Подход к воспитанию великих просветителей двух народов

Подход к воспитанию великих просветителей

двух народов

 

Динара ФАЙЗУЛЛИНА,

учитель английского языка

 татарско-русской школы № 80

имени К. Насыри г. Казани

 

Воспитание – это одна из ключевых составляющих процесса формирования личности и её интеграции в обществе. На протяжении веков многие ученые и философы исследовали эту тему. Они пытались понять, как именно происходит воспитание и какие факторы оказывают на него влияние. Воспитание можно определить, как целенаправленное воздействие на развитие человека в процессе его взросления и социализации. Это воздействие способствует формированию определенных взглядов, жизненных ценностей и установок, которые в дальнейшем подготавливают личность к жизни, труду и взаимодействию с окружающим миром. Слово «воспитание» имеет два основных аспекта. Первый – это результат воздействия, включающий в себя набор характеристик, которые формируются в процессе воспитания, такие как привычки, мировоззрение и поведение. Второй аспект – это сам процесс воспитания, включающий в себя разнообразные способы воздействия на индивида, будь то обучение, руководство или пример, демонстрируемый окружающими.

Следует отметить, что воспитание не стремится изменить природу личности, а направлено на помощь в адаптации к социальным условиям и взаимодействию с другими людьми.

Родители, ближайшие родственники и педагоги играют наиболее важную роль в процессе воспитания. Их влияние в детстве закладывает основы для формирования личности и определяет, каким будет будущее взрослого человека. Современные теории воспитания акцентируют внимание на том, что основа воспитания заключается не только в целенаправленном воздействии, но и в социальном взаимодействии между воспитателем и ребенком. От эмоциональной поддержки до конструктивного диалога – формы этого взаимодействия могут быть разнообразными. Интересно рассмотреть взгляды на воспитание таких просветителей, как Каюм Насыйри и Джон Локк.

Габделькаюм Габденнасырович Насыров (Каюм Насыйри) (2 февраля 1825 –20 августа 1902) – татарский ученый и просветитель XIX века, который оставил свой след в истории образования и воспитания молодежи, вдохновляя нас своими произведениями, где сочетаются народная мудрость и важные уроки нравственности.  Он считал, что воспитание – это гораздо больше, чем просто передача знаний. Это комплексный подход, включающий формирование характера, моральных ценностей и сохранение культурных традиций.

Каюм Насыйри оставил глубокий след в истории образования и воспитания подрастающего поколения. Его работы не только отражают народную мудрость, но и содержат важные уроки нравственности, которые остаются актуальными и в наше время. Насыйри понимал, что воспитание – это не просто процесс передачи знаний, а комплексный подход, включающий в себя формирование характера, моральных ценностей и культурных традиций. В своих произведениях он делился добрыми советами, которые могли бы стать настольной книгой не только для учителей и воспитателей, но и для родителей и детей. Каюм Насыйри создал множество поучительных рассказов и повестей, которые были интересны как детям, так и взрослым. Его литературные труды отличались простым и доступным языком, что позволяло читателям легко воспринимать идеи и советы, содержащиеся в них. Одной из ключевых тем, которую поднимал Насыйри, было значение воспитания в формировании личности. Он утверждал, что воспитание не должно ограничиваться лишь учебой в школе, но должно охватывать все аспекты жизни ребенка. Важным элементом его подхода было внимание к моральному и нравственному развитию. Он подчеркивал, что характер и душевные качества формируются в процессе общения с окружающими, в семье и в обществе.

