Инновационный подход в развитии вокально-хоровых навыков на занятиях музыки в условиях ФГОС

 

Татьяна КУРМАШОВА,

музыкальный руководитель детского сада № 177 г. Казани

В представляемой работе дан инновационный подход проведения занятия музыки в дошкольном учреждении в использовании новых технологий в вокально-хоровой части занятия.

Проблема  научить детей петь на протяжении многих лет остается актуальной, привлекающей внимание большого круга музыкантов-педагогов.

«Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье» [1].

Личные качества и профессионализм музыкального руководителя  играют здесь решающую роль.

Б.В.Асафьев выдвинул педагогическую задачу для педагога: «Важнейшей музыкальной педагогической задачей является развитие слуховых навыков, помогающих свободно ориентироваться и в чисто музыкальной природе слуховых образов , и в эмоциональном содержании  их, и в их символике выражения и изображения». [2] И.П.Пономарьков отмечает: «Никакая другая форма занятий не вызывает такой активности и подъема, как пение хором» [3].

Хоровое пение является наиболее доступной формой  исполнительства, активно вовлекает детей в творческий процесс. Поэтому оно рассматривается как средство повышения общей музыкальной культуры детей. Хоровое пение имеет многовековые традиции и остается испытанным средством музыкального воспитания.

Методики вокально-хоровой работы

Развитию музыкального обучения в процессе вокального исполнения посвящены работы Д.Е.Огороднова, Ю.Б.Алиева, В.А.Багадурова, Е.М.Малининой, , Н.Д.Орловой, Г.П.Стуловой, В.В.Емельянова.

Последние разработки в вокальной педагогике большое внимание уделяют  развитию детского голоса.

Главная задача методики Д.Е Огороднова – бережное воспитание голоса, развитие естественного тембра, комплексное развитие музыкальных способностей. Д.Е.Огороднов выражал мнение, что методика музыкального воспитания должна быть комплексной. Также он рекомендует опираться на речевые навыки.

  1. «Чтобы слух следил за голосом, следи неотрывно за движением руки. Рука и глаз дружны, как слух и глаз».
  2. «Хочешь работать перспективно – работай фундаментально. Фундамент голоса – внизу диапазона. Там же – кладовая тембра. Там же – свободная, выразительная артикуляция. Выявляй сначала и развивай нижний отрезок диапазона, а затем середину» [4].

В работе В.Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» было отмечено: «Дети, воспитанные в рамках его методики, любят петь, поют музыкально, эмоционально переживают музыку, процесс интонирования» [5].

Он определяет термин «фонопедия»  как «комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а также коррекцию самой личности обучающегося» [5].

Кандидат педагогических наук Г.П.Стулова предлагала  использовать в основном звуковысотную зону выше «середины» в фальцетном режиме на первом этапе развития голоса.

Т.Н. Овчинникова отмечала: «Хоровое пение – это коллективное творчество, которое приучает участвующих в нем к коллективному чувствованию, к коллективным действиям. Хоровое пение занимает особое место в процессе музыкально-певческого воспитания еще и потому, что является живым, творческим процессом воспроизведения музыкально-художественных образов» [6]. Это подтверждает  также известный хормейстер Б.С. Рачина: «Главная цель, для чего мы учим детей петь, – развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Итак, развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка средствами музыкального искусства. Пение – ведущий способ музыкальной деятельности, т.к. певческая деятельность – единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может каждый ребенок» [7]. Д.Е. Огороднов высказывает свое мнение: «Необходима такая современная методика и система всеобщего певческого воспитания детей, которая позволила бы музыкально воспитать всех детей, включая самых слабых, которая помогла бы всем детям развить свой голос, научиться петь, стать музыкально грамотными» [8].

Особенность работы музыкального руководителя заключается в специальном отборе вокальных возможностей и уровней музыкальных способностей детей для приобщения их к хоровому музицированию. А для этого нужно научить всех детей грамотно петь, развивать вокально-хоровые навыки, развить музыкальный слух, привить  музыкальный вкус.

