Водоросли. Многообразие водорослей: одноклеточные и многоклеточные
(Урок биологии в 5 классе)
Олися ЗАКИРОВА,
учитель биологии высшей квалификационной категории средней школы №7 г. Арска
Цели урока:
– сформировать знания о многообразии низших растений;
– познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности;
– дать представление о их роли в природе и жизни человека.
Задачи урока:
образовательные:
– сформировать представление о водорослях, их строении;
– научить отличать водоросли от других растений;
развивающие:
– развивать навыки вести сравнительный анализ;
– обобщать и делать выводы;
воспитательные: развивать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
предметные:
– определить особенности строения и жизнедеятельности водорослей;
– выявить черты сходства и различия у представителей водорослей;
– объяснять роль водорослей в природе и жизни человека;
личностные:
– осознание единства и целостности окружающего мира;
– развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные:
регулятивные УУД:
– умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;
– определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
– составлять план решения проблемы; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
познавательные УУД:
– строить логическое рассуждение;
– осуществлять сравнение, анализировать результаты, формулировать выводы;
коммуникативные УУД:
– планировать учебное сотрудничество в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
– формулировать и аргументировать свое мнение.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные; наглядные
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Цель: проверка готовности учащихся, их настрой на работу |
||||||||||||||||||||||
Приветствие учащихся, психологический настрой, включение в деловой ритм. | Подготовка к работе | |||||||||||||||||||||
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии
Цель: подготовка мышления учащихся, организация ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения. |
||||||||||||||||||||||
Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала.
– Давайте посмотрим на экран. Что мы видим? (Слайд 2) В слайде презентации утверждения: 1. Питание готовыми органическими веществами. 2. Характерно автотрофное и гетеротрофное питание. 3. Вне живой клетки не проявляют никаких признаков жизни. 4. Питание путём всасывания питательных веществ. 5. это одноклеточные живые организмы, у которых нет клеточного ядра. 6. По размерам намного меньше бактерии. 7. В клетках нет хлорофилла. 8. Они являются переходной формой между живой и неживой материей. 9. Тело состоит из тонких белых нитей, образующих грибницу, или мицелий. 10. Не растут, не питаются, не вырабатывают энергии, у них нет обмена веществ. 11. Самые древние организмы на Земле. – В ваших дорожных листах укажите стрелками правильные утверждения: 1-й вариант – бактерии; 2-й вариант – грибы; 3-й вариант – вирусы. – А теперь по часовой стрелке меняемся листами и проверим ответы по шаблону. – Если у вас нет ошибок (слайд) ставьте себе в оценочный лист «5». |
Учащиеся выдвигают гипотезы: Делают умозаключения, сравнения, выводы.
Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания и жизненный опыт. 1-й вариант. Грибы – 1, 4, 7, 9. 2-й вариант. Вирусы – 3, 6, 8, 10. 3-й вариант. Бактерии – 2, 5, 7, 11.
|
|||||||||||||||||||||
III.Этап постановки проблемы
Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление причины затруднения. |
||||||||||||||||||||||
– Сегодня мы вместе отправимся в путешествие по царству Растения. Куда, вы мне скажете сами. Но прежде посмотрите видео.
– Какова тема нашего урока? – Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с водорослями. – Что вы знаете о водорослях? –Вы неоднократно видели водоросли. Скажите, где они встречаются? Да, чаще всего водоросли обитают в воде. – Французский врач, биолог, путешественник и политик Ален Бомбар решил доказать, что человек, оказавшись за бортом судна без пищи в океане, может выжить. И он совершил легендарное путешествие через Атлантический океан в одиночку, питаясь только тем, что смог выловить в верхних слоях воды (большое количество водорослей). – Какие питательные вещества содержат одноклеточные водоросли, которые являются кормом для морских животных и могут быть пищей человеку? Для сведения: очень много белка – известно, что лучшие сорта бобовых содержат до 30% белка, пшеница – около 20%, хлорелла – 50%. |
Смотрят видео
Формулируют и тему урока Ответы детей
– Крахмал |
|||||||||||||||||||||
IV. Этап изучения и фиксации нового знания
Цель: формирование умений у учащихся применения нового способа действий. |
||||||||||||||||||||||
– Мы сегодня станем альгологами и давайте спланируем нашу научную работу.
– А кто такие альгологи? Чем они занимаются? (Учёные, изучающие водоросли называются альгологами, а наука о водорослях – альгология.) – Какие вопросы нам необходимо изучить, чтобы достичь поставленной цели? – Запишите тему и план работы в тетрадь.
