Салют Победы в Великой Отечественной войне – 78-я годовщина
(Урок по изобразительному искусству для 4 класса)
Светлана ГИЛЯЗЕЕВА,
учитель ИЗО высшей квалификационной категории средней школы №2 пгт Актюбинский Азнакаевского района
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Планируемые результаты:
предметные:
– умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
– создавать условия для эмоционально-ценностного отношения учащихся к празднику Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.;
– способствовать развитию эстетического восприятия детьми торжественности, величия победного праздника в реальной жизни;
– совершенствовать живописно-декоративные и композиционные навыки в создании образа праздничного фейерверка.
Метапредметные:
регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;
познавательные: научатся самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера.
коммуникативные: научатся строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
личностные:
– формировать художественную культуру учащихся, готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
– развивать такие чувства как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с акварелью, интерес к живописи, к творчеству русских художников;
– возбуждать интерес к процессу творчества; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
Методы: объяснение, беседа, демонстрация, практическая работа.
Средства обучения:
для учителя: компьютер,репродукции картин, иллюстрации, презентация, фото родного края, список городов-героев, таблица важных дат, записи песен военных лет, свеча;
для учащихся: гуашь, палитра, кисти, простой карандаш, вода, альбом, клеенка, клей карандаш, цветная бумага, ножницы, чёрный маркер, свеча, зубочистка и файл.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя
Осуществляемые действия |
Деятельность учащихся | |
Предметные (Пр) Познавательные (П) Регулятивные (Р) Коммуникативные (Р) | |||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||
1. Организационный (2 мин.) | – Здравствуйте! Садитесь, девочки! (Кивком головы девочки здороваются и садятся за свои места.)
– Здравствуйте! Садитесь, мальчики! (Кивком головы мальчики здороваются и садятся за свои места.) – Проверьте свою готовность к уроку: альбом, гуашь, кисть, краски, клей, ножницы, цветная бумага, свеча, зубочистка, файл. |
Приветствие учителя
Проверка готовности к уроку Настрой на дальнейшую работу |
Формирование положительного эмоционального настроя на урок |
2. Вводная беседа (2 мин.)
3. Постановка темы и цели (2 мин.) 4. Знакомство с новой темой (10 мин.)
|
– Какое время года за окном? (Весна)
– А что означает выражение «красный день календаря»? (Праздник) – Какие весенние праздники вы знаете? (8 Марта, Пасха, 1 Мая, 9 Мая) – Праздники бывают разными: государственные и семейные, религиозные и городские. Например: 8 Марта – праздник государственный, мы празднуем его всей страной. Пасха – праздник религиозный, потому что он связан с церковным календарем. Но есть у нас праздник, который является и государственным, и семейным. Это тот праздник, который называют «праздник со слезами на глазах». Это День Победы. – Что вы знаете об этом празднике? – Что означает дата «9 Мая»? (Это праздник Победы. 9 мая 1945 года наши воины одержали победу в войне с фашистами.) – Наша страна пережила величайшую трагедию – войну. – А что значит «война»? – Как вы понимаете это слово? (Ужас, смерть, страх, потери, голод, слезы, горе) – Мы с вами живем в прекрасной стране, в прекрасное время. Небо над нашей страной мирное. И это – счастье, потому что хуже войны нет ничего на свете! И мы с вами живем, потому что в те далекие сороковые годы наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки пожертвовали собой. Теперь наш долг – помнить об этом, не забывать те страшные годы, когда миллионы жителей нашей страны продемонстрировали невероятную силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость. Когда миллионы людей шли на смерть, чтобы мы с вами жили. – Дети, а что такое салют? (Отвечают ученики.) Салют – торжественная форма приветствия или отдания почестей артиллерийскими и ружейными залпами, флагами и др. Производится в ознаменование государственных (национальных) праздников, в честь знаменательных событий и т.