Обобщение темы «Углеводы»
(Урок химии в 10 классе. Профессия учителя в призме химических знаний)
Гульнара ВАХИТОВА,
учитель химии высшей квалификационной категории гимназии №10 г. Зеленодольска
Цель: развитие личностных особенностей учащихся через организацию повторения темы по химии и творческой работы.
Задачи:
образовательные:
– повторить и обобщить тему «Глюкоза»;
– дать представление о сложной и интересной профессии учителя через игровые импровизации посредством химических знаний;
развивающие:
– способствовать развитию у учащихся критического и образного мышления;
– создать условия для усиления познавательной активности;
– продолжить развитие мотивации к изучению учебного предмета химии;
воспитательные:
– воспитывать готовность к осознанному выбору профессии;
– развивать навыки коллективных взаимоотношений, инициативность;
– воспитывать уважение к учительскому труду;
– развивать качества лидера, организатора творческих дел;
– воспитывать патриотическое отношение к историческим личностям.
Технологии: проектная технология:
– информационная: нацеленная на сбор и анализ информации по теме «Глюкоза» для представления аудитории;
– ролевая и игровая: направленные на моделирование деловых ситуаций.
Дискуссия.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проектный.
Социальные формы обучения: групповая, парная, индивидуальная.
Средства обучения: химическое оборудование и реактивы, мультимедийный комплекс, карты-путеводители, карточки с заданиями.
Этапы урока
I Актуализация знаний
II Формирование умений и навыков
III Проверка усвоения знаний
IV Рефлексия
V Составление синквейна
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Мотивация учебной деятельности
(На слайде вопрос «Какой он, современный учитель?».)
Учитель. Чтобы ответить на этот вопрос, надо представить себя в роли учителя.
Составим алгоритм действий:
– Представить. Увидеть. Услышать.
– Понять. Проанализировать.
– Сделать выводы.
(Учащиеся работают в группах по двое или по четыре человека, в зависимости от задания.)
На столах:
- Карты-путеводители: «Классификация нравственных типов личности» (по П.Ф. Лесгафту), «Приемы привлечения и удерживание внимания».
- Карточки с заданиями.
- На демонстрационном столе химическое оборудование.
III. Актуализация знаний по теме «Глюкоза»
(В представлении учащегося в роли учителя.)
Обобщение и повторение темы «Глюкоза» по плану:
- Нахождение в природе. (1-я группа);
- Физические свойства. (2-я группа);
- Строение молекулы. (3-я группа);
- Химические свойства глюкозы. (4-я группа);
(В парах тихо рассказывают друг другу, повторяют домашнее задание.)
Помощь. Презентация проекта «Глюкоза, ее строение, свойства и значение», подготовленная группой учащихся.
- IV. Формирование умений и навыков. Проверка усвоения знаний
Задание №1. Объяснить тему «Глюкоза» по-разному. Представим, что каждый учитель обладает разными качествами, что выражается в темпе речи, манере изложения, владении жестом, мимикой. (Карта-путеводитель)
Используем:
– карточку – задание;
– ученический эксперимент (при этом соблюдаем правила техники безопасности): объяснение некоторых свойств моносахарида – глюкозы через уравнения реакций:
а) заимодействие глюкозы с гидроксидом меди;
б) реакция «серебряного зеркала».
Сделать выводы: анализируем представление каждой группы, используя карту-путеводитель А. (Из какого типа личности может «получиться» учитель?)
Задание №2. Расставить цифры 1, 2, 3… по значимости характеристик для профессии учителя:
обаятельный;
понятная речь;
речь большим количеством научных терминов;
удачный макияж;
знание учебного предмета;
модная одежда;
знание психологии;
владение экспериментом;
перед уроком посмотреть в зеркало;
способность к импровизации;
яркая личность;
знание ИКТ.
(На экране через проектор вопрос «Что примерно должно соответствовать педагогу в большей степени?» и предполагаемые ответы.)
Сделать выводы: анализируем ответы каждой группы.
Задание №3 (группы по 4 человека).
Составить прилагательные из букв в слове «химия», относящиеся к качественным характеристикам педагога.
Примерные ответы:
Х | харизматический | Х | хитроумный |
И | интеллигентный | И | идеальный |
М | мужественный | М | мобильный |
И | интересный | И | интеллектуальный |
Я | яркий | Я | ясный |
Х | храбрый | Х | хороший |
И | изобретательный | И | инициативный |
М | мудрый | М | миролюбивый |
И | ироничный | И | иммуннитетный |
Я | ясновидящий | Я | ясномыслящий |
Сделать выводы: анализируем ответы каждой группы.
Задание №4. Среди учёных-педагогов XIX века одно из главных мест занимает, несомненно, К.Насыри – человек широкого кругозора и разнообразных научных интересов. Он всецело посвятил себя исследованию и решению проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Особый интерес представляет богатейшее наследие К.Насыри в области методики естественно-математических дисциплин. Оно ценно тем, что все его научно-методические рекомендации основываются на общих психолого-педагогических закономерностях учебного процесса, максимально приближены к запросам практики. (Здание гимназии расположено на улице Каюма Насыри, в гимназии создан этнографический музей имени Каюма Насыри, учащиеся педагогических классов – члены совета музея.)
К.Насыри собирал, приводил в систему народные загадки, поговорки, образные выражения. Задание заключается в следующем: необходимо объяснить образное выражение. (Группы по 2 человека.)
- У него и кот зайцев ловит.
- Попусту собака лает – гостей незваных созывает.
- Дома и похлебки не сварит, а на миру кашу варить норовит.
- Уплыло облако – не поймаешь.
- Сам не знает и у других не спросит.
- Ты сердишься? Укуси себя за нос.
- И верблюд, и пуговица – все подарок.
- Не умеющему плясать все музыка виновата.
Сделать выводы: обсуждаем объяснения каждой группы.
Задание №5. Глюкоза состоит из 3 элементов: углерода (С); водорода (Н); кислорода (О). Нарисовать продолжение химической структурной формулы по теме «школа». (Группы по 2 человека.) Можно предложить рисовать на классной доске.
Задание №5. Ораторское искусство.
Умение завоевывать и удерживать внимание аудитории – несомненно одно из важных профессиональный качеств преподавателя.
Необходимо выступить по теме, используя сообщения, подготовленные к уроку: «Мед», «Шоколад», «Фруктоза».
Каждой группе возможно использовать два приема из карты-путеводителя Б «Приемы привлечения и удерживание внимания».
Сделать выводы: анализируем выступления каждой группы, эффективность приемов в дальнейших публичных выступлениях.
- V. Рефлексия
– Что узнали нового по теме «Глюкоза»?
– Насколько сложными оказались задания для выполнения?
– Как учить? Какие методы, средства помогают процессу обучения?
– Какими качествами должен обладать педагог?
– Что кажется трудным в «преподавании» химии?
– Ваши предложения и замечания по уроку.
- VI. Составление синквейна
- Пожелания ученикам.
- Пожелания учителям.
VII. Подведение итогов урока
Выставление отметок. Отметить наиболее активных учащихся.
На экране слова Каюма Насыри:
- «Знания, полученные в детстве, подобны орнаменту, выбитому на камне».
- «Глупо уважать людей лишь за их почтенную внешность, если за ней нет ни ума, ни доброты. Ученость, воспитанность, прекрасные душевные качествами – вот за что следует почитать».
- «Если ты педагог и воспитатель, так воспитывай своих подопечных, чтобы твое воспитание сказывалось на них до конца их жизни».