Принципы построения игры у детей с РАС
Изольда ЖГЕНТИ,
учитель-дефектолого детского сада №109 г. Казани
Игра –это для ребёнка естественная деятельность, и любое обучение ребёнка мы стремимся проводить через игру. Это общепризнанный подход, который является основой большинства методов работы с детьми дошкольного возраста.
Но в случае с детьми с РАС ситуация обстоит достаточно сложно. У этих детей естьнарушения коммуникации, нарушения социального взаимодействия, а также сильные сенсорные нарушения.Также мы часто наблюдаем сниженную мотивацию к традиционным игровым предметам.
В нашей группе обучаются дети с РАС с низким уровнем развития навыков, и они, как правило, не демонстрируют никаких игровых навыков, пока мы не начинаем их этому учить.
В своей работе мы, специалисты ресурсных групп детского сада №109 г. Казани, применяем VB—MAPP – систему оценки речевых и социальных навыков у детей с РАС, разработанную Марком Сандбергом.
Эта система помогает нам не только тестировать уровень развития навыков, но и затем выстраивать программу обучения – от простого к сложному.
Группа «Игровые навыки» в системе VB-MAPP разделена на 3 уровня, условно соответствующие возрастной норме 18 месяцев, 30 месяцев и 48 месяцев.
Например, первый уровень, самый базовый, предполагает наличие у ребёнка следующих навыков и игровых действий:
Манипуляция предметами и изучение их втечение хотя бы1 мин. При этом М.Сандберг уточняет, что эта не должна быть аутостимулятивная игра, т.е. повторяющиеся действия, направленные на получение сенсорных ощущений. Это должно быть именно функциональное изучение игрушки, знакомство с игрушкой, исследовательская деятельность ребёнка.
Здесь же,на первом уровне,VB-MAPP предлагает нам протестировать разнообразие игры. Мы наблюдаем, манипулирует ли, например, ребёнок всё время одной игрушкой, или тремя, пятью различными предметами?То есть на этом уровне мы тестируем разнообразие игрового репертуара.
Также на первом уровне мы наблюдаем, обобщает ли ребёнок игровые навыки в незнакомой обстановке, а также, демонстрирует ли он самостоятельную игру с причинно-следственными игрушками.Это могут быть любые игрушки, которые имеют причинно следственную связь, например, музыкальная игрушка: нажал кнопку – заиграла музыка, или нажал кнопку – загорелся свет, или, например, потянул за верёвочку – и машина поехала.
Вот такие навыки, согласно VB-MAPP, должны сформироваться в норме у детей в возрасте до 18 месяцев. Но на практике мы часто сталкиваемся с тем, что у детей с РАС даже значительно более старшего возраста (4, 5 лет) нет даже этих скромных навыков.
И поэтому наша работа с навыками игры начинается с самого базового уровня. По сути, мы следуем за ребёнком, наблюдаем за действиями ребёнка, отмечаем, какие предметы его интересуют.Наша задача – подключиться к ребёнку и вступить вместе с ним в контакт с этим предметом, подключиться к его занятию.
Многие дети с РАС с низким уровнем навыков вообще не играют с игрушками функционально.В их свободной деятельности преобладает аутостимулятивное поведение.
Например, ребёнкунравится просто бегать по комнате вперёд-назад, или кружиться вокруг себя, или раскачиваться. Манипуляция игрушками также носит характер аутостимуляции: ребёнок облизывает или грызёт предметы, крутит колёса машинок, раскачивает игрушки как маятник, т.е. доставляет себе определённые сенсорные ощущения.
Мы и в этом случае стремимся следовать за ребёнком. Даже если мы не поддерживаем его интересы – вникая в них, мы развиваем не только игру, но и общение, делаем взаимодействие более осмысленным, целенаправленным.
Только разделив с ребёнком его интересы и следуя за его инициативой, мы можем получить первые сведения о том, что он считает важным.
Мы предлагаем вам посмотреть несколько видеофрагментов, которые иллюстрируют взаимодействие между ребёнкоми взрослым.
На втором уровне, который соответствует возрастной норме 30 месяцев, Марк Сандберг рассматривает уже более сложные игровые навыки.
Это способность ребёнка взаимодействовать с игрушками, имеющими несколько деталей; а также демонстрировать поисковое поведение, если какой-то детали не хватает.
Способность ребёнка к использованию повседневных предметов творческим образом, в ходе игры.
Например: если ребёнку дать барабан, но не дать палочек, ребёнок найдёт предметы похожие на барабанные палочки (например, карандаши или ручки) и начнёт стучать в этот барабан.
Также на втором уровне мы проверяем, может ли ребёнок самостоятельно функционально использоватьразные игрушки, не менее пяти.
А также способность собирать игрушки, имеющие множество деталей, для 5 различных наборов. Это могут быть конструкторы, пазлы, мозаика, пирамидыи другие сборные игрушки.
В нашей группе на сегодняшний день нет детей, которые демонстрировали бы игровые навыки на этом уровне, но чуть позже наши коллеги покажут вам их в своём выступлении. И всё же нам важно знать, какие игровые навыки есть на втором, на третьем уровне, потому что это даёт нам ориентир – к чему нам стремиться, какие навыки нам развивать.
Третий уровень игровых навыков по VB-MAPP – это уже более сложные, комплексные игровые навыки, в том числе подразумевающие социальное взаимодействие со сверстниками.
Например, способность ребёнка играть в сюжетные или ролевые игры, которые моделируют различные жизненные ситуации.
Способность в рамках игровой активности повторять различные движения, в т.ч. и за сверстниками.
Способность самостоятельно или со сверстниками заниматься творческой деятельностью.
Участие в групповой игровой деятельности на протяжении 10 мин. без подсказок или поощрений.
Приступая к работе над развитием социальных и игровых навыков, мы начинаем с коммуникативного круга. Эта не совсем игровая деятельность, но это форма произвольной организации социального взаимодействия между детьми.
Стульчики ставятся в круг, напротив детей садится взрослый. Для начала задача детей заключается лишь в том, чтобы прийти, сесть на свой стульчик и совсем недолго посидеть, прикрепить свою фотографию на планшетку и представить себя участникам круга.
Как вы увидите на видео, на данный момент дети выполняют эту задачу с полной помощью взрослого.Однакосо временем уровень помощи снижается, а дети начинают обращать внимание друг на друга. Продолжительность коммуникативного круга постепенно увеличивается – дети всё дольше проводят время в кругу, выполняют различные простые задания. После этого им предоставляется социальное поощрение в виде какой то общей игровой деятельности, например, всем вместе лопать мыльные пузыри или танцевать.
Сейчас мы посмотрим на видео, как это выглядит, а я хочу пожелать вам, коллеги, успешной работы и вдохновения в работе с особенными детьми.