Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях в перехода на обновленные ФГОС и ФООП
Фарида МИНИЗАНОВА,
учитель биологии высшей квалификационной категории гимназия № 8-Центра образования г. Казани
Требования, предъявляемые к учителю, сегодня определяются новыми общественно-политическими и экономическими отношениями, происходит реорганизация в образовательной системе: введение новых государственных стандартов, разработка профессионального стандарта педагога. Я, думаю, что современной школе XXI века необходим педагог-профессионал, учитель-исследователь , знающий прогрессивную психолого-педагогическую теорию и владеющий передовыми технологиями обучения, умеющий творчески мыслить. А еще, я думаю, школе сегодня нужны личности, т.е люди яркие, харизматичные, обладающие богатым внутренним миром, носители духовных ценностей, с набором определенных личностных качеств. Учитель сегодня сможет преодолеть все трудности, выстоять перед натиском и лавиной практически постоянных изменений, сохранить свое «я» и суметь повести за собой учеников.
Я считаю, что приоритетными направлениями своего творческого саморазвития в ближайшее время должно стать:
– самопознание;
–творческое самоопределение;
– самоуправление;
– самосовершенствование;
– творческая самореализация.
Я работаю в школе учителем биологии в Советском районе г. Казани 39 лет. В районе организована большая методическая работа. Активно работает методическое объединение (МО) учителей биологии. Посещая заседания МО, я еще раз убеждаюсь как творчески работают учителя. Каждый учитель индивидуален, у каждого есть свое кредо.
Каковы же основные требования современному уроку? Это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
– урок должен быть развивающим и проблемным: учитель сам нацеливает себя на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с одноклассниками;
– учитель организует поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся;
– максимум творчества и сотворчества;
– времясбережение и здоровьесбережение;
– в центре внимания урока – дети;
– учет уровня и возможностей учащихся,
– умение демонстрировать методическое искусство учителя, планирование обратной связи;
– урок должен быть добрым.
Сегодня понятно, что в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показывает практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Использование современных образовательных инновационных технологий является важным условием обучения современного школьника, его интеллектуального, творческого, нравственного развития. Урок с применением ИКТ – это новый тип урока.
«Детская природа просит наглядности», это требование легко можно
удовлетворить информационно-коммуникативными технологиями.. Учитывая специфику преподавания предмета, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке биологии должно быть много наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам, давно устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить учебные таблицы, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных нестандартных уроков. Преподавание предмета биологии невозможно без демонстрации наглядного материала. Это равносильно тому, что научить писать, не имея ручки. Помню, как в 80-е годы прошлого века, когда я только пришла работать в школу, мне приходилось готовиться к урокам вырезая раздаточные модели изучаемых организмов, самой создавать коллекции плодов, грибов, мхов, лишайников, насекомых, а для работы у доски – таблицы, схемы, фотографии. Со временем дидактический материал приходил в негодность и все созданное моими руками, и руками моих учеников заменялись новыми экземплярами. На все это уходило много времени и средств. Прошло время и в нашу жизнь ворвался КОМПЬЮТЕР, к которому многие учителя боялись подойти, нажать какую-либо кнопку, да и ни в каждом школьном кабинете его можно было увидеть, но все это в прошлом. Для урока я использую различные типы цифровых образовательных ресурсов: анимации, интерактивные рисунки и схемы, интерактивные задания. Это позволяет мне адаптироваться к конкретным условиям преподавания, учитывать уровень готовности учащихся и создавать возможность реализации личностного творческого потенциала каждого участника учебного процесса. Лабораторный практикум является важной составной частью обучения биологии. Цели лабораторного практикума – углубить знание теоретического материала, познакомить с методиками измерения различных величин, изучить работу различных приборов, научить технологиям сбора и обработки экспериментальных данных, развить конкретные навыки лабораторной работы.
Виртуальные лаборатории использую на своих уроках биологии для проведения лабораторных работ. Здесь применяю сочетание, например, работа с микроскопами и ЭОР, что позволяет детям сопоставлять увиденное в микроскоп с изображениями на мониторе компьютера.
Например, лабораторная работа в 7 классе по теме «Водоросли», рассматривая, спирогиру или хламидомонаду демонстрирую кинофрагмент и при помощи кинофрагмента учащиеся наглядно знакомятся со средой обитания водоросли, ее внешним строением и как выглядят клетки спирогиры, хламидомонады под микроскопом.
Основа моей работы – уроки с использованием ИТ. На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы ;
– урок-исследование;
– электронная лабораторная работа;
– проекты;
– организация индивидуального обучения;
– урок-защита рефератов и др.
– урок-презентация
В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:
Что мне даёт ИКТ:
– качественно новый тип урока (динамика, информативность);
– быстрота получения нужной информации;
– большой спектр наглядных пособий;
– интерес к предмету
– ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между учителем и учащимися, желание учащихся отвечать.
Таким образом, использование инновационного подхода в процессе обучения биологии повышает его эффективность, позволяет получить знания, формировать у учащихся креативность, умение работать в команде, проектное мышление и аналитические способности, коммуникативные компетенции, толерантность и способность к самообучению, естественнонаучную грамотность,что обеспечивает, в целом, успешность личностного развития учащихся.