Развитие художественного мышления в процессе рисования с натуры

Юлия ВАТКУШЕВА

учитель изобразительного искусства  многопрофильного лицея № 185 г. Казани

В изобразительной деятельности, являющейся одним из древнейших видов практической деятельности, процесс мышления начинается тогда, когда перед художником возникает необходимость ответить на тот или иной вопрос, решить конкретную задачу, найти тот или иной способ действия и т.д.  В каждый момент последовательного решения ряда конкретных задач художник должен отвечать мысленно, а затем при помощи карандаша и кисти на вопрос, поставленный им самим или вытекающий непосредственно из особенностей натуры. Только на этой основе осуществляется активное познание художником действительности и успешная изобразительная деятельность.

Художник, не видя перед собой конкретные цели, задачи в процессе изображения натюрморта, начинает работать не целенаправленно, вяло, познание приостанавливается, новых знаний художник не получает — это отражается на качестве живописной работы.

П.П.Чистяков тесно связывал рисование с активизацией мыслительной деятельности. Он писал: «Рисовать –  значит соображать. Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте себе задачу. Велико ли слово: «отсюда», а как оно держит художника, не позволяет ему рисовать от себя, наобум…»

Особенно наглядно проявляется мыслительная деятельность при рисовании с натуры, где передать предмет следует не только так  как он кажется вам, а как он существует в натуре, на это требуется результат обдумывания и изучения, сложная аналитико – синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.

В изобразительной деятельности любой изобразительный процесс, включает в себя анализ и синтез. Изображая с натуры объект действительности, художник анализирует конструктивное построение, пространственное положение, цвет, распределение светотени и других закономерностей, признаков этого предмета, также анализа частей объекта, фактуру, форму предмета, пропорции, эмоциональность.

Также, как и анализ, в течении процесса изображения, осуществляется синтез конструкции объекта, формы, пространственного расположения, цвета, светотени и т.д.

Постоянная смена анализа и синтеза в процессе изображения обуславливает работу мысли, активность познания.

Анализ и синтез всегда целенаправленны и признаны решать конкретную задачу.

Таким образом, чтобы получить правдивое изображение натюрморта, необходимо соблюдать следующие условия:

– постоянный анализ и синтез, как объекта изображения, так самого изображая;

– активность анализа и синтеза не только с натуры, но и изображения;

– неразрывная связь анализа и синтеза натуры с анализом и синтезом изображения.

Огромное значение в изобразительной деятельности имеет сравнение, которое представляет собой мысленное установление сходства или различия предметов, явлений натюрморта. «Сравнение, есть основа всякого понимания и всякого мышления». Сравнивание предполагает сопоставление каких-либо предметов, их отношений, формы предметов, особенности конструктивного строения предметов, цветовых отношений. Если ученик не будет сравнивать предметы натюрморта друг с другом, то он просто не сможет определить пропорции, форму, цвет и пространственные отношения предметов натюрморта.

Обобщение представляет собой мысленное объединение, сходных по каким-либо признакам, качествам предметов и явлений.

Чем точнее художник установит общее сходное в изображаемых предметах, тем он глубже познает их, тем быстрее поймет их назначение, конструктивное построение, особенности их объемной формы, цвет, пространственное положение. «Если вы хотите, чтобы какой-либо предмет был ясно понят, то отличие в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами: тогда только выясните себе все существенные признаки предмета, а это значит понять предмет», – говорил П.П.Чистяков.

Определяя общее в предметах, а также находя различия между ними, художник начинает систематизировать или классифицировать их, то есть мысленно разделять предметы и явления на группы и подгруппы, виды, классы, роды и так далее на основе сходства и различия (овощи, фрукты, столярные, слесарные инструменты, животные, птицы, геометрические тела: граненной и сферической поверхности и др.), (хроматический или ахроматический, теплый или холодный и т.д.).

На основе обобщения предметов и явлений, выделения в них общего художник одновременно рассматривает только то, что им выделяется. Такое мысленное отвлечение называется абстрагированным. Процесс абстрагирования – это познание реальности, заключающееся в мысленном отвлечении отряда свойств и предметов и отношений между ними и вычленением какого-либо свойства или отношения.

При рисовании с натуры всегда применяется элемент абстрагирования. Например, если школьник рисует с натуры чайник, то он думает на первом этапе о форме чайника и отвлекается о цвета и т.д.

Большое значение в рисовании с натуры натюрморта имеет процесс конкретизации, который представляет собой фиксацию какого-либо признака. Изучая, например, закон распределения светотени на цилиндрических поверхностях, рисующий быстрее и более продуктивно усвоит их, если он будет рассматривать распределение светотени на конкретных предметах – вазах, кружках, чашках, и в различных условиях освещения.

В процессе познания художественной сути натюрморта перечисленные выше мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, абстрагирование и конкретизация) тесно связаны между собой и настолько взаимообусловлены, что обычно невозможно даже приблизительно их расчленить. Решая ту или иную задачу, художник использует мыслительные операции в «комплексе». Мыслительные операции формируют понятия о предметах, о их характерности и взаимосвязях, и в конце об «образе» предмета и в целом натюрморта.

Таким образом, целенаправленное рисование с натуры натюрморта развивается художественное мышление у учащихся, их творческий потенциал, что и позволяет созданию содержательных изобразительных произведений.