Деньги – это важно
(Занятие с детьми старшего дошкольного возраста
Гульсиня ГИБАДУЛЛИНА,
воспитатель детского сад № 59 г. Казани
Цель: уточнить знания детей о значении денег в жизни людей.
Задачи:
– воспитывать любовь к родителям, интерес к их профессиям;
– воспитывать уважение, внимательное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья;
– помочь детям понять, что деньги важный, но не самый главный элемент в обществе;
– воспитывать правильное (уважительное, бережное) отношение к деньгам;
– воспитывать культуру поведения в общественных местах;
– развивать творческое воображение, речь детей, внимание;
– ввести в речь детей слова «товар», «дороже»;
– дифференциация звуков [д]-[т], [з]-[с].
Предварительная работа: организация сюжетно-ролевой игры «Магазин», чтение художественных произведений, слушание песен и просмотр мультфильмов на тему «Деньги», инсценировка стихотворения Ш.Галиева «Сложение и вычитание» (с 2 детьми). Беседа «Труд взрослых» с опорой на рисунки, нарисованные детьми совместно с родителями о труде мамы и папы.
Материалы: картинки (или муляжи, игрушки): яблоки, самолёт, ружьё, лопата, танк, лошадка, самосвал, шоколад, тетради, краски, маски, сказки, салазки, свистулька, ценники.
План занятия
- Инсценировка стихотворения Ш.Галиева «Сложение и вычитание».
- Звуковой анализ. Дифференциация звуков д-т, з-с.
- Знакомство со стихотворением Ш.Галиева «Три копейки на покупку».
- Беседа о труде взрослых.
- Знакомство со стихотворением А.Барто «Хищница».
Ход занятия
І. Вводная часть
(Воспитатель предлагает детям представить, что они в театре.)
Сценка «Сложение и вычитание» (по стихотворению Шауката Галиева).
Складывать и вычитать.
– Вот тебе два яблока, –
Папа говорит, –
А теперь к двум яблокам
Прибавляю три.
Сколько стало?
– Стало пять!
– За ответ я ставлю «пять»!
Отбираю три обратно…
Сколько стало?
– Стало мало!
Знаешь, папа, мне опять
Захотелось прибавлять.
Воспитатель (предлагает поблагодарить детей, исполнивших сценку, аплодисментами. Затем задаёт вопросы по содержанию произведения).
– Сколько яблок дал папа сыну первый раз?
– Сколько добавил потом?
– Сколько стало яблок у сына?
– Что сделал папа затем?
– Сколько яблок осталось у сына?
– А почему сыну захотелось прибавлять?
–А где папа взял яблоки?
(Выслушав все варианты ответов, воспитатель фиксирует внимание детей на ответе «Купил в магазине (на рынке)» и предлагает отправиться в магазин за покупками.)
ІІ.
- На столе лежат картинки: самолёт, ружьё, лопатка, танк, лошадка, шоколадка, самосвал, тетрадки, краски, маски, сказки, салазки, свистулька. На картинках надпись «Цена 1 коп.». Нужно расставить «товар»:
– на первую полку картинки, в названии которых есть звук [д];
– на вторую – со звуком [т];
– на 3-ю полку – со звуком [с];
– на 4-ю полку – со звуком [з];
– на нижнюю – картинку, где этих звуков нет.
- Воспитатель встаёт так, чтобы дети оказались спиной к «витрине магазина». Он предлагает послушать стихотворение Ш.Галиева «Три копейки на покупки».
Задание: во время чтения попробовать сосчитать, больше 10 или меньше 10 подарков попросил сын.
Маму в магазин
Провожает сын.
Три копейки ей дает:
– Вот!
Купи мне самолет!
А еще –
Ружье,
Лопатку,
Танк,
Лошадку,
Шоколадку,
Самосвал,
Тетрадки,
Краски,
Маски,
Сказки и салазки!..
Постарайся
Не забыть!
А на сдачу
Можно даже
И свистульку
Мне купить!
Вопросы:
- Сколько подарков попросил сын у мамы?
Выслушав ответы детей, воспитатель обращает внимание детей, что мы не можем точно посчитать, т.к. не знаем, сколько тетрадей, салазок, масок нужно купить (в стихотворении эти слова во множественном числе), но точно – больше 10.
