Обогащение и расширение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня
Людмила ЛЯПЛИНА,
учитель-логопед детского сада №175 г. Казани
Известный советский психолог и педагог Л.С.Выготский указывал на тесную связь развития мышления и речи, т.е. умственное развитие ребенка напрямую обусловлено развитием его речи [1]. Только в случае успешного овладения языка, ребенок будет полноценно развиваться в интеллектуальном, нравственном и эстетическом направлении.
Именно в дошкольном возрасте ребенок наиболее активно пополняет свой словарный запас, учиться выстраивать предложения и общаться с другими людьми. В связи с этим, основные задачи по развитию речи дошкольников с ОНР 3-го уровня возложены на образовательные дошкольные организации, так как только профессиональное воздействие может эффективно способствовать коррекции развития дошкольника.
Перед специалистами ДОО стоит задача: заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием обучался. С этой целью для обогащения словарного запаса у детей с ОНР 3-го уровня преимущественно используются следующие методы:
– наглядные методы. Использование на занятиях ярких и красочных объектов, изображений более эффективно для привлечения и удержания внимания дошкольников;
– практические методы. Они основаны на использовании практических самостоятельных и групповых работ, а также экспериментальных исследований, опытов, трудовой деятельности;
– игровые методы. Это основной вид деятельности дошкольника, который вызывает у детей повышенный интерес и положительные эмоции;
– словесные методы. Это методы, которые непосредственно влияют на словарный запас дошкольника, так как направлены на построение диалога с ним, выслушивание монолога и т.п.
В традиционной дошкольной образовательной программе работа по обогащению словарного запаса дошкольника основана на использовании специальных упражнений, которые включаются в повседневные занятия, индивидуальную или групповую работу логопеда.
Логопедом в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня могут быть использованы упражнения следующего направления:
- Расширение прилагательных. Для этого дошкольникам предлагается описать с использованием прилагательных определенный предмет, например, игрушку. При этом педагог может дополнять ответы детей. Можно предложить отгадать спрятанную игрушку по эпитетам, либо дети самостоятельно могут описать предмет, а сверстники должны его отгадать.
- Расширение глаголов. Детям предлагается подобрать к объекту занятия глаголы. К примеру, кукла (что она делает?). Кукла сидит, смотрит, молчит и т.п. Можно предложить отгадать объект по используемым глаголам: кто рано утром встает, деток будит, громко кукарекает (Петух)? Либо, кто умеет плавать (гусь, утка, рыба, собака, крокодил)?
- Расширение обстоятельств. Предложить детям описать любое действие. Как вы умеете играть – весело, шумно, интересно, забавно? и т.д.
- Изменение слов с использованием суффиксов. Предлагать детям образовать другие слова с использованием определенных суффиксов, например, —ик (дом-домик, стол-столик, мяч-мячик), —чик (стул-стульчик) и т.п.
- Образовывать прилагательные из существительных. Педагог читает существительное, а дети составляют из него прилагательное (круг-круглый, дерево-деревянный, стекло-стеклянный и т.п.).
- Расширение предложений. Педагог предлагает предложение из двух слов, а дети дополняют прилагательными, существительными и т.п. К примеру, мама готовит. Дети отвечают: «Мама готовит кашу», Мишина мама готовит овсяную кашу» и т.д.
- Использование сравнительных прилагательных. Детям предлагают сравнить определенные предметы, например у девочек волосы: «У Маши волосы короткие, а у Наташи они длиннее» или «Мишина машинка маленькая, а у Степана машинка большая» и т.п.
- Составление предложения из отдельных слов. Детям предлагают из четырех слов составить предложение, например: катается, двор, велосипед, Саша (Во дворе Саша катается на велосипеде) и т.п.
Цифровизация образования расширяет возможности современных педагогов, которые наряду с привычными формами организации коррекционных занятий, могут использовать новые инновационные технологии. К примеру, И.И. Сунагатуллина, рекомендует использовать работе настенный комплекс «AVKompleks Logo 1» [2]. В результате проведения нескольких занятий с использованием навесного логопедического комплекса Logo 1, И.И. Сунагатуллина отметила повышение уровня развития речи детей экспериментальной группы – на 20%.
Logo 1 представляет собой интерактивное оборудование, которое логопед может успешно использовать для «развития речи, устранения логопедических проблем, а также коррекции отставания в развитии у детей дошкольного и школьного возраста» [3].
Навесные логопедические комплексы позволяют сочетать все указанные выше методы обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста: наглядный просмотр презентаций на экране; проведение виртуальных экскурсий; организация игровых занятий; постепенное повышение сложности упражнений и т.п. К примеру, логопедическая программа «ЛогоСтрана» содержит 4 раздела, включающие 42 упражнения по следующим разделам: «Горы-Звукопроизношение»; «Пустыня-Просодика»; «Джунгли-Фонематика»; «Океан-Лексика».
Для успешного использования интерактивных логопедических комплексов в ДОО необходимо соблюдение следующих принципов:
– коррекционные занятия должны проводиться систематически с постепенным усложнением упражнений;
– учет индивидуальных особенностей дошкольника;
– упражнения, задания, игры должны быть понятны ребенку и соответствовать его возрасту;
– учет гигиенических требований при использовании интерактивных форм обучения;
– для повышения эффективности занятий использовать традиционные методы воспитания и обучения;
– периодическая оценка результатов коррекционной работы, так как эффективность работы должна подтверждаться положительной динамикой развития ребенка.
Таким образом, наряду с традиционными методами обогащения и расширения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, можно с успехом использовать интерактивные логопедические комплексы. Постепенно в игровой форме у ребенка, совершенствуется речь, формируются коммуникативные навыки, повышается самооценка и готовность к школьному обучению.
Список использованной литературы:
- Выготский, Л.С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л.С.Выготский.– М.:: Юрайт, 2023. – 432 с. // Образовательная платформа Юрайт. – URL:https://urait.ru/bcode/513911 (дата обращения: 01.12.2023).
- Сунагатуллина, И.И., Пушкарева, А.А., Кувшинова, И.А., Чернобровкин, В.А., Долгушина, Н.А., Мицан, Е.Л. Использование цифровых образовательных технологий в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // ПНиО. – 2021. – №3 (51). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrovyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-obuchenii-i-vospitanii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymi (дата обращения: 01.12.2023).
- Навесные логопедические комплексы от производителя. – URL: https://www.avkompleks.ru/catalog/interaktivnoe-oborudovanie/logopedicheskie-kompleksy/navesnye-logokompleksy (дата обращения: 02.12.2023).