д. Салют – это пиротехнический процесс в ночном или сумеречном небе, осуществляется с помощью специальных пиротехнических зарядов, которые выстреливаются из пушечных или специальных салютных батарей. Салют — это огненное представление в память о каком-то событии. Здесь символично все: и количество залпов и интервал с которым они выстреливаются – В честь какого праздника гремят салюты весной? (День Победы в Великой Отечественной войне.) – Сегодня у нас с вами необычный урок, в одном уроке встретились сразу три предмета: история, музыка и изобразительное искусство. – Какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей.) – Что нового мы узнаем и чему мы сегодня научимся? – Ребята, когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 г.) – Предлагаю вам совершить прогулку в прошлое. Это будет нелегкая прогулка. Но она нам необходима, чтобы мы сами увидели, что такое война, и чего стоила нам победа. 22 июня ровно в четыре утра, германские войска перешли границу у реки Буг и напали на Советский Союз. Это был летний воскресный день. Мирно спали дети в кроватках, пограничники несли службу на границе, выпускники встречали свой рассвет.Тысячи мальчишек и девчонок прямо с выпускного бала отправились на войну. (Фрагмент мелодии «Школьный выпускной») – Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. Первыми приняли удар защитники пограничного города Брест. И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. – Что такое репродуктор? (Устройство для громкого воспроизведения звука) – Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы. Люди собрались на митинги. Они поклялись все, как один, встать на защиту Родины. – Что такое плакат? (Большой цветной рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном помещении с целью объявления о чем-нибудь.) – Тогда появились плакаты «Родина-мать зовет» и была написана песня «Священная война». (Звучит отрывок песни «Священная война» (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова) – О чем идет речь в этой песне? – На фронте воевали все: и мужчины, и женщины с автоматами в руках били фашистов, совершали диверсии в тылу врага, бомбили вражеские войска с неба. Все кто не мог уйти на фронт (старики, женщины, дети), трудились на заводах, выпускали танки, самолеты, снаряды. По 12 – 15 часов стояли люди у станков, это был их трудовой фронт, их трудовой подвиг. Они трудились, верили в победу. Вместе с армией героическую борьбу вели подпольщики и партизаны в тылу врага, со взрослыми в партизанских отрядах, сражались и юные герои. В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Очень много погибло наших солдат. Много солдат было взято в плен. – Сколько лет длилась война? (4 года) – Но какие это были годы… 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов! – Ребята, война была в 1941 –1945 годах Великая Отечественная война, а ещё была Афганская война (гражданская) продолжающаяся с конца 1970-х годов. Гражданская война – это противостояния между организованными группами или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единой страны. Война началась 27 апреля 1978 года, когда Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) пришла к власти в результате военного переворота, известного как Апрельская революция. Ребята, наш земляк Азнакаевского района Гильфанов Фанис Азгамович, младший сержант, командир отделения, родился 17 марта 1963 года в селе Муслюмово Татарской АССР. Татарин. Работал в Азнакаевском управлении буровых работ. В Вооруженные Силы СССР призван 28 марта 1982 года Азнакаевским ОГВК.В Республике Афганистан с октября 1982 года. Неоднократно принимал участие в боевых операциях. 11 апреля 1984 года подразделение, в составе которого он находился, выполняло боевую задачу и попало в засаду. В завязавшемся бою Гильфанов Фанис погиб. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в г. Азнакаево.В школе №2 города Азнакаево, где он учился, установлена мемориальная доска. – Почему войну назвали Отечественной? (Люди защищали Отечество) – Что значит Отечество? (Родина, Отчизна) – Кто такие немецко-фашистские захватчики? – Чего они хотели? (Это фашисты, которые хотели поработить наш народ, заставить работать на себя. Кроме своей нации они никого не признавали). – Как вы понимаете выражение «город-герой»? (Город, прославившийся своей героической обороной в Великой Отечественной войне) – Наши воины сражались не на жизнь, а на смерть. Но фашисты были хорошо подготовлены к войне, у них было больше оружия, больше солдат. Несмотря на отчаянное сопротивление, наши войска отходили все дальше. Фашисты рассчитывали на быструю победу. Они стали наступать сразу в трех направлениях: на Киев, на Москву и Ленинград, на города возле Черного моря. – Как вы думаете, почему фашисты стремились сразу захватить Москву? (Это главный город нашей страны, столица государства) – Как сейчас называют город Ленинград? (Санкт-Петербург) – Почему фашисты хотели отрезать путь к Черному морю? (Хотели уничтожить флот) – Но мы не могли позволить, чтобы по улицам нашей столицы разгуливали фашисты. И на защиту Москвы встали все – от мала до велика. В сентябре 1941 года, когда захватчики уже вплотную подошли к Москве, всю страну облетели слова командира В. Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади – Москва!». Отстояли. (Звучит отрывок из песни «Марш защитников Москвы» – военный марш красной Армии (муз. Б.Мокроусова, сл. А.Суркова) – Не смогли фашисты одолеть и Ленинград. И на долгие 871 день они заковали город в кольцо блокады. Блокада – это изоляция города с целью отрезать его от мира. Блокада Ленинграда: 8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года В 1943 году наступил перелом. И началось все с битвы под Сталинградом. Впервые советским войскам удалось одержать столь значимую победу. Сталинградская битва – крупнейшая сухопутная битва в истории человечества. В этой битве погибло около 2-ух млн. человек. Но это была наша победа. И с тех пор 2 февраля отмечается как День воинской славы России. – Как называется город Сталинград сейчас? (Волгоград) – Какие фильмы о войне вы смотрели? – С этой поры начинается победное наступление наших войск по всем фронтам. Фашисты стали отступать к границам, а затем наши воины гнали этих завоевателей и по городам Европы, освобождая их от фашистов. (Звучит отрывок из песни «Дорога на Берлин» (муз. М.Фрадкина, сл. Е.Долматова.) – И вот наступила весна 1945 года. Наши воины гнали фашистов до самого Берлина. Над главным зданием фашистов – над Рейхстагом, взвилось наше знамя. 9 мая 1945 года была объявлена Победа! Первый день мира люди встретили ликованием. Все высыпали на улицу. Незнакомые люди обнимали друг друга и поздравляли. Плакали от счастья. А в полночь в Москве грянул салют. 30 залпов из 1000 орудий возвестили миру о том, что самая кровопролитная и самая жестокая в мире война закончилась. И закончилась нашей Победой! (Звучит отрывок из песни «Майский вальс» (муз. И.Лученкова, сл. М.Ясеня.) – Посмотрите на эту свечу. На что похож огонь? Что он символизирует? – Есть огонь, который символизирует память. Посмотрите на фото «Могила неизвестного солдата в Москве». Возле этой могилы всегда горит огонь. И каждый день выстраивается Почетный караул. А пост называется «Пост № 1». Он самый важный и самый почетный. – Откуда такое название: могила Неизвестного солдата? – Почему огонь всегда горит возле таких могил? – Почему возле этих могил всегда лежат свежие цветы? – Есть ли могила неизвестного солдата в нашем городе? – Какие памятники в нашем городе установлены в честь великой Победы? – Что означает надпись «Подвиг твой вечен»? – Более 20 млн. советских людей погибло в годы войны. Мы никогда не забудем тех, кто защищал нашу Родину в эти страшные дни. В память обо всех погибших прошу вас встать. Почтим их память минутой молчания. – Вы знаете, когда закончилась война? (9 мая 1945 года) – Майский день сорок пятого. Знакомые и незнакомые люди обнимались, дарили друг другу цветы, пели, танцевали прямо на улицах. То майское утро было проникнуто ликованием. Это был праздник всего народа, всего человечества и праздник каждого человека. Праздник со слезами на глазах. 9 мая 2023 года в 78-й раз прогремел салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. С тех пор прошло уже 78 лет. Мало осталось тех людей, кто воевал, кто жил и работал в тылу. Это наши ветераны. Они – герои. Именно им мы обязаны тем, что живем мирно и счастливо, в такой прекрасной стране. Они завоевали нам свободу. – Как празднуют 9 Мая в нашей стране? (Парады, концерты, все поздравляют ветеранов войны) – Какие ассоциации возникают у вас в связи с этой датой? (Радость, встреча, салют, слезы радости и т.д.) (Звучит песня «День Победы» (музыка Д.Тухманина, сл. В.Харитонова) – Назовите название песен, авторов слов и композиторов, которые прозвучали на уроке? – Я включаю вам фрагменты музыкальных произведений, а вы назовёте произведение и укажите автора слов и композитора. – Молодцы, ребята! мы выяснили, что песни военных лет вы знаете, также знаете название песен, авторов слов и композиторов. Музыка Бориса Мокроусова, слова Алексея Суркова.«Марш защитников Москвы» — военный марш красной Армии. Музыка Марка Фрадкина, слова Евгения Долматова. «Дорога на Берлин». Музыка Игоря Лученкова, слова Михаила Ясеня. «Майский вальс». Музыка Давида Тухманина, слова Владимира Харитонова.«День Победы».
|
Отвечают на вопросы
Слушают учителя
Отвечают на вопросы
Слушают рассказ учителя
Слушают и запоминают
Звучит мелодия вальса «Школьный выпускной»
Запись слова на доске реп-ро-ду́к-тор
Запись слова на доске плакат На доске висит плакат «Родина – Мать зовёт»
Звучит отрывок из песни «Священная война».