Проблемный вопрос. В воде обитает очень много растения. Скажите, все растения, которые растут в воде называют водорослями? – А в каких водах могут жить водоросли?
– Давайте вспомним, к каким растениям относятся водоросли?
– А в чем отличие низших растений от высших?
– Как вы думаете, какие признаки лежат в основе классификации водорослей? – Особенности строения. – Итак,
Физкультминутка «Морское царство» – Путь размножения низших растений может быть половым и бесполым. Летом в благоприятных условиях она размножается делением. Прежде чем приступить к делению хламидомонада теряет жгутики и перестает двигаться. Содержимое материнской клетки делится пополам, затем еще пополам. В результате под оболочкой образуется 4 маленькие клетки. Эти клетки называются зооспорами. Зооспоры постепенно растут и превращаются во взрослых хламидомонад. В неблагоприятных условиях одноклеточная водоросль размножается половым путем. Содержимое делится и внутри материнской клетки образуется гамета с двумя жгутиками. Гаметы разных клеток объединяются. Образуется зигота. Зигота покрывается плотной оболочкой. А как только наступают благоприятные условия, зигота делится дважды и в результате образуются 4 хламидомонады. – Давайте, разделимся на три группы и подготовим краткое сообщение: 1-я группа. Роль водорослей в природе. 2-я группа. Роль водорослей в жизни и деятельности человека. 3-я группа. Вред, наносимый водорослями. |
Ответы детей
Работают, анализируют информацию. 1. Изучим среду обитания. 2. Строение. 3. Размножение. 4. Представители отделов. 5. Значение водорослей в природе и жизни человека. Ответы детей. – Место обитания водорослей и водоемы и влажная почва. Даже кора деревьев, в аквариум, поверхность почвы в горшке может быть средой обитания. – Водоросли относятся к низшим растениям. – Низшие растения не имеют дифференцированных органов. – Тело водорослей называется таллом. (Строение водорослей)
Ответы детей.
В рабочих листах каждый ученик фиксируют признаки и делают вывод. Работа в группах |
|||||||||||||||||||||
VI. Этап первичного закрепления
Цель: усвоение учащимися нового способа действия. |
||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа. «Строение зеленых водорослей».
Цель работы: изучить строение водорослей. Материалы и оборудование: микропрепарат, микроскоп. Ход работы 1. Рассмотрите готовый микропрепарат при малом увеличении микроскопа и зарисуйте внешнее строение одноклеточной зеленой водоросли. 2. Из чего состоит водоросль? Найдите оболочку, цитоплазму, хроматофор, ядро, вакуоль. 3. Зарисуйте водоросль под увеличением. Изобразите на рисунке одну клетку со всеми органоидами. 4. Сделайте вывод о строении водорослей. |
||||||||||||||||||||||
VII. Этап включения в систему системы знаний и повторения
Цель: повторение и закрепление изученного, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний. |
||||||||||||||||||||||
Анализирует работу класса. Оценивание. Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания:
1-й уровень. Записи в тетради учить, стр. 120 – 122, пересказ. 2-й уровень. Заполнить таблицу «Отделы водорослей».
3-й уровень. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика низших и высших растений».
|
Подводят итог своей деятельности, высказывая , формулируют умения устанавливать значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. | |||||||||||||||||||||
IX. Этап рефлексии учебной деятельности Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности. |
||||||||||||||||||||||
Учитель. В конце нашего урока предлагаю вам составить синквейн на основе изученного материала 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное). – Назовите одно ключевое слово, определяющее содержание сегодняшнего урока. 2-я строка – три прилагательных, характеризующих ключевое слово. – Придумайте три прилагательных, раскрывающие это существительное. 3-я строка – три глагола, показывающие действия понятия. Назовите 3 глагола, определяющие отделы водорослей. 4-я строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; Давайте сформулируем одно короткое предложение. 5-я строка. Итог урока. Водоросли. Низшие растения, нет тканей, нет органов, тело представлено талломом. Водоросли по способу питания являются автотрофами и содержат зелёный пигмент хлорофилл. Пигмент находится в клетке водоросли в специальной органелле ленточной или звёздчатой формы, называемой хроматофором. К субстрату крепятся ризоидами. Есть одноклеточные, есть многоклеточные. – Урок окончен. Спасибо за урок. |
Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение, участвуют в обсуждении, выражают собственное мнение о работе и полученном результате. 1. Водоросли. 2. Красные, бурые, зеленые. 3. Растет, выделяет, размножается. 4. 5. |