Использование инновационных технологий по популяризации чтенияpost_type=wysiwyg-widget
(при реализации долгосрочного проекта в старшей-подготовительной группе)
Алия ФАЙЗУТДИНОВА,
воспитатель детского сада № 6
г. Казани
Совершенствование системы образования в дошкольных образовательных учреждениях способствует более эффективному использованию современных технологий в обучении детей, которые проявляют интерес к решению различных жизненных ситуаций и желают получать новые знания об окружающем мире. В результате использования этих технологий можно добиться формированию положительной мотивации к обучению в будущем.
Цифровая реальность, которая пришла в нашу жизнь, значительно облегчает процесс обучения и делает более удобным использование многих вещей, в том числе и таких как потребление информации. Цифровизация помогает в работе, увеличивает производительность, экономит время. Она будет полезно для людей с уже сформировавшимся мышлением. Но может принести вред детям. Цифровой формат получения информации более симпатичен для детей, т.к. информация преподноситься в лёгкой, «пережеванной» форме, приправленная большим количеством спецэффектов. При получении информации, через гаджеты и нет необходимости в том, чтобы прочитать, понять и осмыслить прочитанное, а также задуматься над смыслом прочитанного.
Цифровая зависимость не вызывает такого большого внимания и не так активно обсуждается. Внимательный педагог и родитель заметит, что дети всех возрастов стали очень мало читать, если не сказать, что они вообще перестали это делать. На мой взгляд, одна из важных проблем нашего образования в данный момент – кризис детского чтения.
На основе международных исследований PISA можно сделать вывод о том, что уровень читательской грамотности находится на низком уровне. Уровень понимания текстов различной степени сложности, таких как научные и художественные, у детей в России на выходе из школы ниже среднего. Показатель снизился за последние несколько лет. Это означает, что мы в будущем приобретём людей, которые не способны к осмысленному чтению. Они не только не смогут читать сложные художественные произведения, но и с трудом будут понимать текст должностных инструкций, обязанностей, законов, статей. Они будут предпочитать более примитивный, а иногда и переработанный способ подачи информации. Данная категория людей не будет обладать самостоятельностью и легко будет поддаваться внушению.
Благодаря приобщению детей к художественной литературе в дошкольном учреждении, можно создать базовую основу их общей культуры, что является одной из основных целей художественного и эстетического воспитания дошкольников.
Детям, посещающим детский сад, литература помогает в развитии их речи, а также способствует быстрому и активному познанию мира. Она позволяет им впитывать и проживать огромное количество впечатлений, при этом помогая ребенку усвоить нормы поведения.
Начиная с прошлого года, совместно с детьми и родителями старшей группы был реализован проект, направленный на популяризацию чтения. В процессе реализации проекта были внедрены несколько новых технологий.
Буккроссинг – это что такое? Смысл данного понятия прост: это так называемый «книговорот» или «перемещение книг» от одного человека к другому.
Целью проведения мероприятий по буккроссингу в детском саду является пропаганда чтения, повышение интереса к книгам и возрождение интереса к чтению, а также формирование традиции семейного чтения.
Чтобы реализовать идею буккроссинга, в родительском уголке группы был установлен стеллаж с книгами, а также были напечатаны рекламные листовки. Мы обратились к родителям с просьбой принести в детский сад книги, которые они уже прочитали и готовы поделиться ими с другими детьми.
Процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанных на следующих принципах: «Прочитал – отдай другому» и «Книги должны читаться, а не стоять на полках»
Наша групповая библиотека, в этом году переехала в холл детского сада и доступна уже для всех детей детского сада.
Выражение Остапа Бендера «реклама двигатель прогресса» очень актуальна в наши дни. Так же и мы в ходе реализации проекта по популяризации чтения приняли решение двигаться в ногу со временем и вместе с ребятами создаем короткометражные фильмы. Однако, это не просто маленький сюжетный ролик. Скорее, это рекламный ролик, который является своего рода мотивационным роликом для популяризации чтения среди детей. Простой видеофрагмент, рассказывающий о какой-либо книге в произвольной форме, называется буктрейлером. После его появления на экране, ребенок будет заинтересован в том, какие персонажи появляются и что с ними произойдет дальше. Он захочет узнать их историю от начала и до конца. У буктрейлера есть главная цель, которая заключается в развитии у читателя желания читать с помощью визуальных средств. Созданные буктрейлеры размещаются на сайте детского сада, а так мы принимаем участие в конкурсах буктрейлеров, короткометражных фильмов.
Научить читать проще, чем научить хотеть слушать. Существует множество различных технологий, которые направлены на развитие навыков чтения, но очень мало таких, которые способствуют вовлечению ребенка в процесс внимательного слушания.
В рамках нашего проекта мы начали использовать такую технологию как «сторисек». «Сторисек» – в переводе с английского «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году, основатель Нейл Гриффитс.
У «Сторисека» есть свои цели, которые касаются всех сторон книги: это разносторонний подход к ней в рамках учебных целей и задач, получение удовольствия от чтения вместе с другими читателями и от самого процесса чтения. «Сторисек» изначально был задуман как способ приобщения детей школьного возраста к чтению и используется в основном в библиотеках.
Однако эта технология прижилась и в нашем детском саду. А почему бы и нет? Ведь именно в детском саду воспитываются будущие читатели.
Что из себя может представлять Сторисек? Это настоящий полотняный мешок иногда даже чемодан или красочная коробка. В него подбираются компоненты для комплекта: это художественная иллюстрированная детская книга, мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, маски, аудиокассета или компакт-диск, дидактические игры, раскраски, шаблоны для аппликаций.
Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Мягкие игрушки «сторисека» – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Практика многократного прослушивания и проговаривания способствует развитию навыков осмысления речи, а также навыка пересказа и рассказывания. Дидактические игры также связаны с содержанием художественной книги. Игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.
Данный проект по популяризации чтения среди дошкольников с использованием вышеописанных технологий позволяет детям, да и взрослым приобщиться к художественной литературе, которая является основой для формирования общей культуры детей и их эстетического развития.