Волшебный сундучок Сююмбике
(Интегрированная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста)
Алевтина ЗАХАРОВА,
воспитатель детского сада №3 «Светлячок» г. Нурлат
Цель: развитие творческого воображения и художественных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных методов и технологий.
Задачи:
– создать увлекательную развивающую среду для формирования художественно-эстетической культуры дошкольников;
– способствовать овладению детьми новой нетрадиционной техники моделирования с использованием инновационных приёмов игровой мотивации;
– развивать познавательный интерес к экспериментированию при работе с гипсом;
– развивать интерес к творчеству, бережное отношение к работе, мелкую моторику рук, глазомер, чувство формы;
– формировать наглядно-образное мышление, композиционные и эстетические чувства;
– воспитывать привычку работать аккуратно, доводить начатое дело до логического завершения;
– поддерживать познавательный интерес к истории своей республики;
Основная образовательная деятельность: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы: игровые, практические, словесные, наглядные, сюрпризный момент.
Приёмы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощрение.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, презентация, муз. сопровождение, сундук, кукла, альбомный лист, ножницы, клей, кисточка, салфетки, ткань, фурнитура.
Словарная работа
Обогащение словаря: модель, башня Сююмбике, Казанский Кремль, Кул Шариф, Благовещенский собор, Спасская башня.
Активизация словаря: платье – күлмәк, кукла – курчак, доброе утро – хәерле иртә, дети – балалар, сундук – сандык, счёт: (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь) бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде; камзул – жилетка, калфак – головной убор,. До свидания! – Сау булыгыз! Цвета: красный – кызыл, зелёный – яшел, жёлтый – сары, синий – зәңгәр.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Казань – столица Татарстана», конструирование из геометрических фигур, работа с бумагой, тканью.
Структура занятия
- Организационный момент.
- Игра «Собери башню».
- Физминутка «Глазки».
- Сюрпризный момент.
- Работа с текстильным материалом разнообразной фактуры.
- Итог. Рефлексия.
Ход занятия
Воспитатель. Доброе утро, ребята! Хәерле иртә, балалар! Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Поздоровайтесь с ними.
Дети. Здраствуйте!
Воспитатель. А теперь на татарском языке.
Дети. Исәнмесез!
Релаксация
Воспитатель. Ребятки, у вас хорошее, веселое настроение. Теперь поделитесь своим хорошим настроением друг с другом, улыбнитесь друзьям.
Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили.
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными стать.
Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие.
Архитектурный памятник, с которого началась история Казани, главная достопримечательность и сердце столицы Татарстана, рассказывающее туристам его историю. Все это – Казанский кремль – огромнейший комплекс, сочетающий историю и традиции двух разных народов.
Живописно и широко раскинулся Казанский Кремль, на высоком холме с двух сторон, окружённом водой. Сейчас в Кремле 8 башен, 2 проездных ворот: в Тайницкой и Спасской башнях.
Спасская башня
При входе в Кремль нас встречает Спасская башня. Эта башня построена из белого камня. Спасская башня-это главные ворота Кремля. В наше время на этой башне установили часы с боем. На шпиле башни установлена бронзовая звезда.
Благовещенский собор – самый древний из сохранившихся памятников Кремля и города.
Мечеть «Кул-Шариф». Не так давно на территории Казанского кремля возник ещё один замечательный памятник архитектуры – это мечеть Кул Шариф. Ребята, а что такое мечеть?
Дети. Это дом, куда люди ходят молиться. Самая высокая часть мечети называется минаретом, откуда мулла произносит азан – призыв к молитве. Минарет всегда заканчивается полумесяцем.
Башня Сююмбике
Просмотр мультфильма
Воспитатель. Ребята, а давайте мы тоже с вами построим башню Сююмбике.
Я приготовила для вас модули из гипса. Вот из них мы и будем строить нашу башню. (Дети строят башню из модулей.)
Описание башни: благодаря своему положению несла функцию дозорной (сторожевой) крепостной башни. С её вершины открывается широкий вид на реки Казанку, Волгу и окрестности. В нижнем ярусе устроен сквозной проезд перекрытый распашными воротами.
Башня состоит из семи ярусов: первые три яруса в плане квадратные разновысотные; следующие два – восьмиугольные (восьмерики); ещё два – гранёный кирпичный шатёр и дозорная вышка; последний – зелёный шпиль.
Ребята, а давайте, мы с вами попробуем посчитать все ярусы башни на татарском языке.
Дети. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь; бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде.
Воспитатель. Ребята, наша башня готова, но на ней чего-то не хватает? Как вы думаете, чего нет на башне Сююмбике?
Дети. Луны!
Воспитатель. Правильно.
Ребята, а наши модули изготовлены из гипса. Гипс – это порошкообразное белое вещество, с помощью воды он растворится и станет твёрдым. Гипс – от греческого «gypsos» – обозначает мел, известь.
– Вот какая башня у нас получилась!
Физминутка
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано:
Где окно, а где – крыльцо.
Обведу я снова круг –
Посмотрю на мир вокруг.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете почему башню назвали Сююмбике? (Ответ детей.)
Воспитатель. Башню назвали в честь прекрасной царицей Сююмбике, которая жила много лет назад в Казани. Семь ярусов башни символизируют семь дней, за которые она была возведена.
Сююмбике – она очень красивая, я бы хотела, чтобы вы помогли мне создать новые наряды для неё.
– Мы с вами будем модельерами, для работы нам понадобится ткань, ножницы, клей.
– Где же нам всё это взять?
– Я вам сейчас загадаю загадку? (Загадка про сундук.)
Большой ящик, на нем крышка.
И висит ещё замок.
Царевна хранит в нем золотишко,
Чтоб украсть никто не смог.
Дети. Сундук.
Воспитатель. На татарском языке сундук называется сандык.
– Молодцы, ребята! Вы правильно и быстро разгадали. Царевна Сююмбике в сундуке хранила не только золото, но и свои наряды.
– Сейчас мы с вами будем моделировать наряды, используя бумагу и ткань. (В начале воспитатель наглядно показывает и объясняет, как выполнять работу.)
Воспитатель. Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул. Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки). На голову женщины одевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.
– Ребята, когда работаете с ножницами, будьте предельно внимательны и осторожны. Клей наносите аккуратно, не выходя за края. Воспитатель. Сначала мы берем выкройку, вырезаем и смазываем клеем и приклеиваем на бумагу. С помощью тесьмы начинаем украшать платье.
Рефлексия
– Где мы побывали?
– Что вам больше всего запомнилось?
– Понравилось ли вам быть модельерами?
– С каким материалом вы сегодня работали?
– Что вы сегодня нового и интересного узнали?
– С кем поделитесь своими новыми знаниями?
Воспитатель. На память о нашем занятии, я бы хотела вам подарить эти модели!
До свидания! Сау булыгыз!