Отвечают на вопросы
Слушают и запоминают
Отвечают на вопросы
Город-герой Запись слова на доске Ленинград (Санкт- Петербург)
Слушают учителя
Звучит отрывок из песни «Марш защитников Москвы»
Запись слова на доске Блокада
Город- герой Запись слова на доске Сталинград (Волгоград)
Звучит отрывок из песни «Дорога на Берлин»
Звучит отрывок из песни «Майский вальс»
Учитель зажигает свечу
Фото «Могила неизвестного солдата в Москве»
Звучит метроном
Звучит песня «День Победы»
Отвечают на вопросы Фрагменты музыки «Священная война» Автор текста — В.Лебедев-Кумач, композитор А.Александров «Марш защитников Москвы» — военный марш красной Армии. Музыка Бориса Мокроусова, слова Алексея Суркова. «Дорога на Берлин» — музыка Марка Фрадкина, слова Евгения Долматова. «Майский вальс»- музыка Игоря Лученкова, слова Михаила Ясеня. «День Победы» — музыка Давида Тухманина, слова Владимира Харитонова. – Давайте проверим запись на доске
|
Умение высказывать мнение, строить правильный, грамотный ответ.
Умение слушать и слышать учителя
Создавать условия для эмоционально-ценностного отношения учащихся к празднику Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
Способствовать развитию эстетического восприятия детьми торжественности, величия победного праздника в реальной жизни.
Формировать умение слышать и понимать высказывания;
Умение слушать и слышать учителя;
Умение выражать свою точку зрения.
Создавать условия для эмоционально-ценностного отношения учащихся к празднику Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
|
5. Знакомство с технологией выполнения рисунка (5 мин.)
|
– В честь воинов-победителей мы с вами сегодня должны создать композицию «Салют Победы».
Первый ряд выполнит поздравительную открытку в технике граттаж. – Что такое граттаж? Граттаж (от фр. gratter – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или гуашью. Другое название техники – воскография. – Вашему вниманию предложены несколько открыток для образца (презентация), ваша задача: – нарисовать открытку гуашью, натереть парафином (свечей) по поверхности рисунка. Затемпокрыть весь рисунок чёрной гуашью, в конце с помощью зубочистки процарапать рисунок. Защитить свою работу. Второй ряд выполнит работы в технике монотипия. (Презентация) – Что такое техника монотипия? (Монотипия — техника рисования на гладкой ровной поверхности «один отпечаток») – Рисуем с помощью гуаши рисунок на поверхности файла. Сверху накладываем альбомный лист, проглаживаем ее руками. Плавно снимаем лист. Получится оттиск рисунка на альбомном листе. Можно дорисовать фрагменты. По желанию. – Защитить свою работу. – Третий ряд выполнит работу в технике витраж. (презентация) – Что такое техника витраж? – Витражи – произведения декоративного искусства, выполненные из цветного стекла или другого, пропускающего свет материала. Витражи используются для украшения окон, стеклянных дверей, прозрачных перегородок. В толковом словаре Ожегова значится «Витраж — картина или узор из цветного стекла». – Используя цветную бумагу, клей карандаш, ножницы, маркер черного цвета. – Выполнить эскиз будущего рисунка. – Детально прорисовать. – Сделать бумажный каркас с вырезанными ячейками из цветной бумаги. – Повернуть работу и покрасить перемычки черным маркером. – Защитить свою работу. Обязательно напомнить детям о правилах гигиены и безопасности труда: – Рабочую поверхность накрой клеенкой, под рукой имей тряпку, салфетку для рук. – Не забывай, на столе находится емкость для мусора. – Аккуратно работай с ножницами, не держи острием вверх! – Не оставляй клей открытым. – После работы, вымой кисти, убери рабочее место. – Давайте решим, в какой последовательности будем работать: 1. Определим расположение предметов (границы) и проведем основные линии. 2. Сделайте анализ формы и пропорционального соотношения предметов. 3. Выбери расположение формата. 4. Лёгкими линиями наметим общую форму предметов. 5. Работа над формой каждого предмета. 