Доброта и милосердие в рассказе А.И.Куприна

(Урок русской литературы в 7 классе)

Гульгена ГИМАДИЕВА,

учитель русского языка и литературы Качелинской основной школы Арского района

Цель урока: развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; понимание авторского замысла.

Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС.

Средства реализации методической цели: совместное целеполагание; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа,  пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока).

Формируемые универсальные учебные действия

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, Н. И. Пирогова, мультимедийная презентация.

Предварительная подготовка к уроку:

  • Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”.
  • Выделить главные эпизоды рассказа. (все)
  • Написать письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу, бывшему хозяину главы семейства (индивидуальное творческое задание). Миннеханова Ч.
  • Подготовить художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание). Шафигуллин А.
  • Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание). Мингазов К., Шагниев Р.,Ахунзянов Айзат
  • Подготовить сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, используя различные источники информации (индивидуальное задание) (1 уч) Яруллин Р.
  • Нарисовать иллюстрации к рассказу, подготовить их защиту (остальные ученики)

Ход урока

Организационный момент. Актуализация знаний. Слово учителя

Учитель: Слайд 1

-Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем всего самого доброго.

Продолжаем путешествие по литературе XX века, на предыдущем уроке мы познакомились с биографией писателя А. И. Куприна. Узнали, что произведения А. И. Куприна «пропитаны добротой и любовью ко всему живому — к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу. Жёсткая, жестокая казарменная обстановка сиротского пансиона, кадетского корпуса и юнкерского училища не озлобила, не ожесточила сердце и характер Куприна, а, наоборот, воспитала в нём сочувствие, сострадание к человеку, униженному бедностью, несправедливостью, грубой силой, укрепила в нём человеколюбие»

Слайд 2

-Посмотрите, пожалуйста,  на следующие слайды, подумайте, что их объединяет? ( На каждом слайде запечатлён добрый поступок, мы видим людей, которые совершают добрые дела).и урок мы начнём словами поэта Андрея Дементьева : Слайд 3

Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны, кто-то злобствует, кто-то сердится, кто-то снова в тисках беды. Жизнь нуждается в сострадании. Наши души -как топоры… Слишком словом мы много раним, позабыв, что слова остры.

А. Дементьев

— Как вы понимаете смысл этого изречения?( Жизнь человека нуждается в сострадании, милосердии, взаимопомощи, добре).

  1. Целеполагание.

-Скажите, пожалуйста, что значит быть добрым? Что такое доброта?

У вас есть листочки, на которых в графе «до» запишите свой ответ.

Ученики:

  1. Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.
  2. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
  3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему-либо.
  4. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О добре, о хороших делах).

Слайд 4

— Правильно. Давайте посмотрим, как объясняется в «Толковом словаре» С.И. Ожегова значение этого слова. «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»

-Подберите синонимы (слова –ассоциации) к слову доброта.

(Милосердие, сострадание, отзывчивость, чуткость, сочувствие, самопожертвование, помощь, забота) Слайд 5

— Вот на примере произведения «Чудесный доктор» мы и будем говорить о доброте.

Учитель: Вот мы и определили тему нашего урока: «Доброта и милосердие в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» Слайд 6

Учитель: Попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока.

Цель: Разобраться в содержании прочитанного и рассмотреть, как в рассказе А.И. Куприна раскрываются понятия доброты и милосердия. Слайд 7

III. Проверка домашнего задания.

Учитель: Но прежде чем мы начнём разговор о доброте, проверим, насколько внимательно вы его прочитали произведение.

Словарная работа. (2 мин.) (Слайд № 8

Читая рассказ, пожалуй, каждый из вас находил непонятные слова. Вы уже знаете, что в конце текста даётся их толкование, в частности, что такое:

Досужий (вымысел) — появившийся от безделья (от слова «досуг» — свободное время или развлечение).
Предания — легенды, переходящие от поколения к поколению, рассказы о былом.
Плачевно — здесь: безрезультатно.
Пустые щи — щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный — крайне изнуренный, утомленный.
Управляющий — человек, который ведет дела какого-либо хозяйства.
Швейцар — сторож при подъездах.
Поденная работа — работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник (устаревшее) — канун церковных праздников Рождества и Крещения.
Залог — отдача имущества в обеспечение обязательств.

-Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”? (слайд 9)

(Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе).

— Подберите синонимы к слову “чудесный”.

(Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный).(слайд 10)

— Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?(Слово “чудесный” — производное от слова “чудо”, т.е. волшебство. Чудо — это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых, героями этого рассказа).Слайд 11- Связан ли выбранный автором эпитет “чудесный” с временем действия рассказа? Когда оно происходит?(События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей).— Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и Рождество? Какие чувства испытываете при их приближении?(Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда). Слайд 12- Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.(“… сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки…”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам…”).слайд 13

-Давайте обратимся к началу произведения. Мальчики у витрины гастронома. Также прошу обратить внимание на слайд. Давайте зачитаем этот эпизод

(1 уч) СЛАЙД 14

— Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина гастронома? (Витрина представляла эффектную картину, настоящее изобилие диковинных продуктов – эпитеты, гипербола, однородные члены предложения).

Назовите эпитеты и метафоры, которые встретились в тексте. Почему именно такие эпитеты и метафоры использует автор?

Эпитеты: «красных крепких яблок», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала».

Метафоры: «горы яблок», «пирамиды мандаринов», «запах нищеты».

— Обратите внимание на внешний вид ребят. Что можете сказать об этом? (Они очень легко одеты для двенадцатиградусного мороза, одежда их в заплатах, значит, они живут бедно).

— Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут).

Пересказ эпизода . Стр 6-7 Амир слайд 16

— Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали.(Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова).

— Какой приём использует автор, рисуя картину сияющих ёлок, радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? (Антитеза – противопоставление).

— Далее автор сгущает краски. И мы точно понимаем, что семья в беде!

Учитель: А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении?

Ученик: Семья Мерцаловых оказалась в таком положении, потому что глава семейства заболел и поэтому потерял работу и теперь никак не может найти новое место, хотя старается. Весь сегодняшний день он ходил по городу и просил деньги у кого только можно. А детей мать послала с письмом к своему бывшему работодателю в надежде, что тот одолжит хотя бы какую-нибудь сумму денег.

— Как вы думаете, о чём говорилось в этом письме, которое носили мальчики?

По моей просьбе Чулпан попробовала восстановить текст этого письма. Посмотрим, что у нее получилось.

Чулпан читает письмо.

Приложение3 Слайд 17

Уважаемый Савелий Петрович.

Обращаюсь к вам с______________________.

Есть совсем_________________. Одна дочка ________________________.

Теперь вторая_____________________________________________________.

Денег нет не то что на _________________, но даже и на __________________.

Моего заработка ни на что ________________________________.

Мой муж, как только устроится, сразу же____________________________________.

Прошу Вас, ___________________________.

С уважением, Елизавета Ивановна Мерцалова.

(слова для справок:  огромная просьба, есть нечего, три месяца назад умерла, лежит в жару и без сознания, на лекарства, но и на еду, на отопление, не хватает, Вас отблагодарит, не откажите)

— Мог ли швейцар передать письмо по назначению? (Мог, но он жестокий и злобный человек, он старается выслужиться перед хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден).

— Какие ещё предпринимались попытки для выхода из сложившейся ситуации? (Просить милостыню, но …).

-“Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса”. Почему муж и жена молчат?(“Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах”).

— “В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни?(Да, и в наше время людям приходится сталкиваться со многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки).

  1. Составление таблицы. Работа в парах слайд 18

Мини –вывод «Жизнь Мерцаловых до встречи с доктором Пироговым Н.И. работа в парах Мерцаловы до появления доктора

(Слова для справок: бедность, голод, несчастье, чудо, холодный борщ, письмо, чек, лекарство, горячая пища, сахар, доктор, милостыня, смерть, болезнь

 

Таблица (слова для справок)

— Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, ни один из людей, к которым они обращались, не проявили милосердия – готовности помочь.

— Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации, автор приводит своего героя в зимний сад. Слайд 19

  1. ФИЗМИНУТКА.

Учитель: слайд 20

— Мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.

Направо – горные вершины,

Налево – ёлок длинный ряд,

А сверху – облака на диво,

Внизу сугробов встал отряд.

Деревья ветви распушили,

Нечаянно снег вдруг уронили

И снова к небу потянулись,

Затем опять к земле пригнулись

И распрямились.

VI.Чтение отрывка «Тут было тихо и торжественно…» играет «Лунная соната» Бетховена читает Учитель слайд 21

Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов.

Олицетворение: «деревья дремали».

