К вопросу о воспитании творческого читателя
(Из опыта работы)
Ольга МОРОЗОВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии №8 – Центр образования» Советского района г. Казани, заслуженный учитель РТ, почётный работник общего образования РФ, почётный наставник РФ
Программа средней школы по литературе ставит главной задачей предмета нравственно-эстетическое воспитание учеников. В основу курса литературы положено изучение произведения как эстетической и нравственной ценности, которое не замыкается только в рамках времени его создания, но актуально и для сегодняшнего ученика, что позволяет воспринимать произведение творчески, личностно.
В связи с этой задачей встает необходимость развития у учащихся умений и навыков вдумчивого, творческого чтения, среди которых следует выделить:
– умение уловить основную эмоциональную тональность художественного произведения;
– умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
– умение определить авторскую позицию, динамику авторских чувств;
– умение сформулировать тему, идею произведения;
– понимание единства формы и содержания художественного произведения;
– умение представить поэтику автора, систему художественных средств;
– умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, со своими переживаниями и с современной действительностью. Следствием этого является рождение собственных интересных мыслей.
Ставя перед собой задачу формирования этих умений, ищу методы и приемы, виды и формы работ, в центре которых — творческая деятельность ученика в процессе изучения учебного материала, анализа художественного произведения.
Начиная с 5 класса, учащиеся учатся литературоведческому анализу художественного текста. Так, например, работая над рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», выделяем несколько этапов (пластов), выстраивающихся в логическую цепочку «вдумчивого чтения»:
– содержание рассказа, сюжет;
– проблемы, лежащие на поверхности (осуждение жестокости, бесчеловечности, межнациональной вражды)
– пробуждение совести
– проблема ответственности человека за происходящее;
– актуальность этой проблемы в действительности;
– формирование чувства ответственности, «чистоты нравственного чувства»…
Очень эффективной и интересной в развитии навыков творческого чтения является форма литературного дневника. Она может быть использована на всех этапах работы над произведением.
Форма литературного дневника
Текст | Мои наблюдения, комментарии | Мои собственные мысли и рассуждения |
Отрывок художественного текста, может быть, просто фраза. | Тема, идея, образы, тропы, портрет, художественная деталь |
Пятиклассники ведут литературный дневник, где выполняют письменные творческие работы:
– отзыв;
– выписки по теме;
– речевая характеристика героя;
– проблемы, которые показались интересными;
– герой, который мне не понравился;
– спорю с автором;
– спорю с героем;
– жизненная позиция героя и т.д.
Воспитание вдумчивого творческого читателя невозможно без внимательного отношения к слову писателя. С этой целью разработаны уроки по типу «В мастерской художника слова». Идем с ребятами от языка, художественно-языковой формы – к образам – персонажам, к системе взаимосвязи образов, их взаимодействию и далее – к идейному содержанию произведения.
Предлагаю фрагмент урока литературы в 5 классе «В мастерской художника слова. Крылов и его басни».
Ставится задача урока.
Учитель. Предлагаю вам, ребята, посмотреть, как работает слово у Крылова. А для этого отправимся в мастерскую баснописца, в мастерскую художника слова. Сегодня в ней две басни « Волк и ягненок» и « Волк на псарне».
Обратите внимание на то, что в обеих баснях есть Волк. Я думаю, нет надобности сейчас говорить о том, какой человек скрывается за образом Волка. Нам важно выяснить, как Крылов смог создать художественный образ, проще говоря, какие слова отбирал (в поле зрения юного исследователя – речь волка, ягнёнка и слова автора).
Работа в группах, итогом которой является содержание таблицы.
Тематический
словарь |
Знаю слова-
понятия |
Внимателено отношусь к слову писателя | Пополняю свой
лексикон |
И.А.Крылов «Волк на псарне», «Волк и ягненок» | |||
Таким образом, занятия “В мастерской художника слова” родились из стремления органически соединить уроки русского языка, литературы, развития речи, сделать уроки уроками открытия «в слове и через слово существенного и необходимого». Подобные уроки позволяют совершенствовать работу над языком художественного произведения, воспитывать эстетически развитого, вдумчивого читателя.