Основы проектной деятельности

(Программа по информатике для 5 класса)

Елена ЛЕВАХИНА,

учитель иформатики гимназии № 36 г. Казани

 

Программа «Основы проектной деятельности» предназначена для овладения учащимися проектными и информационными технологиями, интегрирует знания по разным учебным предметам, способствует формированию у обучающихся функциональной грамотности, проектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания.

В рамках освоения Программы происходит приобретение базовых  навыков ведения проектной деятельности:  определять тему и проблему проекта, проектировать цели и задачи для решения проблемы; планировать достижение целей, оценивать решения и делать обоснованный выбор, ставить и решать познавательные задачи, делать выводы, разрабатывать и представлять  проектный продукт,  эффективно работать в команде. Одновременно совершенствуются методы и умения работать с информацией, в том числе с помощью компьютера; обеспечивается формирование первичных представлений об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами), формируется информационная культура учащихся.

Стратегическими документами, определяющими содержание и методы обучения, являются ФГОС ООО и Программа воспитания, соблюдается преемственность с ФГОС НОО, учитываются возрастные и психологические особенности учащихся, межпредметные связи.

Цель изучения учебного курса

Подготовить обучающихся к разработке и реализации собственных проектов.

Задачи курса

  1. Обеспечить освоение учащимися наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности.
  2. Сформировать основы информационно — коммуникационной компетентности  (овладение навыками работы на компьютере, умение работать с различными видами информации в качестве поддержки проектной деятельности)

Место курса «Основы проектной деятельности» в учебном плане

В целях реализации настоящей Программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на учебный год, 1 учебный час в неделю в 5 классе. Занятия проводятся в компьютерном классе.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Введение в проектную деятельность

Что такое проект, проектная деятельность. Зачем нужно учиться проектированию. Виды проектов и их особенности. Составляющие проекта. Этапы разработки и реализации проекта.

Модуль «От проблемы к цели»

Формулирование темы проекта. Постановка проблемы. Определение цели проекта. Способ достижения цели. Постановка задач. Планирование выполнения проекта. Гипотеза. Проблемные вопросы.

Определение темы, проблемы, целей и задач, гипотеза учебного проекта.

Модуль «Компьютер — инструмент для работы с информацией»

Информация. Информационные ресурсы. Способы получения и обработки информации. Методы работы над проектом:  эксперимент, опрос, интервью, анализ, синтез, аналогия. Осуществление проектного замысла.

Техника безопасности при работе с компьютером. Устройство компьютера. Программное обеспечение. Клавиатура, приемы работы с мышью.

Работа в операционной системе. Программы и документы. Файлы и папки. Рабочий стол и его структура. Работа с меню и окнами. Открытие папок и файлов. Создание папок. Переименование папок и файлов. Перемещение и копирование папок и файлов. Удаление и восстановление файлов.

Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Поиск информации в Интернете. Поисковые системы.

Поиск и обработка информации для учебного проекта.

Модуль «Работаем в команде»

Что такое команда. Взаимодействие в команде. Командные роли. Способы разрешения конфликтов. Стратегии группового взаимодействия. Результат проектирования. Выводы.

Получение результата учебного проекта и выводы проектирования.

Модуль «Информационные технологии. Описание и оформление проекта»

Методика оформления результатов. Структура описания проекта. Письменный отчет.

Элементы окна документа в текстовом процессоре. Правила ввода текста. Проверка орфографии и исправление опечаток.Создание и сохранение документа. Поиск и открытие документа. Настройка параметров страницы. Редактирование текста. Выравнивание текста.Форматирование символов. Оформление абзацев. Создание маркированных, нумерованных списков.

Создание таблицы. Добавление и удаление строк и столбцов. Изменение ширины столбцов и высоты строк. Объединение и разбивка ячеек.

Письменное оформление учебного проекта.

Модуль «Информационные технологии. Разработка продукта проектной  деятельности»

Продукт проектной деятельности. Разновидности проектных продуктов.

Компьютерные презентации. Правила работы с презентацией. Слайды, макеты, шаблоны, дизайн, анимация,гиперссылки.

Создание презентации для учебного проекта.

Модуль «Защита проекта»

Оценка продукта проектной деятельности. Критерии оценки. Оценка по эталону. Самооценка. Самоанализ. План защиты проекта. Подготовка выступления.

Защита учебного проекта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы «Основы проектной деятельности» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

У обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

– представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к труду;

– ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

– наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

– понимание роли информационных процессов в современном мире;

– владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

– развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

– способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;

– готовность к повышению своего образовательного уровня, проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;

– готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения, проявление толерантности и доброжелательности;

– способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса «Основы проектной деятельности» у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические и исследовательские действия:

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в проектной деятельности (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;

осуществлять анализ объектов  с выделением существенных и несущественных признаков;

сравнивать группы объектов, выделять в них общее и различия;

делать обобщения  по изучаемой тематике;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выделять существенную информацию из текстов разных видов;

самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи.

