Дружба и порядочность
(4 класс. ОРКСЭ)
Гульназ ГАЛИХУЗИНА,
учитель начальных классов Сабинской средней школы Сабинского района
Цели:
– продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями;
– выявить представления детей о дружбе;
– показать каким должен быть настоящий друг;
– раскрыть понятия этики: честность и порядочность;
– формировать у детей навыки эффективного взаимоотношения, чувства общности, способности работать вместе для достижения общих целей.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Самоопределение к деятельности и актуализация знаний
Учитель. Доброе утро! Начнем урок ОРКСЭ. Перед тем как перейти к новой теме, я хочу вас проверить, сможете ли одновременно выполнить два задания, слушать внимательно песню и собрать пазл. Песня и пазл непростые, они нам помогут при определении сегодняшней темы урока. Давайте приступим. (Собирают пазл.)
– Над какой темой мы будем работать сегодня? («Дружба и порядочность».)
– Какие цели мы поставим перед собой?
– Молодцы, правильно. Дадим более полное определение понятиям «дружба» и «порядочность», выведем основные правила дружбу, определим какими качествами должен обладать настоящий друг.
III. «Открытие» нового знания
- Групповая работа.
Учитель. Давайте, подробно остановимся на понятии «дружба». Вам нужно раскрыть значение этого слова. Следующее задание вам нужно выполнить в группе. Когда работаем в группе должны помнить о правилах работы.
Успех команды зависит от работы от каждого.
В команде работают и отвечают все.
Обсуждаете вместе так, чтобы каждый смог ответить на заданный вопрос.
Слушаем ответы других команд.
Вы должны подобрать по одному слову на каждую букву, связанному с понятием «дружба» в следующем порядке:
Д –
Р –
У –
Ж –
Б –
А –
Учитель. Действительно, дружба связана с доверием, она приносит радость и уважение, у друзей возникают положительные желания и эмоции. Дружбу надо беречь, активно за неё бороться.
- Работа с определением «дружба».
– Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
– Правильно, молодцы. Как вы думаете, где мы можем более точное определить понятие дружбы? (В словарях, энциклопедиях, учебнике, Интернете.) На уроке у нас есть главный помощник – это учебник. Обратимся к учебнику.
– Найдите значение слова «дружба» в учебнике на стр. 62 и прочитайте его определение.
Выводы
– Значит, дружба возникает между кем?
– В результате чего возникает дружба?
– Между друзьями должно быть что? (Уважение, вера, общие интересы, совместная деятельность.)
– Обычно дружат люди, похожие друг на друга с общими интересами, взглядами.
– Кто и что может быть другом? (Книга, мама, кукла…)
– Еще раз посмотрите на определение: между куклой и человеком может ли быть дружба?
– Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов. Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы.
– А у вас есть друзья?
– Умеете ли вы быть другом?
- IV. Применение новых знаний. Творческое применение полученных знаний с переносом на другой языковой материал
- Работа над фрагментом из мультфильма «Ералаш».
Учитель. А теперь посмотрим видеофрагмент из «Ералаша» «Настоящий друг». Смотрим внимательно. (Просмотр.)
– Можем ли мы сказать, что между этими мальчиками существует дружба? Почему вы так думаете?
– В чем проявляется его неумение дружить?
– Каждый ли человек умеет быть другом?
– Обратимся к учебнику на стр. 63. Прочитаем ответ на вопрос.
– Пользуюсь учебником, составим постулаты – правила дружбы. Каким не должен быть друг? (Самолюбивый, тот, кто хочет быть главным в дружбе, тот кто не умеет радоваться и т.д.)
– А вы знаете, что во многих сказках, литературных произведениях дружба помогает одержать победу над злом. Посмотрите на выставку книг. В свободное время вы можете прочитать любую из этих книг. С некоторыми произведениями вы уже знакомы. Я думаю, что вы заинтересуетесь и прочитаете эти книги.
– Чтобы все эти постулаты – правила выполнялись, какими качествами должен обладать друг? Вам поможет учебник на стр 64. Я вам прочитаю, а вы внимательно слушайте.
– Какие качества должны быть у настоящего друга?
– Пользуюсь, учебником, назовите какими качествами должен обладать настоящий друг?
– Иногда бывает, дружба за шоколадку. Наверное, и с вами была такая же ситуация. Дай, мне шоколадку, и я буду с тобой дружить. Если не дашь, то мы не друзья.
– Как вы думаете, это дружбу можно купить, например, за конфетку, за шоколадку? В этом случае друг уже думает о себе, о своей выгоде.
– Есть такое качество, которое называется, бескорыстием, это человек, который при дружбе не требует ничего взамен, не думает о своей выгоде. (бескорыстным).
– Я хочу обратить внимание на последнее высказывание, настоящий друг это тот, кто не держит зла после ссоры и быстро умеет мириться. Вот это качество запомните! Потому что, между вами иногда бывает, что вы долго не миритесь.
- Знакомство с понятием «порядочность».
– Все ли слова мы с вами рассмотрели.
