. года

Психолог
3. Мастер-класс для воспитателей по проведению практических семинаров-тренингов с родителями детей с ОВЗ Мастер-класс Ноябрь

1-го уч. года

Психолог
4. Активизация интереса родителей детей с ОВЗ к проблеме – детско-родительских отношений в семьях детей с ОВЗ Родительское собрание Октябрь

1-го уч. года

Воспитатели групп с детьми с ОВЗ
5. ·         Обогащение педагогического опыта родителей: осознание базовых потребностей ребенка с ОВЗ для его комфортного психофизического развития. Круглый стол «Родительского клуба» С ноября 1-го уч.года и на протяжении всего срока реализации проекта Воспитатели групп с детьми с ОВЗ
6. Овладение родителями практическими навыками в области физического и психического развития ребенка с ОВЗ Семинары-практикумы, мастер-классы Февраль

1-го уч. года

Воспитатели групп с детьми с ОВЗ
7. ·         Осознание родителями собственных психофизических проблем и их влияние на взаимоотношения с ребенком (с ОВЗ) Семинары-практикумы Октябрь

2-го уч. года

Психолог
8. ·         Практическая психологическая помощь родителям детей с ОВЗ Семинары-тренинги снятия напряжения, тревожности, формирования жизненной стойкости С ноября 2-го уч.года и на протяжении всего срока реализации проекта Психолог
9. ·         Овладение умениями эффективного взаимоотношения с ребенком с ОВЗ. Семинары-практикумы Февраль

2-го уч. года

Воспитатели групп с детьми с ОВЗ
10. ·         Консультативная помощь воспитателям по обучению и взаимодействию с родителями детей с ОВЗ Индивидуальные и групповые консультации, беседы-разъяснения На протяжении всего срока реализации проекта Психолог
11. ·         Подведение итогов проекта Конференция, педагогический совет, методическое объединение, семинары, круглые столы Май каждого учебного года Заведующая МАДОУ, старший воспитатель, психолог

 

Приложение

План работы «Родительского клуба».

Предполагается проведение занятий на протяжении трех учебных лет. Вначале группы родителей формируются в зависимости от возраста детей, далее группы объединяются, и формирующая работа проводится уже со всеми родителями вместе.

План занятий на первый учебный год:

Занятие 1 — «Давайте познакомимся». Цель: построение партнерских отношений между педагогами и родителями, и ознакомление с правилами работы в группе;

Занятие 2 — «Модели семейного воспитания». Цель: сформировать у родителей представление о стилях семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятие 3 — «Мы такие разные». Цель: изучить семьи, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; сформировать у родителей представления об особенностях детского поведения.

Занятие 4 — «Мама и Папа». Цель: определить роль родителей среди участников клуба; помочь научиться смотреть на мир глазами ребенка.

Занятие 5 — «Встреча с внутренним ребенком». Цель: познакомить родителей со своей внутренней частью личности, помочь принять и переработать свои детские переживания.

Занятие 6 — «Созависимость-зависимость». Цель: закрепить понятие «здоровый образе жизни»; научить родителей следовать режиму дня; профилактика созависимого и зависимого поведения в семье.

Занятие 7 — «Семейный праздник». Цель: создать условия, которые мотивируют родителей на объединение усилий с членами клуба для достижения положительных результатов в вопросах развития детей, а также повысить уровень детско-родительских отношений. Научиться делиться опытом семейного воспитания и общаться друг с другом.

План занятий на второй учебный год:

Занятие 1 — «Родительские позиции». Цель: осознание собственных родительских установок, научить делить их на «мешающие» и «помогающие» в процессе развития ребенка; профилактика негативных проявлений в поведении детей.

Занятие 2 — «Большой-маленький Я». Цель: закрепить знания о способах эффективного взаимодействия родителей и детей; научить навыкам активного слушания.

Занятие 3 — «Я-родитель». Цель: расширить возможность умения понимать своего ребенка, способствовать овладению навыком раскрытия своих чувств и повышение родительской самооценки.

Занятие 4 — «Понять и простить». Цель: помочь понять родителям причину формирования поведения ребенка, его потребностей и внутренних переживаний.

Занятие 5 — «Я устал!». Цель: создать позитивное настроение, научить родителей приемам психологической саморегуляции, снятие мышечного напряжения. Развивать навыки управления стрессом.

Занятие 6 — «Мы вместе». Цель: помочь расширить функцию ролей каждого родителя в семье, стимулировать их к включению ребенка в жизнь семьи. Помочь родителям и детям ощутить удовольствие от совместной деятельности.

Занятие 7 — «Я-особенный». Цели: помочь родителям понять психологические особенности своего ребенка, создать ситуацию взаимодействия и сотрудничества с членами клуба, повысить интерес родителей к внутреннему миру ребенка.

Занятие 8 — «Я учусь понимать тебя». Цель: развивать способность понимать чувства друг друга, уметь сопереживать. Помочь оптимизировать формы родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

Занятие 9 — «Наказания и поощрения». Цель: познакомить родителей с приемами построения гуманных взаимоотношений в семье, гармонизировать детско-родительские отношения, формировать ответственное отношение родителей к воспитанию физически и психологически здорового ребенка.

Занятие 10 — «Отдых для души». Цель: создать условия, которые мотивируют родителей на объединение усилий с членами клуба для достижения положительных результатов в вопросах развития детей, а также повысить уровень детско-родительских отношений. Научиться делиться опытом семейного воспитания и общаться друг с другом.

План занятий на третий учебный год:

Занятие 1  «Я – профессионал!». Цель: расширить возможность понимания психологических особенностей своего ребенка, повысить интерес родителей к внутреннему миру ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми.

Занятие 2  «Мы и наш ребенок». Цель: создать условия для понимания родителями своей роли в воспитании и обучении ребенка; способствовать повышению значимости безусловного принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

Занятие 3  «Домашнее задание». Цель: познакомить и обучить родителей приемам выполнения совместной работы с детьми в домашних условиях. Способствовать сближению в совместной деятельности детей и родителей.

Занятие 4  «Ребенок, имеет право на….». Цель: обобщить знания родителей об основных правах ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Занятие 5  «Учимся радоваться жизни». Цель: создать условия, которые мотивируют родителей на объединение усилий с членами клуба для достижения положительных результатов в вопросах развития детей, а также повысить уровень детско-родительских отношений. Научиться делиться опытом семейного воспитания и общаться друг с другом.

Занятия построены таким образом, что в конце каждой встречи родители получают домашнее задание, которое выполняется, в том числе и всей семьей, что также способствует установлению дружеских, позитивных, конструктивных взаимоотношений между родителями и детьми.

Список используемой литературы:

  1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  2. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
  3. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
  4. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
  5. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
  6. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
  7. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
  8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
  9. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

10.Зверева О.Л. Работа с молодой семьей.М.,1991

  1. Взаимосвязь детского сада и семьи на современном этапе:методические рекомендации к спецкурсу/ Сост. И.В. Корниенко Комсомольск — на -Амуре,1996

12.Бодалев А.А., КараковскийВ.А.,Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Педагогика. – 1991. – №5. – С. 14.

  1. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. – М., 1995.
  2. Кожанов И.В., Кожанова Т.М. Клубная деятельность как способ повышения родительской компетентности в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;