В своей книге «Книга о воспитании» Насыйри акцентирует внимание на том, что воспитание должно быть многогранным и включать в себя заботу о физическом, умственном и духовном здоровье ребенка. Он считал, что каждый родитель должен быть не только учителем, но и другом своему ребенку, создавая для него атмосферу доверия и понимания. Это, в свою очередь, способствует формированию у ребенка чувства ответственности и стремления к самосовершенствованию. Вот несколько наставлений из его книги:

Наставление первое. Один мудрец так поучал детей: «О милые дети, послушайтесь моего совета – учитесь ремеслу. Имущество и деньги так ненадежны на этом свете. Золото и серебро – лишь опасность для путника; а у живущего дома их могут отнять грабители и огонь. Ремесло же неиссякаемо, как источник. Умелец не познает невзгод, даже если лишится всех богатств своих. Верьте, дети мои, это не пустые разговоры. Постигайте же ремесла, учитесь приличиям».

Наставление второе. Некто пожаловался мудрейшему из старцев: «Такой-то человек там-то порочил меня». Старик сказал ему на это: «А ты поведай людям о его добрых делах, пусть ему станет совестно». Слова эти и тебе наука, о сын мой. Постарайся извлечь пользу из любой истории, и если кто-нибудь по глупости скажет о тебе плохое, похвали его. Если он – человек, авось, возьмется за ум и устыдится…

Наставление третье. Было у одного падишаха несколько сыновей. Все они были высокие, статные, хороши собой, лишь один выделялся хилым сложением и крохотным ростом, и отец ненавидел и презирал уродца. Однако этот его сын был умен и прекрасно образован. «О отец,– сказал он однажды,– умный человек маленького роста лучше большого невежды, не правда ль»? Ведь ценность вещей не определяется их размерами. Камни, что используют для отопления бань, велики, но целый воз их можно купить всего за одну монетку. Җемчуг так мал, но каждый его золотник стоит десять золотых». Отец и весь его диван одобрительно засмеялись в ответ…
Так вот, сын мой, ум и знания не зависят от роста и внешнего вида человека.

Наставление шестое. Один почтенный человек отдал сына ученому наставнику для воспитания и обучения. И сказал: «О лучший из учителей, воспитай это дитя и дай ему знания, пусть станет мудр и учен». Наставник занимался с мальчиком, учил его наукам, но из этого ничего не вышло. И он отвел его назад, к отцу, говоря: «Ребенок этот настолько глух к наукам и туп, что я чувствую, как сам глупею, когда учу его».

Наставление седьмое. Один падишах, путешествуя по морю, обратил внимание на юношу, который впервые попал на корабль и не был знаком с трудностями, столь обычными в плавании. Он все время плакал, дрожа от страха. И сколько его ни успокаивали, не переставал плакать. Падишаха огорчило это. Мудрец, бывший в его свите, сказал: «О повелитель, если позволишь, я уйму юношу. Мне известна хитрость, которая научит его выдержке». «Поступай, как знаешь», – ответил падишах. Мудрец распорядился. Юношу связали, бросили за борт, окунули раза два и подняли на корабль. Почувствовав себя воскресшим из мертвых, он сидел теперь тихо. Падишаху это понравилось, и он спросил: «В чем же твоя хитрость, мудрец?» Тот ответил: «Этот юноша никогда не ходил в море, не знал, как тонут люди, а потому не умел радоваться благополучному плаванию». Точно так же, сын мой, человек не в силах радоваться своему здоровью и благополучию, пока судьба не пошлет ему испытание.

Наставление восьмое. Сыну одного падишаха досталось богатое наследство. Был он добр и приветлив, а потому раздавал золото направо и налево – приближенные, воинам, всем, кто ему служил. Однажды ближайший из его советников, забыв об осторожности, решил предостеречь его: «О царевич, прежние повелители собирали сокровища с большим усердием, думая употребить их для пользы. Не будь же столь расточителен, все у тебя впереди, придет время, и понадобятся еще твои богатства. Царевичу не понравились его слова… «Ну так что же? – возразил он, – мне нравится пировать, делать подарки. Я сокровищам – не сторож». Не к чему, сын мой, проявлять скупость там, где она неуместна.