Эпитет: «великое спокойствие».

Метафора: «глубокая тишина».

Учитель: Скажите, какая природа в рассказе? Царственная, спокойная, роскошная. Слайд 22

Учитель: А что говорится о семье Мерцаловых? Она ведёт нищенское существование. Все это, во-первых, служит противопоставлением. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение – уйти из жизни. Наверное, это случилось бы, если бы не встреча.

— Что помешало Мерцалову исполнить свое намерение? (доктор Н.И. Пирогов, появление незнакомца). Слайд 23

 

А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н.И. Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине. Хотите узнать о нём? Я «пригласила» к нам в гости Николая Ивановича Пирогова. Пусть он сам расскажет, как стал доктором.

— Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа, все случай… Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел и к нему был приглашен профессор Мухин. О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Я лечил всех: и императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.

VIII- Найдите эпизод встречи Мерцалова и доктора. (Ролевое чтение).

3 ученика Слайд 24

— Найдите портрет незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).

Учитель: Найдите описание портрета Мерцалова. Как его рисует автор?  «Скромный, заботливый, честный, интеллигентный, тактичный».

— Что же произошло после разговора в парке? (Доктор срочно едет к Мерцаловым!)

Слайд 25

— Как ведет себя доктор, оказавшись в доме семьи, что он делает? (ведет себя ка профессионал, осматривает больную, ребята раздували самовар, принесли дров. Дал 3 рубля выписал лекарство) слайд 26

— Какими качествами обладал доктор? (Доброта. Доктор Пирогов купил детям подарки. Подарил Мерцалову 3 рубля, на которые Мерцалов успел купить еду.

— Чуткость. Пирогов внимательно, не перебивая, выслушал рассказ Мерцалова.

— Сострадание. После рассказа Мерцалова Пирогов сразу поехал к нему домой, чтобы осмотреть его дочь. Осмотрев дочь Мерцалова, предложил на следующий день пригласить врача, пообещав сразу предупредить этого врача.

— Благородство. Пирогов вместе с рецептом оставил Мерцаловым, жившим в нищете, несколько крупных кредитных билетов)

— Можем ли мы назвать его волшебником, который появился в доме Мерцаловых в канун Рождества? В чем заключалось его волшебство?

— Какое качество является главным в характере доктора? (милосердие или сострадание)

— Почему доктор сам не назвал себя? (Скромность, помощь от души, а не за благодарность).

—  Попытайтесь предположить, как могла бы сложиться судьба этой семьи, если  бы не встретился «чудесный» доктор.

А как сложилась? 2 часть таблицы слайд 27  работа в парах

— О каком ЧУДЕ идёт речь в рассказе? (О чуде случайной встречи. О чуде, которое может совершить любой человек, оказав помощь нуждающимся. О чудесах, которые творит милосердие).тслайд 28

-В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых. Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением обратит внимание на бедного.

Перед вами листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. А теперь запишите в графе «после» свой ответ на вопрос, что такое доброта?

Изменилось ли ваше мнение о доброте?

Ученики:Не очень изменилось. Здесь у нас слова благотворить и милосердие, они созвучны со словом доброта.

IХ. Закрепление материала

Учитель: Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»? «Что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо»?

Учитель: А так ли это? (вывести на то, что добрые дела не уходят в никуда, а продолжают жить) ИДЕЯ РАССКАЗА

– О чем заставляет задуматься рассказ?

— Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

Выводы учащихся:

— В произведении Куприна есть глубокие размышления писателя о добре и зле, которые существуют не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.

Учитель: И в наше время немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом.  Слайд 29 Например, существует благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Он оплачивает лечение ребят в зарубежных клиниках, оснащает медицинские заведения дорогостоящим оборудованием, бытовой техникой. Слайд 30 Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте пяти лет. В Казани действует «Детский хоспис», цель которого помочь больным детям. слайд 31 На эти же цели отдала присуждённую ей Государственную премию известная актриса Чулпан Хаматова.

Учитель: У меня в руках прозрачные, светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза прозрачная, искрящая, на солнце горит всеми цветами радуги. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, а мы по крупицам, по бусинкам будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками.

Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в этот сосуд по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки).

Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!

  1. Домашнее задание. Слайд 32

Напишите сочинение-размышление (по выбору)

Темы сочинений

  1. «Нужно ли милосердие в современном мире?»
  2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «…то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
  3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?