Я – учитель!
Альбина ШАЕМОВА,
учитель русского языка и литературы Такталачукской основной школы Актанышского района
Сижу за столом, проверяю тетрадки… Тетрадки в линеечку… Тетрадь, еще одна тетрадь… Обычно я проверяю их дома, потому что не просто ищу ошибки, а как будто разговариваю с учениками. А любая беседа не терпит поспешности. Какая аккуратная работа у Зилии! Я горжусь этой девочкой. Думаю, в жизни все у нее сложится замечательно. Интересно, кем она мечтает стать? Вспоминаю себя ученицей.
На вопрос «Кем ты хочешь стать?» я всегда отвечаю: «Учителем!» И без колебаний, учителем русского языка и литературы, как моя учительница Рашида Галиевна. Я очень люблю её уроки, её поведение и главное – голос. И так поражаюсь её начитанности! Мы, девочки, всегда наблюдаем, как она одевается…
Я очень люблю школу, люблю учиться и учить… Да-да, учить своих подружек-одноклассниц. Мы вместе делаем уроки, и главная в это время – я!..
Нашла ли я свое место в жизни? Думаю, да. Я с удовольствием иду на работу, с радостью встречаю детей, строю планы на будущее, наше общее будущее – мое и учеников…
А пока проверяю тетрадки… Вот и взрослеют мои семиклассники. «Ох, уж очень трудный класс. Только ты сможешь справиться с ними, сможешь сделать из них людей»,- слышу такие слова коллег и радуюсь их доверию. В то же время боюсь, а если не смогу!
Знаю, что каждый ребенок в школе хочет быть принятым и понятым, мечтает об интересной ученической жизни. Поэтому на уроках создаю доброжелательную творческую атмосферу, побуждаю к желанию думать и сотрудничать, открывая новое. Сколько таких открытий было за эти годы!
Листаю, листаю тетради… Вот уже 30 лет…То радуюсь замечательно сделанной работе, то огорчаюсь большому количеству ошибок. Не могу быть равнодушной! В нашем учительском деле, по-моему, не должно быть педагогов-машин. Все чаще говорят о том, что компьютеры заменят учителей… А как же живое человеческое общение?! А как же эмоции?! …
У меня дрожит голос – читаю текст о маме (своей-то мамы уже нет в живых, не могу сдержаться!). Вижу, что несколько человек смахивают слезу. Я закончила читать. В классе – тишина… Как ценны для меня эти слезы на уроках литературы! И не только слезы – любое проявление чувств! Радуюсь: шестиклассники между собой обсуждают на перемене роман «Дубровский»: «Оказывается, француз Дефорж – Дубровский!» Краешком уха слышу разговор девятиклассниц: «Лиза поступила неправильно, самоубийство –грех!» (Карамзин «Бедная Лиза»).
И я становлюсь счастливее. А мы, учителя, обязательно должны быть счастливыми! Убеждена, что в школе должны работать только счастливые люди. Для счастья, по-моему, немногое нужно: иметь дом, семью, работу, возможность реализоваться.
Я счастлива: родилась в хорошей семье. Наш дом всегда был добрым, гостеприимным. Мои родители не смогли получить образование в тяжелые послевоенные годы, поэтому всегда поддерживали меня в желании узнать новое: покупали книги, пластинки.
Я счастлива: я – жена и мать, и бабушка. Рядом есть человек, который меня любит, поддерживает и уважает мой труд. Моей дочери двадцать шесть, и я радуюсь, что девочка выросла умная, воспитанная, талантливая, с хорошим вкусом, а главное – пошла по стопам матери, окончила педагогический университет, замужем. А сын – пожарный-спасатель (благородная профессия!), ему – двадцать девять, женат. Вместе построили дом, в котором тепло и уютно.
Наконец, у меня есть любимая работа… На мне лежит ответственность за воспитание нового поколения России, от которого зависит судьба нашего Отечества. Возможно, именно мои слова станут для них главными и в становлении характера, и в выборе нравственных ценностей, и в поиске жизненного пути.
