Знакомство с пешкой
(Внеурочное занятие)
Наталья ЖИДКОВА,
учитель начальных классов средней школы №15 г. Нижнекамска
Цель: формирование у учащихся представлений о шахматной фигуре «пешка».
Задачи:
образовательные:
– познакомить учащихся с правилами взятия и движения пешки;
– продолжить ознакомление с правилами расстановки шахматных фигур;
– повторить правила дорожного движения;
– учить ориентироваться на шахматной доске;
развивающие:
– развивать мышление, память, речь;
– развивать навыки учебного сотрудничества при работе в парах, группах;
– развивать умение анализировать результаты своей работы и делать выводы;
воспитательные:
– воспитывать интерес к шахматам;
– воспитывать уважительное отношение к своим товарищам в процессе учебного сотрудничества;
познавательные УУД:
– актуализировать знания учащихся о правилах расстановки шахматных фигур в начальной позиции;
– обобщать полученные знания;
– развивать учебно-познавательный интерес к занятию;
регулятивные УУД:
– учить ставить цели предстоящей работы;
– учить различать учебные задания разного типа;
– учить контролировать свои учебные действия и действия товарища, обнаруживать и исправлять ошибки, оценивать выполнение работы;
коммуникативныеУУД:
– совершенствовать умение работать в паре, группе;
– воспитывать культуру внимательного слушателя, уважительного собеседника;
личностные УУД:
– включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
– развитие интереса к игре в шахматы, формирование умение оценивать жизненные ситуации.
Оборудование: шахматная доска и шахматные фигуры, демонстрационная доска, листочки.
Ход занятия
- I. Мотивирующее начало
Учитель. Взялись за руки друзья, начинается игра. Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.
- II. Основная часть
Учитель. Ребята, сегодня у нас внеурочное занятие. Мы познакомимся с шахматной фигурой. Отгадайте загадку:
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это … (пешки).
– Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (Ответы детей.) Правильно, сегодня мы познакомимся с пешкой.
(Стук в дверь. В класс заходит ученица 4 класса, переодетая в пешку, с забинтованной ногой.)
Пешка. Здравствуйте, ребята.
Учитель. Вы узнали кто это?
Дети. Пешка.
Учитель. Что с тобой случилось?
Пешка. Я шла к вам на урок, ребята. Хотела рассказать о нашем шахматном королевстве. Но когда переходила дорогу по чёрно-белым полоскам, в меня врезалась машина. И вот…
Учитель. Бедненькая Пешечка, ведь чтобы перейти дорогу, надо знать и соблюдать правила дорожного движения! Как и в шахматах, на дороге тоже есть правила! Ребята, а давайте расскажем Пешке о правилах дорожного движения, а пешка расскажет о себе и о правилах игры в шахматы.
Дети. Согласны!!!
Учитель. Вспомните, ребята, как и где нужно переходить дорогу?
Что за лошадь вся в полоску,
На дороге загорает?
Люди едут и идут,
А она не убегает. (Зебра)
Дети. Дорогу надо переходить по «зебре» на зеленый свет светофора. Если горит желтый – надо приготовиться, а если красный – то стоять!
Учитель. Какие еще правила дорожного движения вы знаете? (Ответы детей.)
Пешка. Спасибо, ребята! Теперь я знаю правила дорожного движения и не попаду в беду. Я расскажу вам о своём королевстве и его правилах. Давайте вспомним, кто живет в моём королевстве и как правильно расставить шахматные фигуры перед игрой. Мне нужны два помощника: один расставляет на демонстрационной доске черные фигуры, а другой – белые.
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И ещё два поля есть,
А на них король и ферзь.
Учитель. Оцените, ребята, как справились помощники. Молодцы, ребята. Сколько фигур у черного войска? (16) У белого? (Тоже 16) По сколько пешек? (По 8) Давайте на память о нашей встрече нарисуем эту фигуру или дорисуем по клеточкам. (Раздаются листы. Дети рисуют.)
Учитель. Ребята, а вы знаете как ходит пешка? (Ответы детей, корректировка ответов.)
Пешка. Пешки ходят только вперед по вертикали на одну клетку. Только один раз в партии пешка имеет право прыгнуть через клетку – из начального положения. А вот бьет пешка не по вертикали вперед, а по диагонали на одно поле и занимает место взятой фигуры. Если пешка дойдет до конца доски, то она может превратиться в любую фигуру по желанию, а лучше в какую? (
Дети. В ферзя.
Учитель. Давайте оставим пешки на доске, а другие фигуры уберем. Попробуем ходить только пешками, а вконце посмотрим у кого больше пешек дойдет до конца доски и превратиться в ферзя. Задача ясна?
III. Практическая деятельность
(Каждый ребенок играет с соседом по парте.)
Учитель. Итак, покажите столько пальцев – сколько пешек дошло до конца доски. (Дети показывают.) Победил … Молодец! Остальным не стоит расстраиваться – у вас еще будут победы.
- IV. Рефлексия
Учитель. Что мы сегодня повторили и что узнали нового? Вы рады, что познакомились с пешкой? Чем она вам запомнилась? Давайте еще раз напомним Пешке, на какой свет светофора надо переходить дорогу? (
Дети. Зеленый.
Учитель. На какой свет светофора мы стоим?
Дети. Красный.
Учитель. Если вы запомнили, как ходит пешка, возьмите зеленый кружочек и приклейте его к доске. Кто не запомнил, приклейте красный кружочек.