Основные вокальные навыки:

– звукообразование;

– певческое дыхание;

– артикуляция;

– дикция;

Звукообразование

«Звукообразование – …процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани»[9]. Звукообразование – это «атака» звука и последующее звучание. Первым требованием к певческому звукообразованию — воспитание напевного, протяжного звучания голоса.

Очень важное свойство голоса – полетность. Она присуща не только взрослым голосам, но также и голосам детей. Воспитание свободного и непринужденного звукообразования и дыхания, исключение форсированного пения, зажатости гортани, внимание к эмоциональному состоянию детей – важнейшая вокально-педагогическая основа для развития полетности и звонкости голосов.

С первых занятий следует добиваться естественного, легкого звучания. Укрепление и совершенствование середины диапазона продолжается. Со второго года обучения используется различная окраска звука в зависимости от характера песни. Для правильности и эффективности развития вокально-хоровых навыков, необходимо соблюдать певческую установку (правильное положение корпуса, головы, правильное открывание рта во время пения).

Певческое дыхание

В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:

ключичный или верхнегрудной, в результате чего поднимаются плечи. Такое дыхание для пения не правильное;

грудной – диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается;

диафрагмальный – дыхание осуществляется за счет активных сокращений диафрагмы;

смешанный – дыхание происходит при активной работе мышц грудной и брюшной полости и нижнего отдела спины.

В вокальной практике наиболее правильным считается смешанный тип дыхания. При вдохе диафрагма опускается вниз и растягивается во все стороны. Вдох следует брать достаточно активно и бесшумно, через нос.

На первом году занятий короткие музыкальные фразы, умеренные темпы не мешает воспитанию непродолжительного  дыхания у маленьких певцов. В дальнейшем продолжительность выдоха увеличивается, дыхание укрепляется. Появляется задача – развитие быстрого, спокойного вдоха. Вырабатывается  навык цепного дыхания. Все  задачи, связанные с певческим дыханием, распределяются с 1 по 7 классы.

Певческая артикуляция

«Артикуляция – работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок» [10].

Артикуляция – очень важная часть вокально-хоровой работы. Она связана с дыханием, звукообразованием и т.д. При четкой артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Работа над  артикуляцией включает:

– отчетливое  произношение;

– округление гласных  на скрытом зевке;

– высокая вокальная позиция;

– максимальное растягивание гласных и очень короткое произношение согласных звуков при любом ритме и темпе.

Дикция в хоровом исполнении

Дикция с греческого языка – произношение. Мелодия  всегда связана с текстом. При исполнении часто трудно разобрать слова. Четкое произношение – непременное условие красивого хорового пения. Работа над произношением гласных и согласных звуков является основой формирования хорошей дикции.

Вокально-хоровые навыки – звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция.

Есть важная проблема – выразительность исполнения. Так как выразительное пение в связано со словом, нужно очень внимательно к этому относиться, ведь правильно пропетое слово положительно влияет на звукообразование.

«Развитие эмоциональности и формирование вокально-хоровых навыков тесно взаимосвязаны: эмоционально окрашенное пение содействует активизации ряда вокально-формирующих процессов, влияет на певческую интонацию. Эмоциональное отношение должно проявляться на всех фазах разучивания произведения» [11], «эмоциональная настроенность и правильная готовность к пению – важные закономерности, характеризующие нормальное звучание детского певческого голоса. Анализ проведенных наблюдений показал, что наиболее рациональное и здоровое пение в коллективном обучении такое, при котором функционирует весь сложный нервно-двигательный голосообразующий аппарат» [12].

Обучение хорового пения начинается с понимания простейших дирижерских жестов. На простых упражнениях и песнях развивается ритм, динамика и темп в хоре.

Большую роль в работе над интонацией играет прослушивание и анализ  разучиваемого музыкального произведения.

Нужно учитывать вокальные возможности детей. Приобщение каждого школьника к музыке, развитие его музыкальное восприятие, воспитание художественного вкуса – важнейшие задачи при вокально-хоровой работе.

Ни в коем случае нельзя отстранять от хоровых занятий учеников со слабыми музыкальными данными.

