Речевой этикет: нормы и традиции

(Урок русского языка в 5 классе)

Рушания РАХМАНКУЛОВА,

учитель русского языка и литературы средней школы №113 г.Казани

Цели:

личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры;

метапредметные:

– анализировать и классифицировать языковой материал;

– строить монологическое высказывание в устной форме;

– аргументировать свою точку зрения, осуществлять самоконтроль;

предметные:

– различать понятия «речевой этикет» и «вежливость»;

– знать особенности русского разговорного этикета использовать обращения, уместные в той или иной речевой ситуации.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Актуализация знаний

Учитель. Здравствуйте! Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй или привет!». Поздороваемся также с нашими гостями.

– А сейчас мы послушаем стихотворение, которое для нашего урока подготовила Б.Милана:

Извини, пожалуйста,

Прости и разреши.

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы –

Таблицы умножения.

Есть еще таблица –Таблица уважения!

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» –

Волшебные слова!

Всюду, где нескромному

Укажут от ворот,

Вежливый попросит

И пройдет.

Перед словом вежливым

Двери отворяются!

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните, как азбуку

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» –

Волшебные слова.

Учитель. Ребята, о чем это стихотворение? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Учащиеся. О вежливых словах,о речевом этикете, об умении правильно общаться с другими людьми.

Учитель. А что такое этикет? Мы получим правильный ответ, если вы составите предложение из слов, которые лежат у вас на столах.

правила поведения человека среди других людей

Учитель. Мы с вами уроки начинаем с взаимных приветствий. Такова традиция, и вежливые люди всегда ее соблюдают. Ежедневно мы здороваемся, прощаемся, благодарим, говорим уместные вежливые слова. Все это – проявления речевого этикета, который постепенно сложился у нашего народа, вошел в традицию. Конечно, времена меняются, а с ними меняется и речевой этикет. Но при этом сохраняется основное: уважительное отношение к собеседнику, к любому человеку, часто даже незнакомому.
Сегодня мы узнаем еще больше про речевой этикет и его особенности; нам откроется много нового и интересного.

III. Работа по учебнику

  1. Упр. 144 (с. 117) – чтение, обсуждение и выполнение заданий.

Варианты заглавия текста: «Речевой этикет», «Что такое речевой этикет?».

Учитель. Из почитанного текста выпишите на листочках формулы речевого этикета.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравления, пожелание удачи, комплимент, соболезнование, сочувствие,, приглашение. Учитель. Делаем вывод: речевой этикет – это

– как,

– о чем,

– где,

– с кем говорить? (На доске.)

Учитель. К второму заданию синонимы: внимательный, любезный, деликатный, приветливый, уважительный, воспитанный, обходительный, тактичный.

– А теперь попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Для этого напротив каждой ситуации напишите «вежливый» или «невежливый». (Карточка №1)

  1. Поздоровался при встрече…
  2. Толкнул,не извинился…
  3. Помог подняться, поднял упавшую вещь…
  4. Нагрубил товарищу…
  5. Не уступил место пожилым людям в троллейбусе…
  6. Поблагодарил за оказанную помощь…
  7. IV. Первичное закрепление нового материала

Учитель. А сейчас поиграем. Я буду читать стихотворение, где некоторые слова пропущены, пожалуйста, подскажите их мне:

Расстает даже ледяная глыба,

От слова теплого – СПАСИБО.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь –ЗДРАВСВУЙТЕ.

Когда вас бранят за шалости,

Говорим – ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

  1. V. Работа с пословицами

Учитель. Соотнесите начало и конец пословиц. (Карточка №2)

1. Доброе слово язык не усохнет
2.Ветры горы разрушают, и кошке приятно
3. От доброго слова железные ворота отворяет
4. Доброе слово слово народы подымает

 

(Каждая группа на выбор объясняет значение одной пословицы.)

Учитель. Пословицы русского народа говорят о том, что с давних времен наши предки осозновали важность речевого поведения.

– В прошлом у русского народа было много приветствий, употреблявшихся в зависимости от того, чем был занят человек. Например,

– если девушка несла воду, ей говорили: «Свеженькой воды!»;

– если крестьяне молотили зерно, им желали: «По сто пудов на день!» По тысяче на неделю!»;

– если женщина доила корову: «Моря под коровой!».

Некоторые из них сохранились и сегодня. Попробуем их вспомнить. Я попрошу кого-нибудь из групп встать, назову ситуацию, а вы ему скажете подходящее пожелание:

– Ваня работает, копает грядку… (Бог в помощь!)

– Коля идет из бани… (С легким паром!)

– Настя обедает в столовой… (Приятного аппетита!)

– Друг уезжает… (Счастливого пути!)

– Друг вернулся из поездки… (С приездом!)

Учитель. Как вы думаете у всех ли народов одинаковые формулы этикетных слов? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос обратимся к тексту «Диалог культур» (с. 119). Что можно узнать о разных народах по их формулам приветствия?

  1. VI. Речевая ситуация по группам

Учитель. Используйте «вежливые слова».

Карточка №3. Поблагодарите маму за то, что она испекла ваш любимый пирог.

Учитель. Как обратиться к библиотекарю, чтобы и узнать, поступил ли новый номер журнала «Трамвай»?

– А вы хорошо помните мультфильмы? Думаю,что да. Сейчас вы будете выступать в роли героев, предложенных вам мультфильмов. (Карточки  с героями мультфильмов.)

VII. Рефлексия

Учитель. А для чего нужны вежливые слова? (Они связывают нас друг с другом, укрепляют контакты. Приближают к радости человеческого общения.)

– Какие новые для вас правила речевого этикета вы узнали?

– Пригодится ли вам в жизни то, о чем вы сегодня узнали?

VIII.Оценки за урок

  1. IX. Домашнее задание (по выбору)
  2. Попробуйте написать правила речевого общения в стихах.
    2.Составьте кроссворд по теме урока.
    3.Подберите пословицы по теме нашего урока.
  3. X. Подведение урока

Учитель. А закончить урок я хочу такими словами:

Как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может, не слова-дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтобы их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.