Самостоятельность как основа становления личности ребенка дошкольного возраста.
Ляйсан АХМЕТЗЯНОВА,
педагог-психолог 1 квалификационной категории детского сада №407 г. Казани
Работая с детьми дошкольного возраста, в последние годы я все чаще и чаще наблюдаю детей, не умеющих к 4-5 годам осуществить за собой навыки бытового самообслуживания, отсутствие решительности, трудности формирования у детей учебной мотивации. Зачастую, несмотря на высокую степень доступности информации в различных СМИ или же интернет источниках, можно встретить родителей, которые не только не знают или не считают необходимым формировать своим малышам такие качества как организаторские способности, целеустремленность, но и не позаботились о развитие элементарных навыков в быту.
Что это: гиперпротекция или же не знание родителями возрастных особенностей ребенка?
В современном мире наблюдается тенденция «все лучшее-детям». При этом все «лучшее» делают только родители, а дети потребляют. Подобная чрезмерная забота одного родителя (а порой и всех взрослых членов «большой семьи») о ребенке, при которой детям предоставляется минимум самостоятельности и личного пространства, когда за ребенка родитель решает и делает, даже в тех, случаях, когда помощь ребенку не требуется, может привести к не способности овладеть определенными социально значимыми навыками и умениями. Последствия подобного отношения родителей можно наблюдать не только во взрослой жизни, но и с младшего школьного возраста. Ребенок, который привык, что за него все делают, в последствии не сможет самостоятельно удовлетворить большую часть своих потребностей. Он привыкает к тому, что «мир вращается только вокруг него». Такие дети зачастую вырастают эгоцентричными. Во взрослой же жизни эгоцентричные дети могут испытывать трудности в коммуникации. Завышенные ожидания от себя и от жизни в последствии могут привести такого человека к нереализованности, низкой самооценке, инфантилизму. В совокупности многочисленные «нежелательные» проявления во взрослой жизни приводят к депрессии.
Как же избежать подобного исхода? Все очень просто: важно именно родителю осознать и принять тот факт, что именно самостоятельность является основой развития личности.
Важнейшими навыками, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста — это способность планировать, систематизировать, регулировать и осуществлять свою деятельность без внешней помощи. Самостоятельность как основа развития личности, в первую очередь, предполагает определенную независимость, способность самому, принимать и проводить в жизнь важные решения. Готовность взять ответственность за свои решения, на мой взгляд, является вторым важным навыком. В-третьих, ребенку нужно ощущать, что принятые им решения правильные и значимые для окружающих его людей.
В работах авторов, занимающихся проблемами развития и воспитания личности , можно встретить различные, отличающие друг от друга по содержанию и признакам трактование понятия самостоятельность. Так, например, в работах К.П. Кузовковой самостоятельность определяется как качество личности, выражающееся в умении овладевать знаниями и практическими навыками, используемыми затем в различных условиях собственной деятельности, доступной детям 2-4 лет. По мнению выдающегося советского психолога А.Н. Леонтьева, самостоятельность — это психическое состояние личности. Поясняя эту мысль, он говорит, что в разных областях жизни и деятельности при определённых условиях выделяется и закрепляется устойчивый образ самостоятельных действий, повторение которых вырабатывает устойчивость определённого состояния, характеризующего личность как самостоятельную. Самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Стать самостоятельным — объективная необходимость и естественная потребность ребёнка. Это свойство обнаруживается у детей уже в раннем возрасте и непосредственно связано с волевыми процессами.
В структуру самостоятельности можно отнести следующие компоненты: познавательные, волевые, эмоциональные. Данные качества характеризуют знания о задаче и способах её выполнения, а также уровень овладения этими способами. Само наличие данных компонентов предполагает, что по содержанию самостоятельной деятельности можно выявить и сформировать такие качества личности, как целеустремленность, волю, организаторские умения, доброту и сочувствие. Совокупность этих качеств создаёт предпосылки для формирования самостоятельности как морально-волевого качества, перспективу развития здоровой личности, способностей к сосредоточению усилий и преодолению трудностей.
Изучение самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с позиции их готовности к школе выявило взаимосвязь между этими показателями. Оказалось, что чем выше уровень самостоятельности старших дошкольников, тем выше его уровень готовности к школе. Поэтому одна из главных задач родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждении это привитие детям навыков самостоятельности в соответствие их возрастным (индивидуальным) возможностям.
Формирование самостоятельности начинается в раннем возрасте и достигает своего пика к началу юности (17 лет). Самостоятельность у ребенка начинает проявляется в попытке сесть самостоятельно, начать ползать или же сделать первые свои шаги. В младшем школьном возрасте самостоятельность может проявиться в желании разогреть на сковородке для себя обед, либо самостоятельно дойти до дома после школьных занятий. Для более старшего возраста родитель может рассказать своему ребенку об обязанностях и ответственности за них, поделиться своими знаниями, показать на собственном примере. Каждому ребенку хочется войти в мир обязанностей и забот взрослых. Родителю важно не ограждать от этого ребенка, а приучить к определенному навыку с оглядкой на его психологический комфорт. Родителю необходимо предоставить своему ребенку столько свободы, сколько ему потребуется для реализации своих потребностей, постепенно увеличивая дистанцию между ребенок-родитель.
Каждый ребенок стремиться быть самостоятельным и успешным. Задача родителей поспособствовать подобной инициативе.