Выявлен ряд причин, которые влияют на плохое пение: «слабо развитый музыкальный слух; нарушение координации между голосом и слухом; отклонения от нормы в голосовом аппарате или органах слуха; отсутствие певческого опыта в коллективе; вредные привычки при пении – крикливость, подражание пению взрослых; стеснительность и связанная с этим неуверенность в пении, вялость и, наоборот, чрезмерная возбудимость характера, излишняя активность; отсутствие интереса к вокальной деятельности. Кроме того, в подростковом возрасте неверная интонация может появиться в связи с наступлением мутационного периода. Большинство фальшиво поющих детей в дальнейшем постепенно сами по себе «выравниваются» в пении». [13]

Точная интонация в детском хоре, исправление «гудошников» – результат работы учителя. Развитие навыка исполнения песен без сопровождения начинается с исполнения коротких песен без аккомпанемента или голоса учителя. В дальнейшем этот навык отрабатывается при пении несложных песен а капелла. При обучении учитель должен приучать детей к красивому пению, стремиться к правильному исполнению, оценивать достоинства и недостатки исполнения.

Кропотливая работа над унисоном – важная область хоровых навыков. К третьему этапу обучения начинается работа над двухголосием с одновременным совершенствованием унисона. В репертуаре появляются каноны, песни с элементами двухголосия.

Ю.Алиев утверждает, что «…с самого начала, с самых простых примеров и упражнений нужно, чтобы дети слышали красоту звучания двух голосов, большую их выразительность, новое качество по сравнению с одноголосным пением. Поэтому важно, чтобы на первоначальном этапе обучения даже самое простое и понятное было интересно детям, чтобы первые двухголосные песни и упражнения сразу «доходили» до уха и до сердца школьника» [14]

В.Попов также определяет важность работы над унисоном. «Прежде, чем переходить к двухголосному пению, мы добиваемся чистого, активного унисона в одноголосных песнях. Под активным унисоном понимаем, прежде всего, не только правильное исполнение по высоте каждой ноты в песне, но и стремление к правильному вокальному оформлению каждого звука и хорошее чувство локтя товарищей, сказывающееся в попытке услышать, как поет другой. Пению канонов может с успехом предшествовать работа над ритмическими канонами. Это особенно увлекательно, если в классе есть набор простейших детских ударных музыкальных инструментов.

Каноны — связующий мостик  между одноголосным и многоголосным пением. Это наиболее доступно, интересно и дает достаточно быстрые результаты в овладении навыком многоголосия» [15]

Игра широко используется в деятельности младших школьников. «Ребенок, увлекаясь игрой, проявляет активность, деловитость, организаторские способности, волю, целеустремленность, находчивость, смелость, эмоциональность, артистизм, более высокий уровень специальных (музыкальных) и общих (мыслительных) способностей и другие личностные качества, он как бы перевоплощается под воздействием игровой роли», — пишет Т.А.Жданова. Многие из перечисленных качеств важны для успешной певческой подготовки детей».[16]

Вот одна из ролевых игр в младшем хоре – «Музыкальная сказка»: «Предупредив детей, что эта сказка не простая, а музыкальная, начинать нужно примерно так:

– Пошли дети в лес за грибами и перекликаются, чтобы не потеряться: «Ау!» (интонация кварты вверх, например, ми-ля первой октавы). А дятел им отвечает: «Тук-тук-тук» (на одном звуке, например, соль первой октавы).

Все попевки дети поют вслед за учителем без сопровождения в процессе изложения рассказа по дирижерским указаниям, одновременно показывают высотность рукой. Затем рассказ продолжается.

– Наш рассказ не простой, а музыкальный; поэтому все птицы, звери и люди в нём не говорят, а поют, то есть тянут звуки, тянут гласные. Даже дятел стучит по дереву очень напевно, мягко, музыкально.

– В лесу дети услышали, как поет кукушка: «Ку-ку» (интонация малой терции вниз, например, до второй — ля первой октавы).