Каюм Насыйри также затрагивал вопросы, касающиеся влияния внешних факторов на воспитание. Он писал, что важно обращать внимание на окружение ребенка, на то, какие примеры он видит в жизни. Наставления Насыйри были направлены на то, чтобы помочь молодому поколению стать достойными гражданами, способными принимать осознанные решения и нести ответственность за свои поступки. В своих произведениях он использовал народные традиции и обычаи, что позволяло ему устанавливать связь между прошлым и настоящим. Он призывал молодежь помнить о своих корнях, уважать культуру и историю своего народа, что способствовало формированию у них гордости за свою идентичность. Таким образом, работы Каюма Насыйри представляют собой не просто литературные произведения, а целую философию воспитания, основанную на уважении, любви и понимании. Его идеи остаются актуальными и сегодня, и могут служить основой для формирования гармоничной личности, способной к взаимодействию с окружающим миром. Книги Насыйри не только учат, но и вдохновляют, побуждая каждого из нас задуматься о том, каким образом мы можем внести свой вклад в воспитание будущих поколений.

Джон Локк – (29 августа 1632- 28 октября 1704) – английский философ XVII века, который рассматривал воспитание как важнейший фактор в формировании человеческой природы. Он утверждал, что человек рождается как «tabula rasa» – чистая доска, на которую опыт и воспитание наносят свои знаки. Локк выделял важность свободы выбора и индивидуального подхода в воспитании, считая, что каждый человек требует особого подхода, т.к. он уникален. Таким образом, воспитание – это процесс, который включает в себя не только передачу знаний, но и формирование личностных качеств, развитие эмоционального интеллекта и социальной ответственности. Необходимо помнить, что воспитание – это не только обязанность родителей и педагогов, но и всего общества, которое должно создавать условия для гармоничного развития каждого человека. Воспитание, как процесс, продолжается на протяжении всей жизни, и каждый новый опыт, встреча или взаимодействие вносят свой вклад в формирование личности. В этом контексте важно также учитывать влияние современных технологий и медиа, которые становятся все более значимыми в жизни молодежи, открывая новые горизонты для воспитания и образования.

Педагогическая система Джона Локка: Формирование «здорового духа в здоровом теле – Джон Локк, английский философ и педагог XVII века, оставил глубокий след в истории педагогической мысли, сформулировав систему воспитания, основанную на идеях рационализма и гуманизма. Его главные произведения – «Некоторые мысли о воспитании» и «О пользовании разумом» – стали основополагающими для развития педагогической теории и практики. Локк рассматривал воспитание не только как процесс передачи знаний, но и как инструмент формирования личности, способной гармонично взаимодействовать с обществом. Он подчеркивал, что «из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть: добрыми или злыми, полезными или нет, благодаря воспитанию». Его педагогическая система, во многом новаторская для своего времени, ставила во главу угла идею «здорового духа в здоровом теле». Локк считал, что физическое здоровье является фундаментом для полноценного умственного и морального развития. Он призывал родителей заботиться о физическом здоровье своих детей, обеспечивая им правильное питание, закаливание, активный образ жизни. Именно через здоровое тело формируется «здоровый дух», способный к разумным и нравственным действиям. Локк акцентировал внимание на важности развития характера и воли. Важнейшую роль в этом процессе играла привычка, которая, по мнению Локка, «создает человека». В своих трактатах Локк отстаивал идею индивидуального подхода к воспитанию. Он призывал родителей внимательно наблюдать за своими детьми, выявлять их склонности и интересы, а затем строить воспитательный процесс с учетом этих особенностей. «Поэтому тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности и при помощи частых испытаний следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что им подходит, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и использовать», – писал Локк. В контексте своего времени Локк подчеркивал необходимость воспитания «джентльмена», человека с широким кругозором, умеющего анализировать информацию, принимать взвешенные решения и вести «свои дела толково и предусмотрительно». Он утверждал, что «не знание, а искусство пользования им делает человека счастливым». Локк считал, что детям с юного возраста нужно давать знания, развивать их интеллект и способности. В своих трудах он предлагал различные методы обучения, включая игру, наблюдение и практику. Педагогическая система Локка стала основой для дальнейшего развития гуманистической педагогики. Его идеи о значении воспитания для формирования личности, о необходимости индивидуального подхода и раннего обучения актуальны и в наши дни. Локк оставил нам богатое наследие, которое позволяет понять сложность и важность процесса воспитания и продолжать разрабатывать современные методы образования, направленные на гармоничное развитие личности и подготовку к современной жизни.

