МБОУ «СОШ №2» города Лениногорска
Учитель: Ризванова Галия Мазитовна
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема: «Учимся писать сложные слова»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
Формировать предметное умение: способствовать осознанию существенных признаков понятия “сложные слова” и введения его в систему
знаний; научиться схематически показывать сложное слово.
Формировать УДД:
Познавательные УДД – формировать проблемный вопрос; формулировать познавательную цель; проводить доказательство.
Регулятивные УДД — составлять план действий; осуществлять контроль, коррекцию, оценку результатов деятельности.
Коммуникативное УДД – планировать учебное сотрудничество — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; формирование умения работать в малых группах.
Оборудование:
— Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова.
— раздаточный материал: карточки для открытия новых знаний и вывода; карточка рефлексивного анализа; презентация.
— мультимедийный проектор;
— учительский компьютер.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) | ||||||||
Мотивирование к учебной деятельности
(1 минута) |
Слайд №1 Эпиграфом нашего урока станут строки:
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А.И. Куприн Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова, Но сегодня будь готов Сам открыть секреты слов.
— Сегодня у нас урок — исследование. Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду только помогать. — У вас на столах оценочные листы. За каждое выполненное задание вы будете себя оценивать. В конце урока подведем итоги. Критерии вы можете увидеть на слайде. Слайд №2 |
Приветствие учителя | Формировать навык подготовки к систематической деятельности на уроке (Регулятивные УДД) | ||||||||
Актуализация знаний (5 минут) | Записываем число, классная работа. Слайд №3
1. Минутка чистописания Отработка элементов букв (Оо и соединения букв яя). Слайд №4 2. Словарная работа. Слайд №5 Яблоко, осина — Прочитайте и запишите слова, поставьте ударение. Подберите родственные слова и отметьте части слова. I вариант – к слову осина; II вариант – к слову яблоко. На доске 2 ученика записывают слова и разбирают. После окончания комментируют по порядку, остальные проверяют свои работы. |
Работают по вариантам
Осинка, осиновый, подосиновик.
Яблоня, яблочко, яблочный. |
Делать выводы, обобщать (Познавательные УДД) | ||||||||
Создание проблемной ситуации
(8 минут)
|
Сейчас я попрошу вас поработать в парах
— Задание: -Возьмите рабочий лист №1 (Приложение 1). Слайд 6 1. Прочитайте слова. 2. Выделите маркером корень в словах.
(Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.) — Прошу вас вывесить рабочие листы на доску. (Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой.)
школа слово книголюб — Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание. — Что вы заметили? Постановка проблемного вопроса. — Какой вопрос возникает? — Сколько корней в слове книголюб? (карточка со словом книголюб?) — Сколько корней в слове? — Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование. — Что значит слово книголюб? Книголюб – любитель читать книги – книги любит. — Какой корень в слове книга? Докажите. Что нужно сделать? -Какой корень в слове любит? Докажите. Что нужно сделать? -Сколько корней в слове книголюб? Выделим корни. – Ребята, почему слово одно, а вариантов разбора несколько? В чем особенность данного слова?
— Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? — Что сделали, чтобы получить новое слово? — Как в математике называется действие, когда соединяем две части? — Значит, чтобы получить новое слово, сложили два корня. Как можно назвать слова, которые получились в результате сложения? — Зачитайте значение слова «сложный» Слайд №7 Сложный – состоящий из нескольких частей, многообразный по составу частей и связей между ними. |
Ученики выполняют работу каждый на своем рабочем листе, выделяют корни.
— В слове книголюб количество корней выделено по-разному. — Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове. — Мы не знаем, сколько корней в слове. Если затрудняются подобрать однокоренные слова. Нужно подобрать однокоренные родственные слова: книга, книжный, книжка. Во всех этих словах общая часть – корень – книг-. Нужно подобрать родственные слова: любит, любимая, любовь, любимый. Во всех этих словах общая часть – корень -люб-. В слове книголюб два корня. Ученики выделяют корни.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Сложение
Сложные
|
Формировать проблемный вопрос (Познавательные УДД)
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Личностные УДД)
Прогнозирование предстоящей работы (Регулятивные УДД)
Развитие умения слушать и понимать других. (Коммуникативные УДД)
|
||||||||
Постановка учебной задачи
(2 минуты)
|
— Сформулируйте тему нашего урока?
— Чему мы должны научиться на уроке? — Какие цели поставим перед собой на данном уроке? — Я тоже записала наши цели для урока. Сравним их с вашими. Слайд №8 — Будем учиться образовывать сложные слова. — Учиться писать сложные слова. — Выделять корни в сложных словах. — А с какой целью человек использует сложные слова? |
Сложные слова
Высказывают свои варианты |
На основе анализа объектов делать выводы
(Познавательные УДД) Развивать умение слушать и понимать других. (Коммуникативные УДД)
|
||||||||
Открытие нового знания (7 минут)
Первичное закрепление (7 минут) |
— Ребята, как можно составлять сложные слова? Мы можем ответить на этот вопрос?
— Если проблема ясна, в путь! Для этого предлагаю поработать в группах. План действий для каждой группы. Задание №1 У каждой группы на столе конверт с заданием:
1. Выделить корень в словах, которые записаны на карточках. 2. С помощью ножниц отрежьте все части слова. Оставьте только корень. 3. Составьте слово: с помощью карточек с буквами О, Е соедините эти корни (понаблюдайте на твердый или мягкий согласный оканчивается первый корень). Приложение 2. — А теперь оцениваем свою работу (за каждое правильное слово 1 балл)
Работа по учебнику: стр.100 упр. 1 Задание №1 Выпишите слова, в которых два корня. Пароход, старость, сероватый, самолёт, лесоруб, перелесок, мышеловка, пылесос, величайший, гористый, водолаз, землетрясение, садовник.