– А потом они чуть не наступили на гнездышко воробья. Он, испугавшись, начал петь очень жалобно, тревожно, взволнованно: «Чик-чирик» (малая секунда вверх и обратно, например, си первой — до второй — си первой октавы)…

– Но дети успокоили его: «Все спокойно» (большая терция вниз, например, ля-ля-фа-фа первой октавы). И чтобы воробей действительно успокоился, мальчики и девочки пели очень плавно, связно, протяжно, спокойно. И даже рукой показывали. Давайте споем, как они пели, и изобразим рукой такое плавное, протяжное звучание…» [16]. На следующих занятиях  персонажи сказки добавляются.

В работе со старшим возрастом хорошо проводить соревнования между группами, партиями хора , обсуждение разучиваемой песни.

Развитие вокальных и хоровых навыков достигается при помощи упражнений, которые идут в определённой последовательности, при дальнейшем их усложнении.

Нужно поддерживать  у детей интерес, активность в процессе упражнений,

развивать слуховой контроль у учащихся, петь  без сопровождения, что способствует успешному воспитанию и развитию вокального слуха детей и выработке чистой  интонации.

Очень важен личный показ и объяснения учителя в процессе упражнений.

На уроке очень  важно сочетать вокально-хоровые упражнения  с индивидуальным опросом отдельных учащихся.

В процессе сложной системной вокально-хоровой работы у детей младшего возраста развиваются   певческое дыхание, напевность и лёгкость звучания детского голоса, четкая артикуляция; также проводится работа над унисоном; происходит обучение отрывистому и плавному  звуковедению; происходит выравнивание звучания голоса путём округления гласных, распеванию одного гласного на двух или нескольких звуках; вырабатываются азы двухголосного пения.

У детей среднего возраста в процессе вокально-хоровой работы происходит закрепление полученных навыков, выработка правильной дикции в подвижных и ритмичных; выработка навыков исполнения динамических оттенков, точного интонирования при движении голоса по полутонам. Происходит укрепление певческого дыхания, выработка навыков двухголосного пения.

Вокально-хоровая часть урока музыки состоит из трех основных компонентов:

– распевание;

– хоровое сольфеджио;

– работа над репертуаром.

Технологическую направленность распевок Т.Н.Овчинникова определяет так: «Распевания состоят из специальных вокальных упражнений и представляют собой материал, на котором у поющих целенаправленно развиваются определенные качества певческого голоса. Распевания поются в начале урока и выполняют также функцию настройки, подготовки голосового аппарата к работе над репертуаром» [6]. Цель распевания — прививать ученикам правильную певческую установку, объяснить  приемы  взятия дыхания, звуковедения. При распевании проводится работа над штрихами, нюансами, и развитием и расширением диапазона голоса. Для этого учитель подбирает специальные упражнения. На первом этапе это одноголосные упражнения.

А сейчас хочется остановиться подробнее на таком вокально-хорового разделе урока музыки – хоровое сольфеджио.

В своей в своей книге «От урока к концерту» С.А.Казачков затрагивает вопросы использования хорового сольфеджио в  работе самодеятельного хора. «Умение сольфеджировать хором образуется как способность не только развитого слуха, но и голосовой техники, органически связанной со слухом. Учить хоровому сольфеджированию следует на основе рациональной постановки голоса и тесной координации двух аппаратов: слухового и голосового. Преподаватель хорового сольфеджио есть учитель пения, и наоборот» [17].

В развитии вокально-хоровых навыков, хоровое сольфеджио – это инновационный технологический элемент урока музыки. Распевание, как один из разделов вокально-хоровой работы, помогает привить детям певческие навыки, объяснить роль певческого дыхания, показать приемы звуковедения, осуществить работу над нюансами и штрихами, а хоровое сольфеджио решает более сложные задачи. Это предполагает:

– развитие музыкального слуха;

– воспитание чувства ритма;

– развитие интонационного слуха;

– развитие чувства хорового ансамбля;

– работа над строем;

– освоение исполнения двухголосия.

На хоровом сольфеджио важно применять ряд упражнений для развития музыкального слуха. Ритмические упражнения способствуют развитию чувства ритма, пение звукорядов, интервалов развивают мелодическое интонирование, упражнения, построенные на аккордах развивают гармонический слух.