- Сколько денег дал он маме?
Трём детям, давшим наиболее точные и развёрнутые ответы, воспитатель вручает кошельки с монеткой «1 копейка». Воспитатель объясняет, что в нашей стране 1 копейка – это самая маленькая монета, меньше, чем 1 копейка, товар в магазине стоить не может. Но сейчас мы находимся в таком «волшебном» магазине, где цена каждого товара – 1 копейка.
Воспитатель обращает внимание на товар на витрине. Не напоминает ли он детям что-нибудь? Просит перечислить всё, что выставлено на полках. Подводит детей к выводу: это подарки, которые просил сын.
- Дети-покупатели выбирают игрушку, расплачиваются,
Воспитатель играет роль продавца, подводит детей к необходимости при покупке произносить развёрнутые предложения, соблюдать правила поведения, благодарить и т.д. Воспитатель каждому покупателю задаёт вопрос:
– Что ты купил? Сколько денег ты заплатил?
Затем вопросы группе детей:
– Сколько копеек было у трёх покупателей?
– Сколько покупок они смогли сделать?
– Могла ли мама выполнить просьбу сына? Почему?
– А вам мама в магазине говорит: «Я не могу купить эту игрушку, у меня мало денег?».
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает «придумать» правило, как нужно вести себя в магазине, помогает сформулировать:
– «Прежде, чем просить что-то купить, нужно поинтересоваться, есть ли у мамы или папы деньги на эту покупку».
– Тем более что сегодня мы с вами побывали в «волшебном» магазине, в настоящих магазинах все игрушки стоят намного дороже, то есть заплатить за них нужно не 1 копейку, а намного больше.
- Воспитатель спрашивает, скучают ли дети, когда долго не видят своих пап и мам? А куда уходят родители по утрам? Где они работают? Зачем они ходят на работу?
Воспитатель подводит детей к выводу, что деньги не появляются просто так, их нужно зарабатывать. Деньги родители получают за свой труд. Деньги нужны, чтобы покупать продукты питания, одежду, платить за свет, газ и т.д., делать подарки родным и близким. А где можно хранить деньги? (в банке, на банковской карте, и т.д.).
Воспитатель предлагает послушать стихотворение Агнии Барто «Хищница» и ответить на вопрос «Что это за птица?».
На комод уселась к нам
Глиняная птица
И глядит по сторонам:
«Чем бы поживиться?»
Будто круглые очки,
У нее глазищи,
И глотает пятачки
Птица вместо пищи.
Опустил монету,
Был пятак – и нету!
Стала хищная сова
Предъявлять свои права.
Я хотел купить значок
Другу к именинам.
Звяк! – остался пятачок
В животе совином.
Даже деньги на автобус
Я в совиную утробу
Для чего-то опустил,
Опустил и загрустил.
А сова глядит, хохочет,
Изогнула нос крючком.
Для нее теперь охочусь
Я за каждым пятачком.
После ответов детей (Птица – это копилка) дочитывает конец стихотворения:
Завтра мамино рожденье –
За подарком не бегу,
На подарок нету денег,
Их в копилке берегу.
Я разбил эту сову,
Хорошо опять живу!
Короткая беседа по содержанию стихотворения.
Вопросы
– Как вы думаете, почему он теперь хорошо живёт? У него хорошее настроение? Как вы думаете, купил он подарок маме? Дарить подарки родным – это хорошо? Это доброе дело? А делать добро незнакомым людям нужно?
– Послушайте, пожалуйста, отрывок из сказки. Я думаю, вы догадаетесь, как она называется и что в ней изменилось.
…Женя произнесла волшебное заклинание:
«Катись, катись, монетка,
Катись вокруг земли,
А когда домой вернёшься,
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы у Вити были здоровые ноги».
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Воспитатель спрашивает, узнали дети сказку? Что изменилось? Какое заклинание произносила девочка в сказке «Цветик-семицветик»? Сколько было лепестков? Разумно ли использовала их Женя? Сколько лепестков использовала девочка на доброе дело?
Как и лепестки волшебного цветка, деньги тоже нужно тратить разумно, потому что деньги – это результат труда ваших родителей. Чтобы их заработать, им приходится тратить много сил, времени.