– В начале урока мы с вами сказали, что наша тема «Дружба и порядочность». Как вы понимаете слово «порядочность»?
– Со словом дружба тесно связано и такое понятие, как порядочность. Я хочу вам рассказать одну историю. Это история о спортсменах. Мы с вами знаем, что спортсмены нацелены только на победу. «Главное – участие» – это не для них. Первое место – вот что важно. Но и среди спортсменов бывают разные люди. Этот случай произошел в 2012 году, когда известный атлет отказался от победы, которая была уже почти у него в руках, на кану был главный суперприз – огромные деньги.
– А почему он отказался от победы, мы с вами сейчас разберем.
В испанском городе Наварра проводились соревнования по легкой атлетике. В них участвовали самые известные и успешные бегуны мира. Среди них был и призер лондонской Олимпиады – Абель Мутаи.
На забеге он вырвался вперед, уверенно лидировал, но к всеобщему удивлению остановился, когда оставались до финиша 10 метров. Абель решил, что он уже добежал до финиша и начал радоваться своей победе. Комментатор кричал ему, что он еще не добежал. Но атлет совершенно не понимал испанский.
Вторым за кенийским спортсменом шел испанский атлет Иван Фернандес. Он догнал Абеля. И как вы думаете, что он сделал?
Иван Фернандес мог спокойно достигнуть финиша первым, но неожиданно для всех зрителей мужчина подбежал к своему главному сопернику и стал кричать ему о том, что финишная черта все еще впереди.
Испанец не стал обгонять Абеля Мутаи и позволил ему забрать свой заслуженный суперприз – огромные деньги. После награждения победителей Ивану задали интересующий всех вопрос: «Почему он так поступил?».
– Почему так поступил Иван? Почему он отказался, от победы, от денег, хотя была такая возможность?
– С какой стороны показал себя Иван?
– О каком качестве человека это говорит?
– Испанец преподнес всем нам урок настоящей справедливости, он поступил как порядочный человек.
– А что такое порядочность?
Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всем установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.
Вывод. Порядочность – первую очередь это уважение других людей, это умение заступаться за других, уважать труд людей. Быть порядочным значит относиться к ближнему, как к самому себе, не делать и даже не желать ему того, чего не хочешь для себя.
– Как вы думаете, легко ли быть порядочным человеком?
– У нас в школе повсюду поставили камеры, под камерами хочешь, не хочешь приходиться выполнять правила. А когда камер нет, когда за тобой никто не наблюдает, вот тогда хочется их выполнять?
– Порядочный человек никогда, ни при каком условии не нарушит правила, нормы поведения, он просто напросто не способен на низкие поступки.
- Работа в группах. Разбор ситуаций.
– В жизни между друзьями бывают различные проблемные ситуации. Перед вами карточки, вы должны прочитать её, обсудить, рассказать, как поступили бы вы, если бы речь шла о вашем друге.
1-я ситуация. Как ты поступишь, если твой друг употребляет плохие слова и выражения?
2-я ситуация. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать. Как ты поступишь?
3-я ситуация. Твой друг совершил плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты. Что ты сделаешь?
4-я ситуация. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе родители запрещают с ним дружить. Как ты поступишь?
– Надо ли спрашивать разрешения родителей, с кем дружить?
Вывод. Каждый имеет право выбирать своих друзей. Но чтобы не навредить себе, своим родным, хорошо бы посоветоваться с родителями. Ведь они несут ответственность за твое здоровье и жизнь, за твое будущее.
5-я ситуация. Твой друг не слушает тебя, говорит тебе обидные грубые слова. Когда ты начинаешь ему объяснять, что так нельзя делать, начинает капризничать и плакать по пустякам. Как ты поступишь?
Вывод. В дружбе надо быть требовательным, если друг начинает капризничать, говорить обидные слова, если друг предает тебя, то нужно разорвать эти отношения. Потому что мы с вами говорили, что дружба возникает в результате взаимного уважения, доверия.
- V. Рефлексия
Учитель. Наш урок подошёл к концу. А сейчас я хочу пригласить вас в «Комнату обидных воспоминаний». Я предлагаю вам, мои дорогие собеседники, не ставя фамилии вспомнить и коротко (в 2 – 3-х предложениях) написать на листе воспоминание о собственном непорядочном поступке. Делая это, вы можете озвучить то, за что вам до сих пор стыдно, а можете просто сказать, кому вы причинили боль. Кто-то из вас, возможно, захочет извиниться, и это будет прекрасно, так как это станет ступенькой к порядочности. Написали? А теперь разорвите эти листочки. И больше никогда так не делайте.
- VI. Подведение итогов
Учитель. Спасибо всем за участие. Я надеюсь, что наш разговор был не напрасным. Подумайте о сказанном сегодня. В разговоре о дружбе я бы поставила порядочность на первое место, потому что уверена – лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Те, о которых мечтает каждый из вас.
Мне хочется верить, что вы все станете порядочными людьми и будете умножать добро в этом прекрасном мире. Любите людей, помните о своем высоком предназначении.