Эффективные методы и приёмы работы по формированию читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла

Татьяна ЛАРИОНОВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории средней школы №15 г. Казани

 

Функциональная грамотность школьников – важнейший показатель качества образования.

Еще в Древней Греции считали, что детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится все больше, поэтому главная задача школы — научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность – способность к чтению и пониманию текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.

На любом уроке мы работаем с информацией, которая, чаще всего, представлена в виде текста.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:

– умение найти и извлечь информацию из текста;

– умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;

– умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;

– умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности (признаки и категории текста, его структура, типы и виды, правила создания текста с учетом конкретных экстралингвистических факторов и понимания его смысла не только на поверхностном, но и на глубинном уровне).

В курсе литературы текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность, которая представлена в нем системой словесных художественных образов.

Мы расскажем о нескольких эффективных, на наш взгляд, приёмах работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.

  1. Задание «Смайлики»

На уроках русского языка можно предложить учащимся познакомиться с данным несплошным текстом. Затем поработать с этим текстом в ходе ответов на следующие вопросы:

– Назовите, о каком хлебе идёт речь с правой стороны, о каком-  с левой?

– Какие доводы приводят покупатели в пользу домашнего хлеба?

– Часто ли вы едите домашний хлеб?

– Найдите в данном несплошном тексте слова с орфограммами и объясните их.

  1. Задание «Начало или конец»

Урок русского языка можно начать с изучения данного несплошного текста. Далее в зависимости от уровня успеваемости класса можно предложить следующие задания:

А) Для слабого класса

Составьте вопросы по тексту, которые будут начинаться со слов:

Почему…

Сколько…

Чего…

Какие…

Докажи, что…

Б) Для сильного класса

Напишите сочинение-рассуждение, основываясь на данную в тексте информацию, которое должно иметь в своем заключении пословицу «С хлебом русский человек – богатырь из века в век».

  1. Задание по составному тексту «Хлеб»

Текст №1

Еще с давних времен хлеб для людей был святостью. Прежде, чем попасть на стол над ним трудятся тысячи людей. Сначала рано утром комбайнеры косят еще орошенные колоски, затем пекари труженики своими золотыми руками формируют каждую буханку и, наконец, через магазины хлеб попадает в каждый дом.

Хлеб называют по-разному: каравай, калач, батончик, рогалик. Но суть одна. Иметь хлеб на столе к богатству и благополучию. Так нас учат с детства. И действительно, он бесценен. Ведь ни работа, ни праздники не обходятся без него. Он сопровождает нас на протяжении всей жизни. Поэтому хлеб так оберегали во все века. И даже в молитве к Всевышнему мы вспоминаем словами: «Хлеб наш насущный дай нам сегодня …». Это означает, что он не только самое главное в человеческой жизни, но и является самой жизнью.

В нашей стране были всякие времена. И помнит история, как было сложно без хлеба. Как опустошались целые территории, как за колоски сажали в тюрьму и как умирали от голода целыми семьями. Поэтому сегодня детей учат уважать хлеб и бережно относиться к нему.

Поэтому, давайте не забывать важные ценности нашей жизни. Пусть хлеб будет вечным и всегда свежим на столе у ​​каждого хозяина. Ибо, как известно, черствеет хлеб — черствеют человеческие души.

