Основные направления профессиональной деятельности дефектолога

Лилит ГАСПАРЯН,

учитель-дефектолог политехнического лицея №182 г. Казани

 

Содержание работы учителя-дефектолога исходит из и цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи детям, нуждающимся в коррекции.

Н.С.Лавская выделяет задачи коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка в аспекте профессиональной деятельности дефектолога [3]:

– прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;

– составление индивидуальных комплексных программ;

– изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;

– проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

– консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

В книге В.В.Хитрюка выделены основные направления профессиональной деятельности дефектолога [8]:

– диагностическое;

– коррекөионное;

– аналитическое;

– консультативно-просветительское и профилактическле;

– организаөионно-методическое.

Диагностическое направление дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ППк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума.

Диагностическое направление работы включает в себя:

– первичное дефектологическое обследование;

– систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития;

– проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития учащихся.

Основной задачей диагностического направления О.В. Лебедева считает прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем. Цель психолого-педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений, навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных ошибок), наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности [4].

Диагностическое направление осуществляется на первичной диагностике и при динамическом изучении.

Первичная диагностика, направленная на определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» обучающегося, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение учащихся на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, выявление учащихся, нуждающихся в индивидуальных занятиях. По окончании первичной диагностики оформляются протокол и заключение на учащегося.

Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решается задача дифференциации сходных состояний нарушения развития. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь, май). Результаты обсуждаются на заседании школьного ППк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося. При динамическом изучении происходит сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам, поэтому содержит анализ контрольных и текущих работ учащихся, определение сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.).

Этапная диагностика необходима для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности учащихся, посещающих занятия учителя-дефектолога. Результаты этапных заключений специалиста отражаются в Карте динамического развития ребенка.

Текущая диагностика направлена на обследование возможностей учащихся запросу родителей (законных представителей), педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости [4].

Согласно исследованиям А.Г.Московкиной, Н.И.Орловой, коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность учащегося в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражаются в типовом классном журнале [5].

К основным направлениям коррекционно-развивающей работы Т. Питерс относит [6]:

– сенсорное и сенсомоторное развитие;

– формирование пространственно-временных отношений;

– умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих воз расту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

– нормализация ведущей деятельности возраста;

– формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

– готовность к восприятию учебного материала;

– формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Исходя из особенностей учащегося, выделяется приоритетное направление работы с ним учителя-дефектолога (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы [25].

В.А.Титов отмечает, что особенностью проведения коррекционных занятий является использование учителем-дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей учащихся, предоставление им дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.

Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин [7].

Аналитическое направление, согласно исследованиям Н.И.Айзман, предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов. Необходимость этого направления деятельности учителя-дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем учащегося, который предполагает [3]:

– системный анализ личностного и познавательного развития учащегося, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений развития ребенка, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

– создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития учащегося;

– обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания;

– профилактику перегрузок учащихся;

– взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями учащихся. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей (сентябрь-октябрь, апрель-май). Результаты обсуждаются на заседаниях школьного ППк.

Как замечает В.В.Хитрюк, консультативно-просветительское и профилактическое направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития. Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу родителей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации, выступления на методических объединениях педагогов [8].

По В.М.Астапову, организационно-методическое направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ТПМПК. На каждого учащегося учителем-дефектологом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития учащегося для квалификации его нарушения [2].

Исследования Е.Л.Агафоновой, М.А.Алексеевой, С.В.Алехиной показывают, что работа учителя-дефектолога начинается с комплексной дефектологической диагностики, в процессе которой заполняется протокол дефектологического обследования с указанием заключения учителя-дефектолога и дальнейших рекомендаций по организации обучения и воспитания. Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у учащегося, если вовремя не скорректировать нарушение, определяются возможные вторичные нарушения с целью организации своевременной работы по профилактике их возникновения. На основании проведенной дефектологической диагностики и выявления ближайшей зоны развития учащегося учителем-дефектологом составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей. В соответствии с программным содержанием коррекционно-развивающих программ осуществляется сам коррекционный процесс в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Параллельно с коррекцией осуществляется и динамическое наблюдение за всем учебным процессом учащихся, причем не только на дефектологических занятиях, но и на других уроках. Осуществляется тесное сотрудничество между учителями, узкими специалистами школы и родителями (законными представителями) учащихся с целью организации наиболее эффективного коррекционно-развивающего процесса [1].

Таким образом, дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций, во время которых родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.

Литература

  1. Агафонова, Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / Е.Л.Агафонова, М.А.Алексеева, С.В.Алехина // Психологическая наука и образование. – 2021. – № 1. – С. 83–91. – Текст: непосредственный.
  2. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М.Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 c. – Текст: непосредственный.
  3. Лавская, Н.С. Особенности профессиональной деятельности педагога-дефектолога / Н.С.Лавская // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. — №8. – С.98-102. – Текст: непосредственный.
  4. Лебедева, О.В. Особенности работы учителя-дефектолога 2-3-й ступени обучения в школе для детей, имеющих нарушения слуха и речи (+ CD-ROM) / О.В.Лебедева. – М.: Антология, 2019. – 128 c. – Текст: непосредственный.
  5. Московкина, А.Г. Клинико-генетические основы детской дефектологии / А.Г. Московкина, Н.И.Орлова. – М.: Владос, 2019. – 224 c. – Текст: непосредственный.
  6. Питерс, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Педагогам-дефектологам / Т.Питерс. – М.: Владос, 2020. – 240 c. – Текст: непосредственный.
  7. Титов, В. Дефектология. Конспект лекций / В.Титов. – М.: Феникс, 2019. – 384 c. – Текст: непосредственный.
  8. Хитрюк, В.В. Основы дефектологии / В.В.Хитрюк. — М.: Изд.-ство Гревцова, 2019. – 280 c. – Текст: непосредственный.