Внедрение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками
Роза ША КИРЗЯНОВА,
учитель-логопед I квалификационной категории детского сада № 12 “Росинка” г. Азнакаево
В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие. Поэтому очень важно рационально организовать в детском саду режим для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это комплекс мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья детей на всех этапах его обучения и воспитания.
Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом.
Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
- Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь.
- Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.
В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Дети с речевыми недостатками имеют некоторые особенности:
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
– нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
– нарушение дыхания и голосообразования;
– нарушение общей и мелкой моторики;
– расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
– повышенная утомляемость;
– заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
– нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
– нарушение оптико-пространственного праксиса;
– неустойчивость внимания;
– расстройство памяти (особенно слуховой);
– несформированность мышления;
– задержка развития воображения.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:
- Артикуляционная гимнастика
Регулярное выполнение поможет:
– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
– улучшить подвижность артикуляционных органов;
– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
– уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
- Дыхательная гимнастика
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения.
На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.
Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения
- Зрительная гимнастика
Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того, чтобы гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Зрительная гимнастика используется:
– для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз;
– для укрепления мышц глаз;
– для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Гимнастика бывает:
– игровая коррекционная физминутка;
– с предметами;
– по зрительным тренажёрам;
– комплексы по словесным инструкциям.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.
- Развитие общей моторики
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.
- Развитие мелкой моторики
Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
– пальчиковые игры с мелкими предметами;
– пальчиковые игры со скороговорками;
– пальчиковые игры со стихами;
– пальчиковая гимнастика;
– самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
– пальчиковый алфавит;
– пальчиковый театр;
– театр теней.
Для развития зрительно-актильной координации применяется тренажер пальцевых прописей.
- Су-джок терапия
Су-джок терапия – это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.
На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
- Массаж и самомассаж
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:
– массаж и самомассаж лицевых мышц;
– массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
– плантарный массаж (массаж стоп);
– аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
– массаж язычной мускулатуры.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
– можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно;
– можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
- Релаксация
Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
- Игровая гимнастика (логоритмика) используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.
Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики.
Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны между собой. Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике.
Занятия логоритмикой укрепляют у логопатов костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей.
В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Кроме того, в системе занятий могут использоваться нетрадиционные подходы, имевшие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребёнка.
- Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться. Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
- Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Цель этого метода:
– развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук;
– активизация интеллектуальной деятельности ребенка;
– развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия;
– улучшение подвижности и пластичности нервных процессов;
– формирование умения действовать по словесным инструкциям;
– расслабление артикуляционных мышц по контрасту с напряжением
На первом этапе дети знакомятся с упражнением для губ, щек, языка. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Рука ребенка в упражнение не участвует. При проведении упражнений необходимо помнить, что у детей ведущей деятельностью остаётся игровая. Поэтому для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используем перчаточный театр, который помогает освоить гимнастику. Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке.
На втором этапе у детей подключается к артикуляции движение одной кисти ведущей руки. Учитель-логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.
На третьем этапе подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворения. При этом двумя руками учитель-логопед продолжает давать четкий образец движения. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками.
Поэтому на данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Логопед рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. На своих занятиях я использую такие методы и результат есть.
В детском саду вся работа осуществляется комплексно, в течение всего дня с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Определяется оптимальная нагрузка на ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Медицинский персонал помогает организовать питание детей, организует профилактические мероприятия в детском саду, контроль и помощь в обеспечении требований СанПиН.
Инструктор по физической культуре ежедневно проводит утреннюю гимнастику, совместно с музыкальным руководителем планируют и проводят спортивные праздники, различные развлечения не только в зале, но и на улице. На занятиях используются подвижные игры с музыкальным сопровождением. Воспитатель планирует проведение НОД с учетом максимальной подвижности детей (смена позы, смена видов деятельности), использует физические минутки.
Родители являются полноправными участниками образовательного процесса в ДОУ. Положительный результат, может быть, достигнут только при тесном сотрудничестве семьи и детского сада. В своей работе педагоги используют разнообразные формы и методы взаимодействия с родителями, что позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, прививать социально-значимые качества личностных ориентиров в обществе, расширить представления детей по различным областям.
В группах ДОУ оформляются информационные уголки для родителей. В них размещается информация на актуальные темы: «Прогулка и её значение для здоровья ребёнка», «Выходные на свежем воздухе с ребёнком», «Читаем дома» ( Н. Кнушевицкая «Кожа»; Г.Юдин «Микробы», Н. Кнушевицкая «Зубы», «Желудок»; Р. Корман и Л. Либерман «Эта вредная еда», О.Иваненко «Спокойной ночи»), «Лечебная гимнастика», «Первая помощь при порезах, ушибах и царапинах», «Здоровые дети – в здоровой семье» « ОРВИ и грипп», «Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка», Вкусно и полезно ли?», «Если ваш ребёнок – аллергик» Папка-передвижка «Зимние игры и развлечения», «Лечебная гимнастика «Стоп – грипп!», «Осанка и её значение для укрепления здоровья детей», «Здоровый образ жизни в семье», «Летний отдых», «Телевизор, компьютер и здоровье».
Педагоги организуют выставки рисунков: «Наша здоровая и спортивная семья», «Зубные помощники».
Для родителей изготовлены памятки, буклеты: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Развитие мелкой моторики», «Биоэнергопластика», «Су-джок терапия», «Массаж ложками».
Одним из эффективных форм работы с семьей остается нетрадиционные родительские собрания (показ образовательных ситуаций по итогам года), дни открытых дверей.
Несмотря на работу педагогов, остается проблема информирования родителей по вопросам обучения и воспитания, привлечение их к участию в воспитательно-образовательном процессе, причиной этому является большая занятость родителей.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками позволяет решить несколько задач:
– способствует повышению речевой активности;
– развивает речевые умения и навыки;
– снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
– активизирует познавательный интерес;
– улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.