Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности
Елена КУЗНЕЦОВА,
учитель русского языка и литературы Тавельской средней школы Мамадышского района
Одной из главных задач современной школы является раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание в них чувства гражданской ответственности, патриотизма. Востребована государством и обществом конкурентоспособная личность, готовая к жизни в высокотехнологичном мире.
В настоящее время школьное обучение должно строиться таким образом, чтобы наши выпускники могли самостоятельно ставить перед собой цели, достигать их, хорошо ориентироваться в современном мире.
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования нельзя представить без применения современных образовательных технологий в школе: на уроках и во внеурочное время.
Работая в малокомплектной сельской школе, всегда стараюсь уделять внимание всем детям, независимо от уровня подготовки, провожу с ними нестандартные уроки, интересные внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе.
Но особое значение придаю работе с одаренными детьми: развиваю их личностные качества, учитывая их творческие способности. Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
– выявление одаренных детей;
– создание условий для всестороннего развития одаренных детей;
– развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности (предметные недели, олимпиады, конкурсы, конференции).
Работая по школьному проекту «Одаренные дети», стараюсь повышать познавательный интерес учащихся к предметам русский язык и литература, развивать творческую инициативу, исследовательскую активность, коммуникативные способности обучающихся.
В организации образовательного процесса для одаренных детей на помощь приходят современные образовательные технологии.
На уроках и во внеурочной деятельности использую такие формы: работа в парах, в малых группах, разноуровневые задания, ролевые игры, интеллектуальные марафоны, дискуссии, круглый стол. Учащиеся выполняют проекты, исследовательские работы, принимают активное участие в конференциях, олимпиадах.
Проблемно-поисковый подход в обучении создает особое пространство в учебной деятельности, в процессе которого учащиеся совершают субъективное открытие законов, явлений, закономерностей, осваивают способ познания и механизм приобретения новых знаний. Например, это –лингвистические пятиминутки на уроке. Учащиеся совершают лингвистические открытия при изучении новой темы. На уроках создаю электронное сопровождение в виде презентации, на которой отражаются основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правил. Такие темы, как «Правописание наречий», «Причастие» и «Деепричастие», сложны для восприятия и усвоения учениками, поэтому на многих уроках применяю информационные технологии.
Проблемно-поисковый подход практически реализуется через ролевые игры, мозговые штормы, групповые дискуссии. На занятиях даются задания поисково-исследовательского характера, которые требуют работы со справочной дополнительной литературой для создания кластеров, презентаций. Учащиеся проводят мини-исследования, определяют этимологию слова, делают сравнительные анализы литературных образов, выдвигают гипотезы и ищут их подтверждение, пишут сочинения в различных жанрах «Письмо литературному герою», «Интервью с Чацким», «Речь в защиту Родиона Раскольникова», «Поучение моим будущим детям», «Диалог с судьбой»… Важно то, что в работах такого характера сохраняются правила написания жанра, видна самостоятельная работа учащихся.
Повышенный интерес у учащихся вызывают олимпиадные задания, которые требуют глубокие знания не только по предмету, но и по общему интеллектуальному развитию. Собрана целая «коллекция» олимпиадных заданий муниципального, регионального, всероссийского уровней.
Для одаренных ребят наиболее привлекательны творческие задания, требующие от них самостоятельного высказывания. Уроки литературы часто проходят в форме творческой защиты героя или произведения, где большое внимание уделяется монологической речи учащихся. Повысить интерес к чтению произведений помогает совместное создание буктрейлера, способствующее развитию творческих, коммуникативных способностей обучающихся, Такой работой особенно увлечены ребята, способные к творчеству, одарённые в области не только филологии, но и искусства.
Большое значение в развитии творческих способностей играет читательская грамотность учеников. На уроках и во внеурочной деятельности немало времени отвожу работе с текстом, стараюсь сформировать у них богатый читательский опыт, понять авторский замысел, освоить «смысловое чтение». Выразительное чтение стихотворений, драматических произведений по ролям, просмотр кинофильмов с последующим обсуждением, видеолекции деятелей культуры, способствуют созданию благоприятной обстановки, в которой развивается творческая одаренность учащихся.
Особое внимание уделяю проектному обучению, в ходе которого развиваются способности обучающихся к целеполаганию и планированию. На уроках создаю условия для составления плана и помогаю ученикам в его реализации, учитывая действия, методы, способы и результаты. При реализации исследовательского метода в классе создается исследовательская мастерская, в которой учащиеся из одной предметной области переходят в смежные образовательные дисциплины: историю и литературу, МХК и литературу, ИЗО и литературу. Апробация исследовательской деятельности проводится не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Для представления ученических проектов используется мультимедийный проектор, который позволяет учащимся показать свою работу в виде презентации, урок становится не только наглядным, но и насыщенным.
В течение нескольких лет я веду кружок по русскому языку и литературе. Во время внеурочной деятельности совместно с учащимися создаем электронные продукты: презентации, кроссворды, ментальные карты, которые активизируют познавательную деятельность ребят. На занятиях по культуре речи мы с ребятами создали несколько плакатов социальной рекламы, которые заставляют задуматься об экологии современного русского языка. На занятиях создаю ситуации выбора, использую разные приемы выполнения творческих заданий: сочинение собственных стихотворений, сказок, притч, рассказов на лингвистическую тему. Развивая познавательные интересы одаренных детей, их творческие способности, предлагаю им различные формы деятельности: составление презентаций, создание иллюстрированных материалов «Мой любимый литературный герой», «По страницам волшебных книг», мини-проекты по лингвистике и словесности: «В мире фразеологизмов», «Русский язык: прошлое, настоящее и будущее».
Вся работа строится в форме диалога и совместного поиска наиболее эффективной стратегии индивидуального роста каждого одаренного ребенка. Уроки, внеурочная деятельность, участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях позволяют видеть позитивные результаты совместного труда. Растет количество выпускников с высокими баллами ЕГЭ по русскому языку. За последние пять лет у меня было два выпускных класса: 2019 г., два ученика обучались в 11 классе, Богаткина Ульяна набрала – 98, а Ксенофонтов Алексей –73 балла; средний балл по школе – 85,5 баллов; в 2021 г. четыре ученика сдавали ЕГЭ по русскому языку: Адыгамов Ильяс – 92, Селиверстова Арина – 84, Хафизова Лейсан – 88, Шакуров Ильназ – 80 баллов; средний балл по школе – 86 баллов. В настоящее время все они обучаются в вузах г. Казани. Многие учащиеся являются победителями и призёрами мероприятий различных уровней, а также увеличивается число обучающихся, увлечённых чтением и исследованием литературы.