Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка

 

(Проект)

Марина АФОНЬШИНА,

учитель английского языка гимназии №36 г. Казани

Инна КАФТАНЮК

учитель немецкого языка гимназии № 36 г. Казани

В основе реализации проекта лежит проведение исследования об эффективности использования интерактивных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка, обеспечения благоприятного личностного развития, реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, успешной социализации выпускников.

Исследованием охвачены учащиеся 8 класса, учитель английского языка, родители учащихся.

В проекте обоснована актуальность темы исследования, определены проблема и степень ее разработанности, цель, задачи, предмет и объект, теоретическое и методологическое основание.

Изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений. Специфику обучения иностранным языкам в школе рассматривали И.А.Зимняя, Е.И.Пассов, вопросы психолингвистического сопровождения процесса обучения иностранным языкам А.А.Леонтьев и психологические механизмы овладения иностранным языком Б.В.Беляев.

Современное школьное образование учитывает возросший интерес и потребности к изучению иностранных языков. Родители и педагоги понимают ценность знания иностранных языков, рассматривая это, как залог будущей успешной карьеры ребенка.

Родители учеников не всегда имеют возможности путешествовать за границу или способствовать получению образования за рубежом. К тому же, большинство детей не видят перспектив получения высшего образования и трудоустройства с необходимым знанием иностранного языка. Все это натолкнуло на мысль разобраться в данной ситуации и создать условия для повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка.

Проанализировав ситуацию, возникла необходимость создания образовательного проекта, основной целью которого является исследование влияния интерактивных методов обучения на повышение уровня мотивации школьников и качества знаний.

Было проведено анкетирование учащихся 8 класса и их родителей.

По результатам анкетирования все родители убеждены в том, что в настоящее время необходимо знать английский язык. Только 62% детей действительно сами заинтересованы в изучении иностранного языка.

Родители отмечают снижение интереса к изучению английского языка из-за трудностей учебного материала и возрастающей учебной нагрузке по всем предметам. Этот факт подтверждает более 50% детей.

Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.   Ученик не получает готовую информацию, но осуществляет: поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.

Данный проект предполагает выявление и поддержку талантливых детей; использование интерактивных методов в обучении иностранному языку; внедрение системы непрерывного образования в условиях общеобразовательной школы.

Необходимость решения проблемы определило основную цель педагогической деятельности – это внедрение интерактивных методов обучения английскому языку, повышение мотивации учащихся к изучению языка и создание условий для развития коммуникативной и информационно-коммуникационной компетентностей обучающихся.

Объект исследования: педагогический опыт по использованию интерактивных методов обучения английскому языку в процессе урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Предмет исследования: технология интерактивного обучения, как средство повышения мотивации познавательной деятельности и формирования коммуникативной компетентности учащихся.

Гипотеза исследования: если систематически использовать интерактивные методы обучения английскому языку, то следует ожидать повышения уровня успеваемости обучающихся, увеличение активности во внеурочной деятельности, так как применение интерактивных методов способствует формированию ключевых компетентностей, продуктивному усвоению учебного материала, развитию творческого подхода к учебному материалу, обогащению социального опыта обучающихся.

Цель и гипотеза определили задачи проекта:

– изучить и обобщить передовой опыт проведения уроков с использованием интерактивных методов обучения английскому языку;

– описать технологию применения интерактивных методов обучения для повышения качества образования и для оказания помощи учащимся в реализации познавательного творческого потенциала;

– выявить, все ли необходимые компоненты и средства имеются в наличии для реализации данной технологии;

– провести анкетирование участников образовательного процесса и анализ сформированности  ключевых компетенций учащихся на начало и конец реализации проекта;

– провести анализ личного опыта преподавания;

– создать банк учебных материалов по темам с использованием интерактивных методов;

– внедрить интерактивные методы обучения в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку;

– разработать и организовать урочные и внеурочные мероприятия, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению английского языка;

– проанализировать влияние использования интерактивных методов обучения на мотивацию учащихся к изучению английского языка;

– разработать план дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.

Методы исследования: изучение литературы, сравнение, сопоставление, анализ, анкетирование, наблюдение, тестирование.

Слово «интерактивный» происходит от английского «interact» – взаимодействовать, влиять друг на друга. Интерактивное обучение – это форма организации познавательной деятельности, одной из основных целей которой является создание таких условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, уверенность, состоятельность. Активизируется творческая деятельность учащихся, тренируются и развиваются их умение мыслить критически и объективно.

Учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями.

Дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, обсуждения в парах и группах, приглашение специальных докладчиков, а также новаторские подходы к устным и письменным заданиям. Эти методы обучения не только повышают интерес учеников к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают мотивацию к изучению английского языка.

Учитель должен быть ярким подобно цветку на лесной лужайке. Тогда и только тогда он сможет привлечь к себе огромное количество учеников, словно пчел, для передачи своих знаний. На уроках он выступает в разных ролях, не всегда он должен сам руководить работой в классе.

Немаловажная роль отводится и позиции учителя. Учащиеся должны ощущать его открытость в общении, веру в способности каждого ученика.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большой объём информации и высокие требования к знаниям и умениям школьника – всё это современные условия образовательного процесса.

Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

– творческие задания;

– работа в малых группах;

– обучающие игры;

– проектная методика;

– физкультминутки;

– изучение и закрепление нового материала (кластер, «Ментальная карта», «Рыбья кость»);

– обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Карусель», «Аквариум»);

– разрешение проблем («Мозговой штурм»);

– работа с текстом;

– денотативный анализ текста.

Творческие задания. Под творческими заданиями на уроках английского языка мы понимаем такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу.

Работа в малых группах. Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий.  Работа в малой группе – неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др. Реализация интерактивного обучения в образовательном процессе требует от педагога создания определённых условий, предоставляющих разнообразные возможности для организации учебного процесса. К таким педагогическим условиям можно отнести: психологическую атмосферу, созданную в аудитории; нормы совместной работы, выработанные педагогом совместно с учащимися; тип коммуникации, реализуемый в образовательном процессе и т.д.

Обучающие игры. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач: создание психологической готовности учащихся к речевому общению; обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.

Проектная методика. Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия, учащихся на уроках английского языка является проектная методика. Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

Работа над проектом включает несколько этапов.

При работе над проектом английский язык выступает как средство, при помощи которого учащиеся получают необходимые им сведения и выражают свои мысли.

Учитель продумывает формы организации учебной деятельности, обращая внимание на то, чтобы каждый ребенок принимал участие в проекте в меру своих сил.

На разных этапах выполнения данного проекта участники работают в микрогруппах, в парах, коллективно, индивидуально. В микрогруппах учащиеся готовят фотографии, рисуют, оформляют, собирают информацию, составляют кроссворды и т.д. В парах они читают тексты на английском языке и коллективно составляют «полезный словарь». Над сочинением работают индивидуально.

Нужно помнить, что любой проект — это только часть общего объема работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность учитель может в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность всем учащимся по-новому раскрыть себя независимо от уровня владения языком, учит их приемам сотрудничества и взаимодействия в работе, помогает развивать творческие способности и навыки исследования.

Физкультминутки. Одной из приоритетных задач нового этапа модернизации системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятий ценности здоровья и здорового образа жизни.

На уроках английского языка значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки.

Изучение и закрепление нового материала («Ажурная пила» кластер, «Ментальная карта», «Рыбья кость»)

Прием Jigsaw («Ажурная пила») был разработан профессором Э.Аронсоном в 1978 году. В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила».

Учащиеся объединяются в группы по 4 – 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе.

Использование данного приема возможно также при работе с лексикой или с учебным текстом.

Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Суть этого приема заключается в следующем:

  1. Выделить смысловые единицы темы и их графически оформить в определенном порядке в виде «грозди» – схемы.
  2. Выделить главную смысловую единицу (тему).
  3. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации).
  4. Конкретизировать фактами и мнениями.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Прием составления «Ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “MindMap”). Термин было предложен Тони Бьюзеном, который много сделал для продвижения технологии использования таких карт в образовании и управлении.

Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой.

Вариантом ментальной карты является «Рыбья кость» – «Fishbone». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних –ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы.

Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Карусель», «Аквариум») . «Карусель» – интерактивный метод работы, в процессе которого образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прием «Аквариум» представляет собой «спектакль», где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют ее. Текст диалога может быть любым. Роли может предлагать как сам учитель, естественно втайне от зрителей, либо сами ученики могут выбрать себе роль. Разрешение проблем («Мозговой штурм»). Метод «Мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

В заключение необходимо отметить, что все интерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем.

Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.

В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников.

Перспективы дальнейшего развития проекта 

  1. Более широкое использование интерактивных методов при обучении английскому языку на начальной ступени обучения — мини-проекты, рассчитанные на один урок или часть урока, и большие проекты, для выполнения которых требуется длительное время.
  2. Увеличение комплекса проектных мероприятий и расширение их географии для учеников на всех ступенях обучения.