Моя профессия дает мне возможность «идти в ногу со временем». Помогает в этом и общение с молодыми коллегами. Мне нравится их современность, энергичность, ценю то новое, что они несут в школу.
…Листаю страницы детских сочинений. Вот списанная работа, вот еще одна… И как только ухитряются, ведь предлагаю всегда нестандартные темы, жду оригинальных размышлений. Кажется, все сделала, чтобы «очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем», как советовал Е.Н.Ильин. Литература – особый учебный предмет. Воспитательная миссия возлагается на литературу. И это не случайно.
Вспомним: А.С.Пушкин учил нравственности: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал…».
Н.А.Некрасов – гражданственности: «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан…»
С.А.Есенин – патриотизму:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты, Русь, живи в раю!».
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, и сегодня ее мудрость и духовность не далекое прошлое, а самая актуальная современность. Но, к сожалению, ценностные ориентиры русской классики все больше расходятся с ценностями современной жизни. Великая миссия литературы перешла в руки средств массовой информации, часто пропагандирующих аморально-преступное поведение. Сотни изданий готовых сочинений, кратких пересказов произведений, Интернет готовы ответить на любой вопрос и выдать любой текст без необходимости думать. А мы верим Н. Заболоцкому: «Душа обязана трудиться и день и ночь…
Поэтому уроки литературы становятся уроками жизни, общения, открытия, совместной деятельностью… Ни у одного учителя нет такой возможности, как у словесника, – открывать школьникам мир. А мир – это семья и отчий дом, друзья и любимые, след человека на земле. Это и есть главное содержание уроков литературы и жизни. Радуюсь, когда мои уроки открывают им мир, помогают осознать себя в этом мире. И всегда искренна. Мои ученики знают обо мне почти все: что я люблю и что мне интересно, что ценю в людях, как отношусь к тому, что происходит вокруг. Не боюсь признаться ребятам, что чего-то не знаю. Не боюсь признаться, что порой сама не могу оценить поступки героя, что и сама оказываюсь перед трудным жизненным выбором.
…В руках диплом учителя. Робко переступаю порог родной школы: «Возьмете?». Спасибо, милые мои учителя, что по-отечески опекали меня, что сразу приняли в качестве коллеги, а не ученицы. Мои любимые наставники: Назил Аглязович, Люция Тазиевна, Васима Магановна, Сакина Харрасовна…Я помню ваши милые лица, ваши советы. И спустя много лет преклоняюсь и говорю большое человеческое спасибо!
Профессия учителя – дело всей жизни. И как мы её проживём, какой след оставим после себя — зависит от нас самих. Я полностью согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Поэтому нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Ещё многому предстоит научиться, многое понять, и я к этому готова, потому что моя деятельность доставляет мне удовольствие и даёт возможность вновь и вновь познавать мир, совершая всевозможные открытия. Я живу, чтобы быть полезной, нужной обществу, моим ученикам, и мне очень хочется видеть ежедневно детские глаза, светящиеся от радости познания науки.
Вот с таким багажом я продолжаю свой профессиональный путь. Надеюсь, что впереди меня и моих учеников ждут новые открытия и новые победы. Это и есть моя дорога – дорога поиска и открытий, труда и вдохновения… Дорога моего счастья.
Искренне верю, что учителя бывают любимыми, школы – родными, слезы на выпускных вечерах – настоящими, благодарность – искренней; уроки такими, на которые идут с удовольствием, на которых понятно и интересно, и советы бывают такими, которым следуют и которых ждут.
Какой я хочу быть? Разной. Живой, интересной для окружающих, уверенной в своей необходимости близким, не боящейся признавать свои ошибки, честной прежде всего перед собой, умеющей удивлять и вдохновлять, а самое главное – счастливой!
Я – Учитель! И в моих руках не только тетрадки, в моих руках – сердца и умы детей.