Формирование основ инженерного мышления у старших дошкольников

 

 

(Формирование основ инженерного мышления у старших дошкольников на примере проектной деятельности с использованием современной обучающе-развивающей среды «Бабашки»)

Ольга ВАХРОМОВА,

Татьяна ГУЩИНА,

воспитатели I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №44 комбинированного вида» г. Казани

Мы живем в динамично меняющемся мире. Меняется все: люди, стандарты, в том числе и образовательные. Современные реалии и приоритетные направления развития нашей страны диктуют необходимость формирования нового-инженерного мышления у детей. Начинать развивать его следует с дошкольного возраста. Современное образование требует и от нас – педагогов вдумчивого подхода к выбору методов, приемов и форм обучения.

Исходя из того, что в дошкольном возрасте в обучающем процессе наиболее эффективны наглядные образы и сенсорное восприятие ребенка, наш детский сад выбрал одним из направлений работы пространственное моделирование. Моделирующая деятельность подразумевает создание моделей объектов, явлений для дальнейшего их изучения. Конечно современная развивающая и обучающая индустрия предлагает нам массу интерактивных игр, программ и приложений, однако, мы пришли к выводу, что нет ничего лучше старого, доброго конструктора, который можно успешно использовать в моделирующей деятельности и как следствие в развитии основ инженерного мышления у старших дошкольников. В чем же педагогическая ценность пространственного моделирования?

Современные конструкторы предлагают ребенку не только собрать объект по образцу, но и самому создавать схемы. Это способствует развитию инженерного мышления.

Так же в отличие от интерактивных игр, которые способствуют развитию клипового мышления, конструкторы дают больше возможностей для развития наглядно-образного мышления и воображения, что в дальнейшем влияет на успешное обучение в школе.

Среди огромного разнообразия современных конструкторов наш выбор пал на обучающую развивающую среду юнит-блоки «Бабашки». Этот деревянный конструктор представляет собой набор деталей разных размеров и форм для ростового моделирования.

Наши воспитанники от него просто в восторге! Почти оригинальный размер деталей этого конструктора позволяет детям чувствовать себя настоящими строителями, испытывать «мышечную радость» в процессе строительства. Некоторые из них утверждают, что звучное название «Бабашки» происходит от слова «ба-бах».

Авторы и разработчики этой обучающей среды во главе с педагогом, психологом С.В.Плахотниковым предлагают нам ряд методик работы с ней.

Универсальность этих методик позволяет нам использовать «Бабашки» во всех образовательных областях и во всех видах детской деятельности.

На сегодняшний день проектная деятельность является одной из самых успешных в смысле усвоения новых знаний. Вместе с тем она очень нравится детям, позволяя им почувствовать себя «учеными-исследователями», творцами, ощутить свою значимость в преображении окружающего мира. Именно эта деятельность развивает самостоятельность, инициативу детей, вызывая тем самым живой познавательный интерес.

Поскольку экологическое воспитание дошкольников так же является приоритетным в нашем детском саду, возникла идея проекта по формированию основ моделирования у старших дошкольников «Отель для насекомых». Целью нашего проекта было создание отеля-домика для привлечения насекомых. Однако задачи перед нами стояли самые разные: от изучения мира насекомых Родного края, формируя бережное отношение к ним до разработки проекта отеля.

В ходе проектной деятельности, мы использовали разные формы и методы работы. Это и чтение художественной литературы, и продуктивная деятельность, и просмотр мультимедийных презентаций, и интерактивные игры, и целевые прогулки, и сюжетно-ролевые игры детей, однако особое место в нашем проекте заняла моделирующая деятельность.

По мотивам произведения К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», дети с большим удовольствием рисовали дом главной героини.

Затем в нашем развивающем центре под названием «Бабашкино счастье» строили домики. Здесь и пригодилась нам методика «моделирование по тексту», которая играет немалую роль в развитии речи дошкольников. Эта методика предполагает, что дети моделируют текст художественного произведения. В сочетании с методикой «моделирование по представлению» (ребенок моделирует как ему подсказывает воображение), в процессе моделирования успешно развивается речь дошкольников, а также коммуникативные навыки.  Дети обсуждают форму, размер моделируемых объектов, пути решения поставленных перед ними задач, тем самым обогащая свой словарный запас. Учатся создавать языковые конструкции.

Задача педагога при этом не мешать детям проявлять инициативу, не акцентировать внимание на ошибках, а вносить лишь легкие коррективы в их деятельность.

Возникший познавательный интерес детей, подтолкнул детей к знакомству с разнообразием насекомых нашего города. Во время целевых прогулок мы выяснили, что на территории нашего детского сада обитают все герои полюбившегося произведения Корнея Чуковского.

Следующим этапом нашей проектной деятельности было знакомство с новой современной профессией инженер-проектировщик (ранняя профориентация). Дети достаточно быстро поняли разницу между рисунком и чертежом и теперь нам предстояла непростая задача: научиться чертить схемы.

Знакомство с понятием «проекция» произошло неожиданно. Однажды во время прогулки, дети обнаружили, что тень определенного объекта не всегда выглядит одинаково. Продолжили это знакомство мы с помощью теневого театра.  Постепенно наши дети пришли к пониманию как выглядят различные объемные фигуры на плоскости и сами начали их чертить. Понятие масштаб далось им сложнее, но со временем мы освоили и его. Мы научили детей осознавать относительность размеров деталей объекта с помощью условной мерки.

Идею создания отеля для насекомых подсказали сами дети: «почему бы не построить домик, где наши насекомые смогут укрыться от ненастья и перезимовать?». Никто не остался в стороне! После недолгих обсуждений мы смоделировали оптимальный вариант отеля, оставалось только начертить план-схему нашего сооружения. Вот тут и пригодились нам полученные знания по проектированию. Совместными усилиями мы справились и с этой задачей. Строительство отеля для насекомых увлекло всех участников образовательного процесса. Родители сооружали домик. Дети собирали природный материал для ячеек домика: шишки хвойных деревьев, опавшие листья, палочки, кору, солому и т.д.

И вот настал волнительный момент – монтаж продукта нашего проекта. Радости детей не было предела! Ведь они не просто смастерили домик, но и проявили заботу о живых существах, что особенно важно.

Установить домик решили на нашем огороде, так как насекомые является опылителями растений, а также для того, чтобы сохранить природный баланс между полезными и вредными насекомыми.

Таким образом, в процессе проектной деятельности наши воспитанники освоили начала черчения, ознакомились с миром насекомых и что также немаловажно: прониклись любовью и заботой к окружающей среде.

В заключение следует отметить, что педагоги, используя в работе инновационные педагогические технологии в сочетании со своими педагогическими находками содействуют формированию у детей дошкольного возраста предпосылок инженерного мышления, что в конечном итоге играет немаловажную роль для научно-технологического развития нашей страны.