6. Рисование крупным планом на весь формат. – Давайте вспомним, как подобрать формат листа для рисунка? (Если длина изображаемой постановки больше высоты, то лист располагают горизонтально; если больше высота, то вертикально) – Как нам лучше расположить лист? (Горизонтально) – Как расположить рисунок на листе? (Рисунок стараются расположить в центре листа, но при этом обязательно оставляют свободное место, причем с той стороны, откуда падает свет, свободного места должно быть больше, чем с теневой стороны) – Работать мы будем гуашевыми красками. – Чем гуашь отличается от акварельных красок? (Ответы детей) Вдруг из чёрной темноты В небе выросли кусты А на них-то голубые Пунцовые, золотые Распускаются цветы. – О чём это загадка? (О салюте) – Каждый из вас видел салют. Вспомним, какого цвета огоньки салюта? (Презентация) – В какое время суток наблюдаем салют, почему? (Ответы детей). (Читает стихотворение ученица.) Алые букеты В небе расцветают. Искорками света Лепестки сверкают. Вспыхивают астрами Голубыми, красными, Синими, лиловыми – Каждый раз всё новыми! А потом рекою Золотой текут. |
Отвечают на вопрос учителя
Показ презентации (1-й слайд) Знакомятся с технологией выполненияработ Слово записано на доске Граттаж Воскография
Показ презентации (2-й слайд)
Слово записано на доске Монотипия
Показ презентации (3-й слайд) Слово записано на доске Витраж
Выполнение работы – поздравительная открытка техника исполнения гуашь – техника монотипия – техника витраж
Правила техники безопасности
Загадка Отвечают на вопросы
Показ презентации 5 – 9 слайды) «Салют Победы»
Чтение стихотворения ученицей |
Возбуждать интерес к процессу творчества;
Формировать умения выполнять творческую работу, используя информацию, полученную на уроке;
Учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги.
|
Физминутка (2 мин.)
|
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево в право повернулись, Рук коленами коснулись. Сели – встали, сели – встали И на месте побежали. Повернулись, улыбнулись Сели тихо девочки Сели тихо мальчики – Молодцы! |
Выполняют предложенные действия
Проводит командир класса |
Формирование двигательных умений. |
6. Практическая работа (20 мин.) | – Этапы выполнения рисунка, правила техники безопасности мы повторили. Можете приступать к работе применяя различные техники. (Учащиеся работают на своих местах. Педагог следит за работой учащихся, помогает устранять ошибки. За 5 минут до конца урока предупреждает учащихся об окончании работы.
На протяжении всей практической работы (звучит музыка Антонио Вивальди.).
|
Приступают к работе, рисуют
Прослушивание музыкальных произведений Антонио Вивальди. |
Совершенствовать живописно-декоративные и композиционные навыки в создании образа праздничного фейерверка.
Развивать такие чувства как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с гуашью, цветной бумагой, Развивать творческое воображение. |
7. Рефлексия. Выставка работ (4 мин.) | – Ребята, давайте сделаем выставку работ. Первый ряд покажите свои рисунки, затем второй и третий. (Сразу оценить работы.)
Критерии – Выделить аккуратные работы – Правильно ли выполнена композиция – Правильное цветовое решение – Ребята, чему вы научились сегодня на уроке? – Кому было сложно, поднимите руки? – Почему было сложно? – Кому понравился сегодняшний урок? Поднимите желтый смайлик – Чем понравился урок? (Ответы учащихся) – Кто испытывал на уроке затруднения? Поднимите красный смайлик – С какими проблемами вы столкнулись? (Ответы учащихся) – Как приятно любоваться праздничными салютами Победы! – С какими техниками мы познакомились? (Граттаж, монотипия, витраж) – Давайте, мы пожелаем, друг другу добра и мира, чтобы над нашей страной светило яркое солнце! (Учащиеся желают счастья, добра, даря улыбки друг другу.) – Ребята, на этом наш урок подошел к концу. А закончить урок мне бы хотелось такими словами: Чтоб снова на земной планете Не было никакой войны! Ни гражданской, не отечественной! Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы! Я не напрасно беспокоюсь, – Чтоб не забылась та война: Ведь память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна…… – Возьмите пожалуйста звёздочки разных цветов которые лежат у вас на партах. Составьте все вместе салют Победы. На доске висит плакат с изображением нашего города Азнакаевс со звездным небом. Площадь победы. (Ребята составляют у доски «Салют Победы!») «Никто не забыт, ничто не забыто!» – Спасибо за урок! Урок окончен! |
Организуют выставку работ по рядам
Получают оценки на работы
Подводят итог урока
Слушают стихотворение |
Умение подводить итог, анализировать свою работу и работу одноклассников.
Умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
|