Как привить интерес к чтению у ребенка?

Рушания ВАГИЗОВА,

учитель начальных классов гимназии №22 г. Нижнекамска

Чтение – это важнейший способ освоения социально-значимой информации, культурных ценностей прошлого и настоящего, нормативных представлений.

Чтение повышает интеллект человека, обогащает его внутренний мир, помогает стать интересным собеседником, индивидуальностью.

Чтение учит человека правильно оценивать ситуацию и свою роль в жизни, учит думать и принимать решения, формирует собственный взгляд человека на мир. Поэтому очень важно в современном обществе сохранить читательскую культуру.

Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом « самой читающей в мире».

По статистике, россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам. Исследование показало, что больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. У россиян этот показатель составляет 7 с небольшим часов при среднемировом в 6,5. Жителей России опережают также таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи.

Современные статистические данные говорят о том, что положение изменилось не к лучшему. По данным социологических исследований 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%. 40% опрошенных читают книги от случая к случаю.

Компьютерный век, век телевидения изменил отношение к чтению.

С внедрением в каждый дом электронных средств информации, необходимость в традиционном чтении начинает отпадать. Стали появляться более мощные, более влиятельные и привлекательные для детей средства их культурного развития, с его нелинейным способом передачи информации, с его видеорядом и звуковым сопровождением способен более полно удовлетворить информационные потребности ребенка.

Оспаривают эти взгляды на детское чтение те, кто исходит из признания его непреходящей и незаменимой ценностью. В этом утверждении российская и западная позиция расходятся. С точки зрения Запада, детское чтение является основой функциональной грамотности — умения человека на протяжении всей жизни использовать печатные тексты в бытовых и производственных целях. Российская точка зрения на непреходящую ценность детского чтения основывается на его духовно развивающей силе, неадекватной функциональной грамотности. В основе ставится полноценная художественная литература как вид словесного искусства, обладающего, как и любое искусство, образной природой и гуманной направленностью.

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

У сегодняшних детей и подростков не только другие литературные предпочтения, но и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как одному из средств информации. Утверждается «новая модель» детского чтения, точнее – «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя.

Во-первых, необходимо помочь ребёнку осознать значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способа создания своего внутреннего мира.

Во-вторых, многие исследователи «слабого чтения» и функциональной неграмотности полагают, что причины развития этих явлений лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но из дошкольного периода развития личности ребёнка. И огромную решающую роль здесь играют семья, её социокультурная среда и читательская культура родителей.

В-третьих, школьное литературное образование это больше литературоведение, чем собственно литература.

Как школьник выбирает книги? Сегодня функционируют книжные интернет-магазины, действует развитая система заказов по каталогам, прайс-листам. К источникам информации о книгах для чтения исследователи этой проблемы относят авторитет родителей (40%). Так же высоко ценится совет учителей (35%) и рекомендации друзей (39%). Что же касается СМИ, то их роль в формировании круга чтения отмечают лишь 12% респондентов.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Первая задача – все проблемы в области детского чтения на современном этапе, можно решить только всеобщими усилиями педагогов, библиотекарей, родителей. Вторая задача – просветительская: объяснять родителям, что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению.

И третья задача –  с ребёнком просто нужно больше говорить.

Развитие ученика-читателя – ключевая проблема литературного образования школьника, которая тесно связана с читательской деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя.

Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение».

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы 30 минут в день. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка. С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

Первая особенность – маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально.

Другая особенность читателей младшего школьного возраста – отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: «А это на самом деле было?»

Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

Следующая особенность – так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

Последняя особенность читателя младшего возраста — отсутствие реакции на художественную форму.

В художественном произведении дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не вычитывают в тексте автора, не находят оставленные им «вехи», не вступают с ним в диалог. Строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы — ничего этого ребёнок сам не замечает, а значит, пропускает мимо авторские «вехи», без осмысления которых не может быть понимания.
Эта качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение – это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

И очень трудно порой выделить главный результат урока: что важнее, – понимание авторской позиции или личные переживания ребёнка по прочитанному? Скорей всего, эти две стороны восприятия художественного произведения равноценны. Только одна сторона (литературное восприятие) подчиняется законам литературы, а другая сторона (личное восприятие) – законам индивидуального развития ребёнка.

Задача учителя – оставить за ребёнком право на уникальность его восприятия, не подавлять её, а исходить из неё и опираться на неё» Ведь по наличию этих качеств мы и можем судить, какова личность ребёнка, каков его творческий заряд. Поэтому очень важно, чтобы дети знали, что на уроках литературы они не только будут анализировать произведение, делать общий вывод о нём и его основной идее, но и то, что все их переживания, образы, мысли и воспоминания, рождающиеся у них в процессе чтения, не останутся на уроке без внимания (даже если они и не совсем созвучны позиции автора).

Итак, сам литературный материал, предназначенный для чтения детей в начальной школе, удивителен по своей природе, т.к. это уникальное словесное искусство, рассчитанное на ответное творчество читателей, способное захватывать личность ребенка в целом, заставить играть все струны его души. Воображаемая действительность, созданная великими писателями, открывает ребёнку дверь в реальную, окружающую его действительность, подвигает его к жизни, к людям, к самому себе.

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т. е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.
Главный из них — это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Все ученики начальной школы нашей гимназии ведут читательские дневники, записывая ежедневно книги, которые читают по внеклассному чтению, пишут отзыв о прочитанном, рисуют в тетради рисунки к прочитанному. Учителя следят за техникой чтения детей, записывают результаты в таблицу, дают советы родителям.
Вот некоторые таблицы:

Каким человеком ты станешь, определят два фактора: люди, с которыми общаешься, и книги, которые читаешь. 

(Робин Шарма)

Уважаемые родители!

  Скорость чтения-  важный фактор, который влияет на успеваемость.

  Человек должен стремиться к оптимальной скорости чтения в темпе разговорной речи( от 120 до 150 слов в минуту).

Нормы чтения в начальной школе:

1 класс-35-45 слов в минуту(в конце года до 60 слов);

2 класс-60-70 слов в минуту( до 90 слов в минуту);

3 класс-90-100 слов в минуту( в конце года до 110 слов);

4 класс-115-120 слов в минуту( в конце года до 130 слов)

_____________________________________________________

                        МОЯ    ТЕХНИКА      ЧТЕНИЯ

1-четверть  (октябрь)  
2-четверть  (декабрь)  
3-четверть  (март)  
4-четверть  (май)  

 

Чтение ежедневно не менее 30 минут.

Заполнение читательского дневника 1 раз в неделю:

1) Дата (например, 02сентября-08 сентября).

2) Автор произведения.

3) Название произведения.

4) Сколько страниц прочитано  за неделю?

5) Отзыв о прочитанном.

Отзыв о прочитанном:

1) Понравилось произведение или нет?

2) О чем оно? (Краткий пересказ)

3) Главные герои?

4) Чему учит это произведение?

По желанию можно нарисовать рисунок к прочитанному.