«ИЗО-творчество» художественно-эстетической направленности

(Дополнительная общеразвивающая программа для обучающихся 5 – 7лет)

Лариса ФРОЛОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №316 г. Казани

Анна ДЗЮБА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №316 г. Казани

Художественное образование призвано помочь формированию творческой личности, выработать умения и навыки в изобразительном творчестве, привить вкус и стремление к постижению прекрасного. Обучение в изостудии закладывает основы для дальнейшего развития и проявления таланта юного художника.

Родители, уважая стремление ребенка шире и глубже познать изобразительную деятельность, часто хотят раскрыть способности ребенка в дошкольном возрасте. Возникла необходимость создания   программы  дополнительного образования «Изо-творчество». Программа дает возможность в дошкольном возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе нравственных и духовных ценностей.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка, создается атмосфера свободного творчества: раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных художественных материалов и техник исполнения.

Актуальность программы

В настоящее время педагоги, специалисты в области развития детей дошкольного возраста, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Процесс обучения в изостудии направлен на формирование знаний, умений, навыков, но не только в сфере освоения языка изобразительного искусства, а и в сфере опыта творческой деятельности, опыта ценности отношений.

Цели программы конкретизируются в следующих задачах:

  1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
  2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
  4. Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта.
  5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
  6. Воспитание художественного  вкуса и гармонии.
  7. Создание условий для многоаспектной  и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
  8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я –концепции – творца».

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Принципы и подходы к формированию программы

1) Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

2) Принцип научной обоснованности и практической применимости.

3) Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

4) Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

5) Принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

6) Принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».

7) Принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту.

8) Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

9) Принцип развивающего характера художественного образования.

10) Принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

1) Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

2) Принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

3) Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

4) Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

5) Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

6) Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

7) Принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений;

8) Принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

9) Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

1) Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

2) Принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

3) Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

4) Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

5) Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

6) Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

7) Принцип организации тематического пространства (информационного поля) — основы для развития образных представлений;

8) Принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

9) Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости), деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Возрастная характеристика детей 5 – 6 лет

В изобразительной деятельности 5 – 6-летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью.

Возрастная характеристика, детей 6 – 7 лет

В изобразительной деятельности детей 6 – 7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях

Планируемые результаты освоения Программы

Старший возраст (5 –7 лет)

К концу года должен уметь:

– виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика);

– теплые и холодные оттенки спектра;

– особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий;

– различать виды изобразительного искусства;

– владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения;

– смешивать краски для получения новых оттенков;

– экспериментировать с разными материалами одновременно;

– рисовать самостоятельно.

Результаты усвоения программы отслеживаются на каждом этапе обучения путем диагностирования. Предусматривается проведение стартового и итогового мониторинга развития художественно-творческих способностей детей. Аттестация воспитанников проводится 2 раза в год: в начале учебного года (октябрь) и конце (май). Основной метод – наблюдение. Обследование проводится в ходе образовательной деятельности.

Ребенок, овладевший программой:

– хорошо умеет рисовать пальцами и другими средствами;

– фантазирует и создает необычные образы, использует разные способы;

– создает выразительные образы использую изученные техники рисования;

– использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа;

– плодотворно взаимодействует с другими детьми и педагогом во время выполнения коллективных работ;

– может комбинировать несколько видов нетрадиционных техник.

3 балларебёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;

2 балла – ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;

1 балл – ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.

Шкала уровней: 1 – низкий уровень; 2 – средний уровень; 3 – высокий уровень.

  1. Содержание Программы

№1 Введение. Организационное занятие.

№2. Цветоведение.

№3 «Кошечка».

№4 «Щенок спит».

№5 «Заведем хоровод».

№6 «Хором песенку поем».

№7 «Моя улица».

№8 «Мой дом».

№9 «Осенний букет».

№10 «Чай на столе».

№11 «Хризантемы» (цветной фон).

№12 «Тюльпаны».

№13 «Осенний лес».

№14 «Береза».

№15 «Горный пейзаж».

№16 «Река -крутые берега».

№17 «Тарелка».

№18 «Чашка».

№19 «Белый медведь на льдине».

№20 «Панда в Китае»

№21 «Аквалангисты и кораллы».

№22 «Парашютист в облаках».

№23 «Рыба – Кит».

№24 «Динозавр».

№25 «Мой папа» (профиль).

№26 «Бабушка».

№27 «Семеновская матрешка».

№28 «Дымковская барышня».

№29 «Буратино».

№30 «Баба-Яга».

№31 «Насекомые».

№32 «Свободная тема».

