Особенности обучения детей математике в рамках образовательной программы школы-интерната для детей с ОВЗ

Гулия БИКИЕВА,

учитель математики Нурлатской школы-интерната для детей с ОВЗ 

Поддержание интереса учащихся к математике имеет решающее значение для того, чтобы помочь им оставаться на задании и достигать успешных результатов. Для этого требуется не просто изменить мышление, но и бросить вызов существующим стереотипам о том, как учатся учащиеся с ограниченными возможностями и что они могут делать на уроках математики.

Уроки математики в рамках образовательной программы школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья должны включать в себя следующие пункты:

  1. Четкая инструкция. Четкое обучение математике, включающее пошаговые инструкции по решению конкретных задач, что приводит к увеличению успеваемости по математике у учеников с ОВЗ. Учителя должны моделировать каждый шаг в процессе достижения решения проблемы и размышлять вслух о стратегиях, которые они используют при решении проблемы. Учащимся также должно быть предоставлено множество возможностей для решения проблем с использованием обучаемых стратегий, и они должны получать корректирующую обратную связь от учителя, когда испытывают трудности.
  2. Вербализация математических рассуждений. Учащиеся могут сформулировать шаги в формате решения (например, «Сначала добавьте числа в столбец единиц измерения. Запишите ответ. Затем добавьте числа в столбец десятки…») или в формате самостоятельного вопроса/ответа (например, «Что я должен сделать в первую очередь? Я должен…»). Учащиеся могут вербализировать во время первоначального обучения, во время решения задачи и / или после того, как они пришли к решению.
  3. Визуальные представления. Наглядное представление математических задач (например, графики, диаграммы) положительно сказываются на успеваемости учащихся по математике.
  4. Обучение математике с помощью сверстников. Взаимодействие обучающихся внутри небольших групп при выявлении стратегии решения поставленной задачи, озвучиванию использованных методов и результатов.

Также при построении программы работы с обучающимися важно помнить, что языковые и слуховые нарушения могут повлиять на способность к изучению языка и препятствовать способности ребенка понимать абстрактные понятия и овладевать навыками решения задач, которые передаются при обучении математическим понятиям.

Слова и фразы, которые мы используем каждый день, будут иметь совсем другое значение, когда речь заходит о числах и математических операциях. Когда мы говорим: «Полдела сделано», вы имеете в виду, что вы выполнили 50% работы, но обучающемуся нужно будет понять, что понятие «половина» означает «одна из двух равных частей чего-нибудь целого». Такие инструкции, как «половина группы выполняет задачи буквой А, другая половина выполняет задачи под буквой Б» нужно показывать на визуальных примерах.

Облегчить задачи и сфокусироваться на решении именно математических задач может помочь и следующий, казалось бы незначительный, момент: учащиеся, испытывающие трудности с письмом карандашами, могут обнаружить, что механические карандаши позволяют аккуратнее оформлять работу.

Хотя педагоги могут считать математику универсальной, существуют факторы, связанные с языком, культурой и когнитивными способностями, которые необходимо учитывать при обучении математике. При тщательной оценке, планировании и внедрении учащиеся с различными характеристиками обучения могут добиться успеха в математике.