Чтобы выписать сложные слова, необходимо научится выделять корни в этих словах. — Для этого вспомним правило о том, как найти корень в слове. — А так как в сложных словах 2 корня, то необходимо подобрать однокоренные слова к 2 частям Слайд №9 АЛГОРИТМ: 1. Думаю над значением слова. 2. Подбираю родственные слова к первой части. 3. Выделяю общую часть. 4. Подбираю родственные слова к второй части 5. Выделяю общую часть. — В каких случаях мы пишем соединительную гласную –о-? — В каких случаях мы пишем соединительную гласную –е-? — Сформулируйте вывод. — Вернёмся к нашим словам. Исправим ошибки. Проверяют упражнение по цепочке, оценивают себя в оценочном листе, за каждое правильное слово 1 балл. Максимальный балл – 7 балл.
|
Варианты ответов.
Работа в группах.
Дети составляют слова, приклеивают их на листе А- 4; Предъявление результатов.
Дети читают задание.
Читают алгоритм. Выполняют задание по этому алгоритму.
Выписывают слова, в которых два корня. Обозначают их и подчеркивают.
Вывод: Если корень первого слова заканчивается на твёрдый согласный, то пишется буква О. Если корень первого слова заканчивается на мягкий согласный, то пишется буква Е. Твёрдый согл. – О Мягкий согл. – Е |
Развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УДД)
Осознание существенных признаков понятия «сложные слова» (Предметные УДД)
Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов. (Познавательные УДД)
Развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УДД) |
||||||||
Физминутка.
(2 минуты) |
Руки ставим мы в разлёт: Появился самолёт. Мах крылом туда-сюда, Делай «раз» и делай «два». Раз и два, раз и два! Опустили руки вниз, — Кто запомнил физминутку? -Я прочитаю её ещё раз. -Какое сложное слово вы услышали в стихотворении? |
Выполняют движения
Самолёт |
|||||||||
Применение нового знания
(8 минут) |
Выполнение работы в группе (разноуровневые задания)
Задание №3 1 уровень Перепишите, выделите корни в сложных словах Землекоп, луноход, самовар, носорог, пылесос Взаимопроверка, учащиеся меняются друг с другом. Ответы на слайде. Слайд №10
Задание №4 2 уровень Замените данные словосочетания, одним словом. Запишите слова, выделите корни. Образец: рубить мясо – мясорубка. 1. Вода, падать – ……… 2. Лес, рубить – ……… 3. Лёд, колоть – ……… 4. Снег, падать – ……….. 5. Мышь, ловить — …….. Самопроверка. Ответы на слайде. Слайд №11
Задание №5 3 уровень Творческого характера. Впишите в предложения сложные слова. Моя мама нигде не работает, она — … . С утра она варит кофе в … . А бабушка любит пить чай из …. Мама любит работать в саду, так что её можно назвать … . Осенью в саду начинается …. Проверка осуществляется фронтально. Слайд №12 Проверка. Оценивание каждого задания (по баллу за каждый правильный ответ: максимальный балл за каждое задание 5 баллов). |
Осуществлять контроль, коррекцию, оценку результатов деятельности (Регулятивные УДД)
Осуществлять контроль, коррекцию, оценку результатов деятельности (Регулятивные УДД)
|
|||||||||
Рефлексия
(5 минут) |
— Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?
— Чему научились? — Давайте проверим, что вы запомнили на уроке? — Если вы согласны с данным высказыванием, то ставим «+», если нет, то «-». Задание №6 На листочках высказывания: 1. Сложные слова состоят из одного корня. 2. Сложные слова состоят из двух корней. 3. Если корень первого слова заканчивается на твёрдый согласный, то пишется буква О. 4. Если корень первого слова заканчивается на твёрдый согласный, то пишется буква Е. 5. Если корень первого слова заканчивается на мягкий согласный, то пишется буква О. 6. Если корень первого слова заканчивается на мягкий согласный, то пишется буква Е. — Проверьте свою работу (на слайде правильные ответы). Слайд №13 — Оцените свою работу. Максимальный балл 3 балла. — Оцените себя в оценочном листе, подведите итоги и следуя критериям на слайде выставьте себе оценку. Сдайте оценочные листы. Дифференцированное домашнее задание 1. — Учебник, стр.102-103 упр.1; 2. Сочините сказку на тему «Сложные слова». — Спасибо за урок! |
— Узнали, что такое сложные слова, и как их определять и образовывать… | Оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивные УДД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УДД) |
Приложение 1
Оценочный лист (Ф.И. уч-ся) ___________________________________________________________
|
||||||
Задание 1
Максимальный балл – 7 баллов |
Задание 2
Максимальный балл – 2 балла |
Задание 3
Максимальный балл – 5 баллов |
Задание 4
Максимальный балл – 5 баллов |
Задание 5
Максимальный балл – 1 балл |
Общее количество баллов | Оценка |
Задание 1
Максимальный балл – 4 балла |
Задание 2
Максимальный балл – 7 баллов |
Задание 3
Максимальный балл – 5 баллов |
Задание 4
Максимальный балл – 5 баллов |
Задание 5
Максимальный балл – 5 баллов |
Общее количество баллов | Оценка |
20-19 баллов | «5» | |||||
18-14 баллов | «4» | |||||
13-10 баллов | «3» |
Приложение 2
школа
слово книголюб |
Приложение 3
земля |
копать |
ловить |
снег |
ходит |
мышь |
падает |
лист |