  1. Учебный план

 

Название темы Количество часов Форма контроля
Введение. Организационное занятие. 2

 

Беседа
Цветоведение 2 Дидактическая игра
«Кошечка»

«Щенок спит»

 

2

2

Просмотр образовательного продукта
«Заведем хоровод»

«Хором песенку поем»

 

2

2

Опрос. Практическое задание

 

 

«Моя улица»

«Мой дом»

 

2

2

Дидактическая игра. Практическое задание
«Осенний букет»

«Чай на столе»

 

2

2

Педагогическое наблюдение
«Хризантемы»

(цветной фон)

«Тюльпаны»

 

2

2

Практическое наблюдение. Опрос
«Осенний лес»

«Береза»

 

2

2

Беседа. Практическое задание
«Горный пейзаж»

«Река -крутые берега»

 

2

2

Педагогическое наблюдение
«Тарелка»

«Чашка»

 

2

2

Опрос. Игра
«Белый медведь на льдине»

«Панда в Китае»

 

2

2

Беседа. Педагогическое наблюдение

 

«Аквалангисты и кораллы»

«Парашютист в облаках»

 

2

 

2

Опрос. Практическое задание
«Рыба – Кит»

«Динозавр»

 

2

2

Практическое задание
№38 «Мой папа» (профиль)

№39«Бабушка»

 

2

 

2

Конкурс
«Семеновская матрешка»

«Дымковская барышня»

 

2

 

2

Практическое задание
 «Буратино»

«Баба-Яга»

 

 

2

2

Практическое задание
«Насекомые»

«Свободная тема»

 

2

2

Практическое задание.

Опрос

  64  

               

  1. Методическое сопровождение Программы

Педагог предоставляет свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Обучение осуществляется в форме вовлечения ребенка в различные виды деятельности в области изобразительного искусства (см. Учебно-тематический план). Изобразительная деятельность ребенка проходит в сотрудничестве с преподавателем, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых рецептов и решений, а направляет свой ум, фантазию, память.

Для реализации целей программы используются формы и методы обучения, направленны на обогащение творческого воображения, мышления, развитие увлеченности изобразительной деятельностью.

Формы организации

– Игровая ситуация;

– проектная деятельность;

– мастерская;

– коллекционирование;

– викторины;

– конкурсы;

– беседа;

– экскурсии;

– наблюдения;

– рассматривания.

Все формы носят интегративный характер, т.е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.

Методы реализации Программы

 

Название метода и его краткая характеристика Особенности деятельности взрослого Особенности деятельности ребёнка
Информационно-рецептивный метод – экономный путь передачи информации Предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения Восприятие образовательного материала, осознание, запоминание
Репродуктивный метод основан на многократном повторении ребёнком информации или способа деятельности Создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением Актуализация представлений, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание
Эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях) Постановка проблем, предъявление заданий для выполнения отдельных этапов решения проблем, планирование шагов решения, руководство деятельностью детей Восприятие и осмысление задания, актуализация представлений, самостоятельное решение части задачи, запоминание
Исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем Составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов Восприятие проблемы, составление плана её решения (совместно с воспитателем), поиск способов, контроль

 

  1. Организация работы по Программе.

Срок реализации программы – 1 год.

В год проводится 64 занятия, в месяц – 8 занятий, в неделю – 2 занятия.

Продолжительность занятий:

25 минут – 5 – 6лет;

30 минут – 6 – 7лет.

Материально-техническое обеспечение Программы

Дидактический материал:

по цветоведению;

– по народно-прикладному творчеству;

– по художественным жанрам;

– по зрительной гимнастике;

– картотека физминуток.

Наглядные пособия:

– репродукции русских и зарубежных художников;

– алгоритмические таблицы;

– образцы народного творчества;

– иллюстрации всех видов художественного искусства;

– работы детского творчества;

– презентации о творчестве художников;

– артбуки (тематические папки).

Раздаточный материал:

– краски акварельные в наборе (12 – 18 цветов);

– краски гуашевые в наборе (6 цветов);

– палитра;

– простой карандаш;

– кисть №2;

– кисть №6;

– штампы;

– стакан-непроливайка;

– цветные карандаши в наборе (18 цветов);

– трафареты;

– ластик;

– восковые мелки;

– бумага формата А4;

– муляжи фруктов и овощей;

– салфетки бумажные.

  1. Методическое обеспечение Программы
  2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет. 2011.
  3. Лыкова И.А. Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы. 2010.
  4. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. 2010.
  5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М., 2007г.
  6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. 2004.
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность 5 – 6 лет – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
  8. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М., 2015.

8.Энциклопедический словарь юного художника. – М., 2012.

  1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  2. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ Сфера, 2000.
  3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство Пресс, 2004.
  5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
  7. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – М.: ООО Попурри, 2005.

Интернет-ресурсы:

http://do.gendocs.ru Развитие творчества у детей средствами нетрадиционной техники рисования. (Дата обращения – 11.08.2015). 15.

http://pedmir.ru Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов. (Дата обращения – 23.08.2015).