Продление рода. Органы размножения
(Урок по биологии в 7 классе)
Айсылу ГИЗЗАТОВА,
учитель биологии I квалификационной кв.категории Кубянской средней школы Атнинского района
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, проблемное изложение, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
– овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности;
– использовать информацию о современных достижениях в области биологии;;
– работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
– проводить наблюдения за биологическими объектами;
Задачи:
образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы;
развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе.
УУД:
личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации;
регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности;
коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль): формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа – изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных» при консультативной помощи учеников-экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.
Планируемые результаты:
предметные:
– понимать смысл биологических терминов;
– описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
– распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
– устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
– приводить примеры животных разных систематических групп;
– различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
– характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира.
Метапредметные УУД:
познавательные:
– работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
– проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
– сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
– строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
– создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
– определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
регулятивные:
– организовывать и планировать свою учебную деятельность – определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
– самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
– работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
– владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
коммуникативные:
– слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
– интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
– адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
личностные: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия: значение размножения, преимущество полового размножения перед бесполым, особенности размножения беспозвоночных, размножение хордовых животных.
Ход урока
- I. Организационный момент
Учитель. Добрый день, учащиеся! Я рада встрече с вами и надеюсь, что от урока у вас останутся хорошие позитивные эмоции и знания. (Слайд 1)
– Ребята, в начале урока я хочу обратить ваше внимание на слова немецкого поэта Гёте: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Смысл этого высказывания состоит в том, что все на нашей планете уникально, каждый вид, требует глубокого исследования и изучения и бережного отношения. Сегодня эта книга открыта для вас в царстве животных. Любите их, изучайте, узнавайте что-то новое! А я желаю вам успеха в ваших сегодняшних открытиях!
- II. Проверка домашнего задания
Учитель. На прошлых уроках мы изучили кровеносную систему животных. Познакомились с соединительной тканью — кровь. Предлагаю в начале урока вспомнить данный материал. С помощью смартфонов перейдите на образовательную платформу Learnis. Проходим квест «Кровеносная система».
III. Актуализация знаний. Мотивация к познавательной деятельности
Учитель. А сейчас внимательно посмотрите на слайд презентации. (Слайд 2) Что объединяет этих животных? (Ответы учащихся.)
Учитель. Одно из основных свойств живого – размножение или продление рода.
– Открываем тетради, записываем дату и тему урока. Тема урока «Продление рода. Органы размножения». (Слайд 3)
Учитель. Скажите, какова цель урока? (Слайд 4)
Цель: сформировать понятия о продлении рода как одном из основных свойств живого».
- IV. Изучение нового материала
Учитель. Перечислите известные вам свойства живого?
Учащиеся. Развитие, обмен веществ, размножение, дыхание, питание, раздражимость.
Учитель. Размножение – способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений. (Слайд 5)
Учитель. У животных существуют две формы размножения половое и бесполое. Из курса 6 класса вспоминаем эти термины. (Слайд 6) (Заслушивает ответы обучающихся.)
Учащиеся. Бесполое размножение – новый организм может возникнуть в результате деления материнского на двух или несколько частей.
Половое размножение – в новом организме объединяются наследственные признаки двух родительских организмов, и в результате их комбинации у потомства могут появиться новые признаки, помогающие организму лучше адаптироваться к условиям окружающей среды.
Учитель. Говоря о формах размножения, мы должны узнать, в чём их биологический смысл, какое они имеют эволюционное значение, в чём их различие.
Какой вопрос вы должны поставить перед собой в этой работе?
Проблемный вопрос. Почему важно существование в природе полового и бесполого размножения? Карточки фишбоун на парту. (Слайд 7)
Учитель. Чтобы найти ответ мы должны разобрать графическую схему «Фишбоун»: «Формы размножения организмов» (Слайд 8) На выполнение работы дается 3 мин. (Секундомер на весь экран.)
Вывод это и будет ответ на проблемный вопрос.
Существование в природе полового и бесполого размножения животных обеспечивают: непрерывность жизни, биологическое разнообразие и приспособление организмов к среде обитания.
Учитель. У большинства животных размножающихся половым путём, есть специальные органы размножения. (Слайд 10) Что вы понимаете под этим термином?
Учащиеся. Органы размножения – органы, с помощью которых половые клетки родителей соединяются.
Учитель. Объединяясь, эти органы образуют систему.
Половая система – система органов, состоящая из половых желёз и протоков, проводящих половые клетки.
Учитель. Различают женскую и мужскую половые системы. (Слайды 11 – 12) В женском организме есть специальный орган – матка. В матке зародыш развивается до рождения. Матка – женский мышечный орган для вынашивания потомства.
Учитель. Организмы, в теле которых функционирует одна половая система (женская или мужская) называются раздельнополыми. (Слайд 13)
Организмы, в теле которых одновременно функционируют обе половые системы называются гермафродитами. Назовите животных-гермафродитов.
Физкультминутка (презентация)
- V. Работа в парах (раздать карточки).
Учитель. Задание. Перечислите все типы животных в эволюционном порядке начиная с Типа Простейшие. На выполнение задания дается 2 мин. (Секундомер на весь экран.) А теперь сверяем с шаблоном.
Учитель. Работа в парах. Открываем электронные учебники & 45, стр. 236 и заполняем таблицу «Сравнительная характеристика органов и способов размножения животных» (Слайд 14) Таймер 10 мин. Самопроверка по шаблону
Учитель. Какой вывод можно сделать по таблице?
Учащиеся. Эволюция органов размножения у Беспозвоночных шла по пути специализации. Яичники, яйцеводы, семенники и семяпроводы есть у всех. Матка как исключение присутствует только у Плоских и Круглых червей. Большая часть Беспозвоночных – раздельнополые. Более простые по строению Беспозвоночные – гермафродиты.
Гермафродитизм исчезает. Раздельнополость закрепляется. Семенники, семяпроводы, яичники, яйцеводы закрепляются по эволюции. Усложнением у млекопитающих является матка и плацента.
Эволюция органов размножения шла по пути появления: половых желёз, живорождения, органов для развития зародыша внутри материнского организма; сокращения численности детенышей, но улучшения их защищённости.
- VI. Рефлексия
Учитель. Для закрепления изученного материала переходим на платформу Myquiz тестирование «Продление рода. Органы размножения».
VII. Подведение итогов урока
VIII. Домашнее задание. Оценивание