Мой родной край – Татарстан
(Проект для детей подготовительной группы)
Миляуша НИЗАМОВА, Гузель ИСХАКОВА,
воспитатели I квалификационной категории детского сада №404 г. Казани
Ключевое содержание:
– формирование у подрастающего поколения гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности;
– приобщение детей к национальной культуре народов Поволжья;
– тренировать память, развивать сообразительность, активизировать самостоятельную мыслительную деятельность, расширять словарный запас, умение анализировать, делать выводы.
Вечерний сбор (предварительная работа)
- Рассматривание альбома о Казани, познакомить детей с легендами о Казани, с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстана.
- Знакомство с символикой Республик Поволжья, с национальными костюмами и элементами одежды, орнаментами и узорами, с национальной кухней, с достопримечательностями городов Поволжья, экскурсия в мини-музей татарского народа.
– В какой республике мы живем? (Республика Татарстан)
– Какая башня расположена на территории Кремля? (Спасская башня, башня Сююмбика).
– Назовите столицу Республики Татарстан? (Город Казань)
– На берегу какой реки стоит наш город? (Волга)
– Как украшены национальные костюмы? Из каких элементов состоит татарский национальный костюм девочки и мальчика?
– Какие народы живут на берегах Волги? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты)
- А что вы еще хотели бы узнать о родном крае? (Спортивные объекты и национальная кухня) Закрепить знание о столице Казани и о родном крае, провести квест-игру.
- Спросить у пап и мам, что они знают о спортивных объектах нашего города и о национальных блюдах.
Круговой сбор
(Под звон колокольчика дети садятся на ковер в литературном центре.)
Давайте поприветствуем друг друга на татарском языке.
Воспитатель. А теперь предлагаю вспомнить правила группы.
Дети.
– По группе ходим шагом.
– На круговой сбор садимся без игрушек.
– Взял игрушку, поиграл, положи на место.
– Прочитал книгу, убери на место.
– В группу зашел взрослый, поздоровайся.
– У кого мяч, тот и говорит.
– Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними!
Воспитатель. Давайте поделимся новостями. (Если у детей есть новости, то они ими делятся.)
(Дети обмениваются информацией, которую принесли из дома. Одновременно
идет презентация центров. Дети, выбрав интересующий вид деятельности, расходятся по центрам активности.)
Работа в центрах активности
(По ходу игры, за каждое выполненное задание, команда получает пазл от картинки. Итог: собранная картинка из пазлов достопримечательность города Казани – Кремль.)
Центр «Почитайка-укып җибәр»
(Ребенок выбирает себе задание определенной сложности на свое усмотрение.)
- Игра-тренажёр на ноутбуке, разгадать кроссворд.
Используемый материал: ноутбук, диск.
- Дети делают книжки-малышки разных видов.
Используемый материал: цветная бумага, картон, картинки, клей, ленточки, степлер, фломастеры, цветной карандаш.
- Картинки с спортивными объектами раскрасить и подписать по образцу печатными буквами.
- Просмотр презентации на тему «Мой родной край – Татарстан». (На ноутбуке)
Выбор спикера.
Центр «Художники-рәссамнар»
(Ребенок выбирает себе задание определенной сложности на свое усмотрение.)
- На столе разложены флаги республик Поволжья. Предлагаем детям найти флаг Татарстана. По возможности, дети называют флаги других республик Поволжья.
Предлагаем детям изготовить:
а) флаг из разрезанных полосок, также из скомканных салфеток.
Используемый материал: цветная бумага, цветные салфетки, ПВА клей, кисточка,
б) герб – раскрасим методом тычкования.
Используемый материал: рисунок герба, ватные палочки, гуашь.
в) кремль – из пластилина.
Используемый материал: рисунок кремля, пластилин, стека.
Выбор спикера.
Центр «Стройка-Төзелеш»
(Ребенок выбирает себе задание определенной сложности на свое усмотрение.)
- Из мелкого и крупного строительного материала, дети строят центр гимнастики. В работе также используют лего, блоки, коробки.
- Название постройки пишем на листе бумаги.
Используемый материал: бумага, фломастеры, маркеры.
- Вокруг постройки устанавливаем муляжи деревьев, из пластин строим дорогу к зданию.
Используемый материал: схема, картон, клей, скотч, фломастеры.
Выбор спикера.
Центр «Дочки-матери – Кызлы-әниле»
- «Одень куклу в национальный костюм» макет бумажных мальчика и девочки, элементы костюмов народов Поволжья.
- Предлагаем сервировать стол. Сюжетно ролевая игра «Угости друга», «Дустыңны сыйла». беседа о национальных блюдах: чак-чак, бэлеш, баурсак, кыстыбый, эчпочмак, губадия, кош теле, вак бэлеш.
Выбор спикера.
Центр «Умники и умницы»
(Ребенок выбирает себе задание определенной сложности на свое усмотрение.)
- Разгадать кроссворд.
Используемый материал: кроссворд, вопросы к кроссворду, фломастеры, карандаши.
- Индивидуальные математические задания на листочках.
Используемый материал: листочки с заданиями, фломастеры, карандаши.
- Дидактическая игра «Составь узор».
(Даны шаблоны татарской национальной одежды (фартук, ичиги, тюбетейка) и вырезанные заготовки орнамента. Дети по своему усмотрению украшают национальные предметы.)
- Дидактическая игра «Геоборд».
Используемый материал: дидактическая игра, рисунок схема.
Выбор спикера.
Центр «Поварята-пешекчеләр»
- Готовим татарское национальное блюдо очпочмак.
Используемый материал: готовое тесто, картошка, куриное мясо, луковица, соль, растительное масло.
- Составляем рецепт с помощью рисунков. Используем: бумагу, фломастеры, маркеры, карандаши, линейку.
Выбор спикера.
Сюрпризный момент
В конце нашего проекта педагог или родитель в национальной одежде заходит с закрытым подносом к детям, как сюрпризный момент, и загадывает загадку, а дети должны отгадать, что же находится в подносе. Таким образом, через загадку, они узнают, что в подносе были спрятаны треугольники. Далее дети рассказывают стихи о национальных блюдах, и в завершении пьют чай с треугольниками.
В музыкальном салоне занятий
Татарская народная игра «Чума үрдәк, чума каз»
(Пары, взявшись за руки, встают в две колонны и поют песню «Чума үрдәк, чума каз» (Ныряет утка, ныряет гусь). В песню добавляют имена пары, стоящей в конце колонны. Во время игры, когда исполняется первая часть песни, играющие, взявшись за руки, стоят лицом друг к другу (или ходят, приседая, словно утки). Когда поется вторая часть песни, играющие поднимают руки вверх, образуя коридор. Пара, которая стоит в конце колонны, проходит через этот коридор и встает в начале колонны. Играющие снова поют песню, называя имена следующей с конца колонны пары. Игра продолжается подобным образом.)
Итоговый сбор
(Под звон колокольчика дети с работами садятся на ковер в литературном центре.)
Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх –хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
(Дети садятся и с каждого центра по одному ребенку (спикер) рассказывает):
– В каком центре он был?
– С кем он там занимался?
– Что они там делали?
– Что нового для себя узнали?
(Дети обмениваются информацией, которую получили в центрах.)
В течение дня с помощью наблюдений и бесед все фиксируется в записках, которые вносятся в журнал наблюдений и отмечаются в индивидуальных картах развития ребенка для дальнейшей обработки информации. Полученная информация используется для последующего планирования педагогического процесса.