Развитие эмоционального интеллекта младшего школьника во внеурочной деятельности
Людмила ГАЙНУТДИНОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии №102 им. М.С.Устиновой г. Казани
Эмоциональный интеллект – это способность к пониманию и управлению своих и чужих эмоций. В структуре эмоционального интеллекта выделяют два компонента:
– внутриличностный (способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими);
– межличностный (способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими).
Способность к пониманию эмоций означает, что человек:
– может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
– может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
– понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт. Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
– может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции;
– может контролировать внешнее выражение эмоций;
– может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
По мнению В.В.Давыдова, младший школьный возраст – особый период в жизни ребенка. Кризисом семи лет открывается младший школьный возраст. Во время кризиса происходят важные изменения в психологическом виде ребёнка, меняется его социальная роль, а также его отношения в обществе. Происходят и существенные преобразования в эмоциональной сфере.
Именно в данном возрасте ребёнок поступает в школу, где получает новые знания, формируются морально-нравственные ценности, развивается воображение, творческое мышление, появляются интересы и склонности, формируются различные потребности ребёнка. Главным для ребёнка становится потребность в проявлении себя в обществе.
Расширение кругозора ребенка, а так же развитие его логического мышления, ещё не является успехом в его будущей адаптации и успешности в жизни. Необходимо не забывать о развитие эмоционального интеллекта. Как считает Е.И.Изотова, ребёнку так же важно овладеть рядом способностей эмоционального интеллекта, а именно распознавать и контролировать свои чувства, уметь сознательно изменять свои эмоции, используя их для пользы себе и окружающим. А так же к способностям эмоционального интеллекта она относит важное умение находить общие точки соприкосновения с другими людьми, определять и признавать чувства других людей, научиться сопереживать им.
В первую очередь эмоциональный интеллект формируется благодаря жизненным ситуациям, в которые попадает ребенок, как в школе, так и за ее пределами. Данные ситуации приносят ребёнку ряд разнообразных чувств. Важность таких ситуаций, в том, что ребёнок учится определять различные чувства, что поможет ему сделать вывод об окружающей ситуации и подготовит его к соответствующей эмоциональной реакции.
Целенаправленное развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста на сегодняшний день возможно благодаря введению стандартов второго поколения и их отличительной особенностью – внеурочной деятельностью, которая подразумевает в себе возможность включения и проведения методов работы, о которых вы узнаете далее.
Внеурочная деятельность важная часть школьной программы, направленная на развитие нравственности учащихся. Так же она способствует успешности в обучении учащихся, является механизмом движения в их познавательной деятельности и креативности.
Основными и эффективными методами по развитию эмоционального интеллекта являются: разнообразные виды арт-терапии, психогимнастика, дискуссионные методы, игра.
Рассмотрим перечисленные методы.
Арт-терапия – это вид воздействия на эмоции. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно выразить и исследовать самые разные эмоции.
Виды арт-терапии
Рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве. Э.Крамер выделяет четыре типа изображений, значимых для формирования эмоционального поведения школьника:
– каракули – бесформенные и хаотические линии, примитивные незавершенные формы;
– схемы и полусхемы, представляющие собой стереотипные изображения;
– пиктограммы, т.е. схемы, обогащенные выражением индивидуальности школьника, его позиции по отношению к миру;
– художественные образы, обладающие эмоциональной ценностью и обеспечивающие переживания школьника без дополнительных разъяснений.
Библиотерапия – это литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
Музыкотерапия – метод, который дает возможность активизировать чувства школьника, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Драматерапия – метод, использующий разнообразные формы драматического самовыражения: сценические, ролевые, актерские, импровизационные техники. Учитель фокусирует внимание на том, каким образом школьники взаимодействуют друг с другом. При этом подразумевается, что только во взаимодействии-диалоге школьник может реально осознать значимость своей личности и свое влияние на другого человека.
Танцевальная терапия для школьников заключается в том, чтобы школьник мог выразить свои эмоции через танец, показать свое настроение, ощущения. Прежде всего, танцевальная терапия способствует развитию мышц, позволяя школьнику тратить энергию, которой у него просто в избытке.
Сказкотерапия – это один из методов психологической работы по развитию личности. Формы работы над сказкой возможны, разнообразны, так как любое явление возможно записать в виде волшебной истории.
Следующий метод развития эмоционального интеллекта – психогимнастика. Метод использует жизненные ситуации, темы, в которых отражаются проблемы или конфликты, и предполагают обыгрывание данных ситуаций или тем с помощью движений, мимики, пантомимы. Таким образом, подопечный делится своими переживаниями, эмоциональным состоянием.
Дискуссионные методы предполагают, что в их основе лежит дискуссия. В дискуссиях ребенок может познать себя, а так же раскрыть свои способности, расширяются взгляды на возникшую ситуацию, происходит поиск выхода из нее, ребёнок получает поддержку окружающих.
Игра – форма, основанная на условном моделировании деятельности и направленная на развитие и формирование эмоционального интеллекта.
Таким образом, делая вывод о выше сказанном, можно сказать что, развитие эмоционального интеллекта младшего школьника является важной задачей на пути становления личности человека.