Текст №2

Хлеб – исключительно полезный продукт, имеющий огромную пищевую ценность, полезные свойства хлеба можно назвать просто уникальными. Исключая из рациона питания хлеб, человек лишает свой организм огромного количества чрезвычайно полезных веществ. Диетологи определили, что в состав хлеба входят все абсолютно необходимые для нормальной жизнедеятельности современного человека питательные вещества и незаменимые аминокислоты. Соотношение в хлебе белков и углеводов находится в верной пропорции, составляющей один к шести. Входят в состав хлеба витамины необходимой группы В, клетчатка, макроэлементы, микроэлементы и множество чрезвычайно полезных составляющих для нормального функционирования органов и систем человеческого организма. Наибольшие полезные свойства хлеба присутствуют в продукте, приготовленном из муки грубого помола, именно такой хлеб значительно нормализует деятельность кишечника, способствует активному выведению из организма человека токсинов, шлаков и других вредных элементов. Включая в свой рацион питания хлеб грубого помола, вы значительно укрепляете сердечно — сосудистую систему, эффективно снижаете уровень холестерина в крови. Чрезмерное употребление хлеба может нанести вред здоровью человека. По статистике, разбалансировка питания происходит как раз из-за обильного употребления белого хлеба, а также булочек, рогаликов, и других хлебобулочных продуктов. Это и становится причиной развития ожирения, набора лишнего веса. К тому же, злоупотребление может привести к увеличению холестерина в организме, особенно, употребляя именно белый хлеб.

Текст №3.

Мы рады пригласить вас на наш мастер-класс по приготовлению безглютенового хлеба грубого помола «Живой хлеб». Будет тепло, дружелюбно и очень плодотворно! Всего за день вы освоите основные технологии приготовления ржаного хлеба. Вы научитесь легко создавать новые рецепты. Замесите и испечёте несколько видов ржаного хлеба. Разберём все ваши вопросы про выбор ингредиентов, ведение закваски, опару, процесс замеса и выпечки.

Стоимость участия

Взрослый 100% предоплата не менее, чем за 7 дней до мастер-класса – 6500 рублей, Оплата в день мастер-класса – 8000 рублей. Детский до 12 лет без оплаты. Для владельцев «ЭВО-КАРТЫ» 100% предоплата не менее, чем за 7 дней до мастер-класса – 4875 рублей. Оплата в день мастер-класса – 6000 рублей.

Текст №4

Власти Татарстана рассказали, что сельское хозяйство в республике в 2022 году показало себя лучше, чем в прошлом. Что на это повлияло – в материале нашей статьи.

Сезон полевых работ в Татарстане подошел к концу, и в кабинете министров подвели его итоги. Этот год оказался немного лучше, чем прошлый.

В 2022 году республика увеличила показатель помола зерновых культур по сравнению с прошлым, а значит, хлеба будет больше. Как отметил министр сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марат Зяббаров, сейчас намолочено 5,2 млн тонн зерна, а в 2021 году этот показатель достигал лишь 2,2 млн тонн.

– Мы получим хлеба больше, чем в прошлом году. Прошлый год был серьезно засушливый, – сказал спикер, добавив, что такая погода была не только в Татарстане.

Что касается конкретно уборки, то аграрии республики практически ее завершили.

– Осталось убрать около 26 тысяч гектаров, – отметил глава ведомства.

В Татарстане убрано 1,4 млн гектаров, что составляет 98% от уборочной кампании. Средняя урожайность – 36,8 ц/га. В лидерах по сбору урожая – Арский, Тетюшский и Буинский районы. В конце же списка находятся Менделеевский, Зеленодольский и Верхнеуслонский районы.

  1. Что общего во всех 4-х текстах?
  2. Докажите, что текст№1 относится к художественному стилю.
  3. К какому тексту в качестве эпиграфа можно взять пословицу «Хлеб всему голова»
  4. Как вы понимаете последнее предложение текста №1?
  5. Есть ли во втором тексте утверждения, противоречащие мысли первого текста о пользе хлеба?
  6. Назовите несколько причин из теста №2, по которым есть хлеб полезно.
  7. Какой факт из текста №2 учли в своём объявлении организаторы мастер-класса?
  8. Кому и в какой период будет выгоднее всего приобрести мастер-класс?
  9. Какой информации не хватило в объявлении о мастер-классе?
  10. Хотели бы вы посетить подобный мастер-класс? Если нет, то какой бы вы посетили точно?
  11. Какой факт говорит о том, что нынешний год оказался лучше предыдущего по урожайности хлеба?
  12. На сколько больше тонн зерна намолочено в этом году, чем в прошлом?