Он советует родителям внимательно наблюдать за своими детьми с тем чтобы выявить их склонности и воспитывать в соответствии с присущими детям интересами, а не принуждать к деятельности, которая тем не по нраву: «Поэтому тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности и при помощи частых испытаний следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что им подходит, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и использовать».

Он считал, что формирование характера и личности ребенка — это сложный и ответственный процесс, требующий от родителей осознанного и последовательного подхода. Согласно Локку, одна из ключевых проблем – это отношение родителей к ошибкам своих детей. Локк отмечал, что многие родители склонны считать ошибки малышей чем-то незначительным, не требующим серьезного внимания. Например, когда ребенок плачет, требуя игрушку, родители часто уступают, не желая терпеть детский плач. Однако Локк предостерегал от такого поведения, утверждая, что оно «развращает» ребенка. Он подчеркивал, что, удовлетворяя каждый каприз, родители лишают ребенка возможности учиться сдерживать свои желания, контролировать свои эмоции.

Локк был противником физического наказания, считая, его неэффективным и даже вредным. Он считал, что жестокое наказание не способно научить ребенка самоконтролю, а лишь вызывает страх и непослушание. По мнению философа, более эффективными методами являются объяснение ошибочности поступка, отказ от удовлетворения каприза и прививание чувства вины. Он верил, что, понимая свою вину, ребенок учится отличать хорошее от плохого, способствует развитию совестливости и способности к самооценке. Локк также обращал внимание на важность раннего формирования чувства ответственности. Он считал, что уже в раннем возрасте следует поощрять у ребенка самостоятельность и заботу о себе и о своем окружении. Важно учить ребенка понимать и уважать правила, а также развивать в нем чувство справедливости. Локк считал, что важнейшим обязанностью родителей является формирование у ребенка характера, который бы обладал способностью к самоконтролю, справедливости и ответственности, а не просто передача знаний и умений.  Он призывал родителей не уступать капризам детей, а последовательно и терпеливо учить их отличать правильное от неправильного и принимать ответственность за свои действия.

Чтобы добиться этого, родители и другие взрослые должны поощрять детей, если они ведут себя подобающим образом, а также относиться к ним «прохладно», если они плохо себя ведут. Философ объясняет, что благодаря этому методу дети будут стараться заслужить одобрение за хорошее поведение и чувствовать себя плохо, если они что-то делают не правильно.

В заключение хотелось бы сказать, что идеи Каюма Насыйри и Джона Локка о воспитании, хотя и были сформулированы в XVII и XIX веках, остаются актуальными и сегодня. Их подход к воспитанию, основанный на развитии самоконтроля и чувстве ответственности, на моральном и нравственном развитии, уважении старших членов семьи и почитании традиций, служит хорошей основой для современных родителей, стремящихся воспитать счастливых и успешных детей. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, трудовое, эстетическое, правовое, физическое и другие направления воспитания. Каким будет наше будущее поколение зависит полностью от нас, от нашего отношения к детям. Если мы будем показывать детям любовь, внимание, уважение и заботу к своим родителям, будем внимательными и любящими со своими детьми, не навязывая им свои идеи, а давая возможность высказаться и объяснить свое видение, находить время для того, чтобы чаще проводить с ними время, показывая на своем примере как надо себя вести в той или иной ситуации, давая мудрые советы, наши дети вырастут воспитанными, самостоятельными и счастливыми.