Для учащихся младших классов вокально-хоровые упражнения должны проводиться в игровой форме. Данная форма работы раскрывает процесс усвоения нового  материала, заинтересованности, творчества в ходе урока.

На хоровом сольфеджио  упражнения на многоголосие это усложненные  знакомые одноголосные попевки. На хоровом сольфеджио игровые формы в работе над многоголосием могут быть самыми разнообразными.

Игры, основанные на простых сюжетах. Здесь развитие навыков многоголосия решается с помощью простых сюжетов, которые придумывает  учитель.

Игры, где каждый ребенок играет какую-то роль. В таких играх ученикам каждой вокальной партии многоголосного упражнения предлагается сыграть определенную вокальную роль —  спеть тот или иной  голос.

В играх-соревнованиях каждая из групп хора соревнуется в достижении лучшего качества звучания упражнения.

Игра-упражнение «День и ночь»

Выстраивается мажорное трезвучие. Это – «день». Если средний голос дать чуть-чуть изменяется, становится «печальней», получается «ночь». Учитель музыки показывает, понижая на полтона терцию. Дети учатся различать на слух и выстраивать минорный и мажорные лады, тем самым формируется точность интонирования.

В результате таких занятий развивается музыкальный и гармонический слух, чувство хорового ансамбля и развиваются навыки исполнения многоголосия.

Важный момент вокально-хоровой работы на уроке музыки – песенный репертуар. Задача учителя – подобрать интересный, яркий, доступный репертуар. Т.Н.Овчинникова отмечает: «Отбор произведений – процесс сложный: с одной стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура руководителя, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает, а также тем, в каких условиях происходит обучение…» [18].

На первом этапе обучения это несложные одноголосные произведения с сопровождением. При дальнейшем развитии вокально-хоровых навыков детей можно включать  в репертуар произведения а капелла, каноны, двухголосные произведения. Очень важно правильно выбрать песни. Вокальные произведения  должны соответствовать  физиологическим и вокальным возможностям детского голоса.

В итоге на уроке музыки инновационные технологии вокально-хоровой работы оказывают положительное влияние на развитие музыкального слуха и навыков многоголосного пения.

«Хоровое пение, как исполнительское искусство, — наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности». [19]

Песня – это яркий жанр музыкально-поэтического искусства. «В известном смысле можно сказать, – пишет Д. Б. Кабалевский, – что с песни начинается и на песню опирается почти вся музыка» [19]

Литература

  1. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи. В кн.: Развитие детского голоса. – М., 1963.
  2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении. – Л.: Музыка, 1973.
  3. Пономарьков И.П. Хоровое пение в школе. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР; Л.: Детгиз, 1946.
  4. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. – Киев, Музична Украина, 1988.
  5. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск, Наука, 1991.
  6. Овчинникова Т.Н. Воспитание певческого голоса в детском хоре //Музыкальное воспитание в школе / Сост. О.А. Апраксина. – М., 1975.
  7. Рачина Б.С. Петь в хоре может каждый // Воспитание музыкой / Сост. Т.Е.Вендрова, Н.В.Пигарева. – М.,1991.
  8. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. – Л.: Музыка, 1972.
  9. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002.
  10. Струве Г.А. Школьный хор. – М., Просвещение, 1981.
  11. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 15. – М., Музыка, 1982.
  12. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. – М., Музыка, 1972.
  13. Куликова Н.Ф. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися 1 класса («гудошниками»). В кн.: Музыкальное воспитание в школе.– М., 1976.
  14. Алиев Ю.Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. – М., 1975.
  15. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. – М., Музыка, 1985.
  16. Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре. В кн.: Музыкальное воспитание детей в школе. – М., 1978.
  17. Казачков С.А. От урока к концерту. –Казань.: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1990.

18.Овчинникова Т.Н. Об отборе репертуара для работы с хоровым коллективом // Работа с детским хором / Сост. В.Г. Соколов. – М.,1981.

  1. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 1977.