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;

оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;

уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Работа с информацией:

осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;

анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме;

использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;

следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках.

выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

рационально организовывать свою работу;

выполнять правила безопасности  при выполнении работы на компьютере;

уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения;

уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;

оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.

Умения принятия себя и других:

признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.

Коммуникативные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения об объекте, его строении, свойствах и способах создания;

объяснять последовательность совершаемых действий при создании проекта в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта, в рамках публичного представления результатов проектной деятельности; в ходе совместного решения задачи;

Совместная деятельность:

вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;

организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и подчинённого;

работать в сотрудничестве (в паре, в группе, в коллективе, с учителем); применять элементарные правила общения с собеседником; слушать и слышать собеседника; задавать вопросы собеседнику; отвечать на поставленные собеседником вопросы.

понимать особенности проектной деятельности, выдвигать идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.

владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;

уметь распознавать некорректную аргументацию.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

иметь представление о противоречии, лежащем в основе проблемы;

описывать и анализировать ситуации, в которых возникают проблемы;

обозначать проблему; формулировать цель на основании проблемы; формировать план деятельности;

находить информацию в справочной литературе; сопоставлять информацию из разных источников;

использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;

осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском языке;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

использовать основные приемы создания презентаций;

выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;

разрабатывать замысел проекта, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;

включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы;

делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;

выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;

обозначать затруднения в командной работе и обращаться за помощью (при неспособности самостоятельно устранить эти затруднения);

разделять ответственность в процессе коллективного труда;

проводить оценку с использованием эталона; применять критерии, исчерпывающие основные свойства продукта; планировать продукт с учетом критериев оценки; оценивать сильные и слабые стороны своей деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название модулей и тем программы Количество

 часов

1 Введение в проектную деятельность 1
2 Модуль «От проблемы к цели» 5
3 Модуль «Компьютер — инструмент для работы с информацией» 8
4 Модуль «Работаем в команде» 4
5 Модуль «Информационные технологии. Описание и оформление проекта» 6
6 Модуль «Информационные технологии. Разработка продукта проектной    деятельности» 5
7 Модуль «Защита проекта» 5
Общее количество часов — 34

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. Введение в проектную деятельность.

Модуль «От проблемы к цели»

  1. Выбор темы и постановка проблемы — начало проектирования.
  2. Разработка способа решения проблемы. От проблемы к цели.
  3. Постановка задач. Планирование деятельности.
  4. Гипотеза. Проблемные вопросы.
  5. Практикум по изученному материалу. Определение темы, проблемы, целей и задач, гипотеза учебного проекта.

Модуль «Компьютер — инструмент для работы с информацией»

  1. Информационные ресурсы. Способы получения информации.
  2. Компьютер — универсальная машина для работы с информацией.
  3. Техника безопасности при работе с компьютером. Управление компьютером: изучаем клавиатуру и приемы работы с мышью.
  4. Файловая система компьютера. Пользовательский интерфейс.
  5. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете.
  6. Поиск информации в Интернете. Поисковые системы.
  7. Способы обработки информации. Методы работы над проектом. Осуществление проектного замысла.
  8. Практикум по изученному материалу. Поиск и обработка информации для учебного проекта.

Модуль «Работаем в команде»

  1. Что такое команда. Взаимодействие в команде. Командные роли.
  2. Основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него.
  3. Выполнение мини-проекта «Компьютер: устройство и программное обеспечение»
  4. Получение результата проектирования. Выводы.

Модуль «Информационные технологии. Описание и оформление проекта»

  1. Методика оформления результатов. Письменный отчет, структура, содержание.
  2. Текстовый процессор. Правила набора текста.
  3. Основные навыки работы с документами в текстовом процессоре.
  4. Операции с текстом. Применение стандартных средств форматирования.
  5. Работа с таблицами.
  6. Практикум по изученному материалу. Оформление отчета по выполнению учебного проекта.

Модуль «Информационные технологии. Разработка продукта проектной деятельности»

  1. Создание проектного продукта. Разновидности проектных продуктов.
  2. Основные принципы и правила работы с презентацией.
  3. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.
  4. Практикум по изученному материалу. Создание презентации в качестве продукта учебного проекта.
  5. Практикум по изученному материалу. Создание презентации в качестве продукта учебного проекта.

Модуль «Защита проекта»

  1. Оценка по эталону. Критерии оценки. Оценка продукта проектной деятельности. Самооценка.
  2. Как выступать успешно. Планирование выступления при защите проекта.
  3. Защита учебного проекта.
  4. Защита учебного проекта.
  5. Итоговое занятие.