Сказкотерапия
Сказкотерапия
(Особенности и возможности методов «Сказкотерапии» на уроках театрального искусства в ДШИ)
Лилия ХУСНУТДИНОВА,
преподаватель театрального отделения
МБУДО «ДШИ» Приволжского района г.Казани
Одним из инструментов формирующим нравственные качества, духовное развитие и воспитание ребенка, как творческую и целостную личность является метод сказкотерапия. И использование этого инструмента на занятиях театрального искусства, мне дает мощную поддержку в работе с детьми, и хороший результат в формировании личностных качеств, которые они могут использовать как в обычной жизни, так и на сцене создавая образы в спектаклях.
Нынешнее время отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой, как для педагога, так и для ученика. Нам приходится постоянно расходовать свою эмоциональную энергию, внимательно выслушивать друг друга, усиленно запоминать информацию, быстро принимать решения. Неумение снимать напряжение, подрывает иммунную систему и провоцирует появление болезней, делает нас нервными, тревожными, снижает концентрацию внимания и работоспособность. Значит, важно научиться расслабляться и переключать свои мысли на позитивный лад. Использование приема сказкотерапии для снятия эмоционального напряжения помогает моим ученикам предотвратить симптомы эмоционального выгорания, развивает позитивное самовосприятие, повышает психологическую культуру.
Сказкотерапия – один из приемов в арт-терапии, разделе психологии – психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности. Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Цель сказкотерапии – относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребёнка.
Официально сказкотерапия достаточно молодая наука, хотя многие сказки из традиционного фольклора тоже содержат корректирующий эффект.
Анализом сказок и их влияния на формирование личности занимались Карл Густав Юнг, Зигмунд Фрейд, Эрик Берн и многие другие.
Концепция и опыты Юнга доказали, что человек часто руководствуется не осознанно принятыми решениями, базирующимися на рациональном мышлении, а установками, имеющими мифологизированный характер и не подчиняющимися законам формальной логики, что приводит к неосознанному стремлению к мифам и сказкам.
Эрик Берн, развивая модель трансакционного анализа, разработал теорию сценариев, подразумевающую «программирование» ребенка и формирование его жизненного плана – сценария, который может негативно сказываться на установках и психике во взрослой жизни. В качестве инструмента по редактированию сценариев Берн предложил контрсценарий, который часто был реализован в виде историй, игр и сказок о возможной альтернативной жизни человека.
Сказкотерапию, как метод психологического воздействия, используют достаточно активно не только психологи, дефектологи и врачи. Сказкотерапией пользуются в детских садах, школах и реабилитационных центрах.
Мне и моим ученикам очень нравится использовать разные виды сказок в сказкотерапии на занятих театрального искусства. Например, художественные сказки, наиболее приближены к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не используются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди», поэтому их можно применять без глубоких знаний о принципах сказкотерапии. А вот психокоррекционные сказки – это тип сказок подразумевает мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения ребёнка. Часто используются для детей с агрессивным и буйным характером. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально для каждого ребёнка. В отличии от психокоррекционых сказок психотерапевтические сказки менее травматичны и применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий. Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором повышающим эффективность сказки является персонализация, то есть главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).
Медитативные сказки отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности, и являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности ребёнка.
Дидактические сказки часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Назначение этих сказок научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Часто применяются в начальной школе, как часть учебной программы. И конечно же, важно получить обратную связь у детей после сказкотерапии, обычно я предлагаю нарисовать то, что больше всего понравилось, или запомнилось, или было важным, и рассказать почему ребенок выбрал именно этого героя или сюжет, какие цвета использовал для этого. И это немаловажно, так как цвета тоже характеризуют то, насколько ребенок вовлечен в ситуацию, насколько адекватное восприятие, его отношение к героям сказок, в то же время ребенок учится высказывать свое мнение, излагать свои мысли на широкую аудиторию, выступать перед одноклассниками, контактировать друг с другом. И здесь очень важно педагогу, внимательно слушать и слышать ученика, а также привить ему качество внимательного слушателя, при этом остальные ученики прививают в себе культуру слушания и уважение чужого мнения. Я использую этот инструмент более 10 лет, и как показывает практика, благодаря сказкотерапии дети раскрепощаются, становятся более позитивными, избавляются от комплексов, становятся решительными, хорошо выступают перед публикой, и умеют воспринимать жизненные ситуации адекватно, в силу их возраста. И в конце урока на вопрос «Чем больше всего запомнился сегодняшний день, что больше всего понравилось на занятии?», они отвечают «СКАЗКОТЕРАПИЯ!» В этот момент в их глазах столько искры, радости, самодостаточности, любви и доброты. Конечно же, это доставляет нам, взаимное с детьми позитивное эмоциональное состояние. Благодаря этому, ребенок с огромным желанием выполняет поставленные задачи, и с удовольствием посещает занятия, с нетерпением ждет следующей встречи. Это значит, что использование инструмента сказкотерапия благоприятно действует как на ребенка, так и на педагога, рекомендую использовать в работе.
Список литературы:
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Златоуст, 1998. – 352 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2018.- 320 с.
- Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. М.: «ЦГЛ», 2003г.
- Волшебные капельки счастья: терапевтические сказки/ О.Е.Хухлаев, О.В.Хухлаева. М-Проспект, 2018г-382с.