Организация олимпиадного движения младших школьников как средство развития одаренных детей
Татьяна МАЙОРОВА,
учитель начальных классов лицея-инженерного центра
Актуальность темы определяется тем, что в конце 2014 года в Республике Татарстан утверждена государственная программа «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015 – 2020 годы» (продлена до 2022 г.) для развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи.
В этих документах ключевой нитью проходит основная мысль о том, что одаренность не есть какая-то исключительная особенность (как утверждают некоторые , приводя всего от 2 до 5 %), а одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Каждый ребенок индивидуален и одарен в том или ином виде деятельности. В этом мы можем убедиться на примере методики Вартега «Круги», которая раскрывает психологию творчества, креативности и одаренности. Любая деятельность начинается с диагностики.
Инструкция: На бланке нарисовано 20 кругов. Задача детей состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга. Подумайте, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Рисовать надо слева направо. На выполнение задания дается 5 мин.
Результаты работы оцениваются по степени оригинальности рисунков.
Обработка результатов включает следующие показатели:
1) беглость мышления – общее количество рисунков, за каждый рисунок – 1 балл;
2) гибкость мышления – количество классов рисунков, за каждый класс – 1 балл (классы рисунков: природа – растения и животные можно разделить на два класса, предметы быта, наука и техника, спорт, декоративные предметы, человек, экономика, Вселенная);
3) оригинальность мышления – за каждый редко встречающийся рисунок 2 балла. Для этого нужно провести ранжирование по частоте встречаемости конкретного рисунка во всей выборке;
4) коэффициент творческого воображения – общая сумма баллов по оригинальности делится на количество рисунков.
Такой тест мы проводили среди учащихся начальной школы.
Вот какие рисунки и результаты получились.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Исходя из вышеизложенного , нашим методическим объединением было принято решение о составлении и реализации программы «Одаренный ребенок»
Структура программы:
Цель программы | Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей, создание среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства
|
Задачи программы | – Обеспечить условия всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми, предоставление возможности для продуктивной самореализации через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
– реализовать свой потенциал исходя из своих интересов; – «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса; – разработать систему диагностики одаренных детей |
Срок реализации программы | 4 года (цикл начальной школы) |
Исполнители основных мероприятий программы | Педагогический коллектив школы |
Соисполнители | Учащиеся, родители учащихся |
Ожидаемые конечные результаты программы | – Вовлечение обучающихся начальной школы в олимпиадное движение;
увеличение качества обучения; – повышение учебной мотивации младших школьников через участие в олимпиадах; – увеличение количества учащихся – победителей и призёров олимпиад и конкурсов различного уровня; – повышение профессиональной квалификации педагогов; – совершенствование системы работы через усиление личностно-ориентированной работы с учащимися |
Система контроля исполнения программы | Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и научно-методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях. |
Этапы реализации программы:
1-й этап – мониторинговый
По мониторингу олимпиад из их разнообразия по количеству, по уровню организации и обратной связи — на заседании методического объединения был утвержден список таких заочных и очных олимпиад.
К олимпиадам и конкурсам заочного формата относятся: Учебный центр «Снейл», «Русский медвежонок – языкознание для всех» , «Кенгуру», «КИТ», «Астра- природоведение для всех» . Ежегодно в нашей школе проводится Всероссийский полиатлон-мониторинг «Политоринг» – мониторинговое исследование, результаты которого могут быть использованы как независимая оценка качества образования в образовательной организации, а также как оценка творческих способностей школьников по предметам школьного цикла и общего развития.
В этих мероприятиях принимают участие все учащиеся школы, чтобы выявить то направление, в котором ребенок более успешен.
Ежегодно наша школа проводит для 4-х классов в бесплатном формате Всероссийские Олимпиады школьников по математике, по русскому и английскому языкам, а с 2020 года в них участвуют и 3 классы (ОБЖ и астрономия).
К олимпиадам и конкурсам очного формата относятся: «Республиканский олимпиадный центр», НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет», МБУДО «Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей» г. Казани.
Ежегодно на базе МАОУ «Лицей-инженерный центр» учащиеся нашей школы участвуют в Международной научно-практической конференции «Зимние чтения им. М.П.Симонова и в Межрегиональной проектной конференции им. С.П.Королева
2-й этап – организационно-практический
Он связан с непосредственной работой с учащимися на всех уровнях и направлениях. На этом этапе планируется: отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка; промежуточная диагностика, пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы;
Необходимо отметить, что наша школа осуществляет комплексное развитие детей : кроме языков и технического направления есть еще и развивающие направления, в т.ч. художественно-эстетическое (танцы, живопись, хор, театр). Система дополнительного образования способствует тому, чтобы дети, проявляющие специальные способности, могли их успешно реализовывать.
Формы работы с учащимися:
– творческие мастерские;
– групповые занятия по параллелям классов;
– факультативы;
– кружки по интересам;
– занятия исследовательской деятельностью;
– «Клуб юных ученых»;
– конкурсы;
– интеллектуальные марафоны;
– научно-практические конференции;
– участие в олимпиадах;
– работа по индивидуальным планам;
– проектная деятельность;
– сотрудничество с другими школами, вузами.
Международные, республиканские и городские уровни олимпиад проходят на платной основе, а в школе мы эту работу также выстраиваем в рамках Клуба юных ученых, где дети могут развиваться, дополнительно получать тематическую информацию и знания. Ребята каждую неделю получают задания, в которых есть задания как базового так и олимпиадного уровня, технического и творческого характеров, где каждый ребенок имеет возможность проявить себя. Возраст младшего школьника соревновательный: дети любят соревноваться, как с одноклассниками, так и с классами параллели.
3-й этап – итогово-аналитический, который связан с контролем и анализом хода реализации программы, достигнутых результатов
На этом этапе предполагается:
– сравнительный анализ и обобщение результатов;
– мониторинг личных достижений учащихся;
– анализ деятельности учителей по организации работы с детьми;
– определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
На основании этих этапов в нашей школе выстроена пошаговая система работы по олимпиадному движению с 1 по 4 класс.
- Мониторинг и привлечение к участию олимпиадных центров.
- По датам проводимых олимпиад и срокам регистрации, составляется ежемесячный график мероприятий и конкурсов. Этот график рассылается каждому учителю, ведется работа как с детьми, так и с родителями.
- Участие в заочных конкурсах и олимпиадах.
- Участие в очных конкурсах и олимпиадах.
- Награждение победителей и призеров на еженедельной школьной линейке.
- Создание школьного портфолио, которое является одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений.
Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах разных уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.
- Составление и анализ отчета за полугодие по проводимым олимпиадам и их результатам с фамилиями победителей и призеров и учителей, подготовивших учащихся
- Составление годового анализа результатов победителей и призеров в сравнении с предыдущими годами.
По реализации программы за 2018 – 2020 учебные года мы можем наблюдать существенный рост учащихся, которые стали победителями и призерами в олимпиадах очного формата.
Выводы
Подводя итоги, можно констатировать, что апробация программы проходит успешно, число победителей и призеров олимпиад и конкурсов неуклонно растет. В качестве доказательств я приведу статистические данные, подтверждающие мои слова.