Литературное чтение: анализ текста
Светлана ИЛЮТКИНА,
учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы № 85 г. Казани
Общая схема работы с текстом художественного произведения- «синтез-анализ-синтез» понимается как первичное целостное восприятие с включением воображения «восприятие сердцем» (этап погружения в совместную читательскую деятельность взрослых и детей: пробуждение любопытства, заинтересованности), которое переходит в стадию обдумывания, в эстетическую оценку прочитанного, постановку учебной задачи, анализ текста с использованием разных видов и приемов анализа. В завершении такой работы происходит вторичный синтез: обобщение прочитанного, формулировка главной мысли и интерпретация через литературно-творческие задания.
Этапы работы с текстом художественного произведения | Задачи этапа |
1. Подготовка к чтению художественного произведения | 1. Актуализировать личный и читательский опыт детей, расширить, уточнить представления.
2. Подготовить к эмоциональному восприятию текста, создать необходимый эмоциональный настрой. 3. Развивать умение антиципации. 4. Раскрыть значение непонятных слов. 5. Организовать просмотровое (обзорное) чтение. |
2. Первичное чтение | 1. Организовать непосредственное целостное восприятие текста.
2. Понимание текста на эмоциональном уровне. |
3. Проверка первичного восприятия | 1. Обменяться впечатлениями по поводу прочитанного, проверить ранее высказанные предположения.
2. Мотивировать последующий анализ – перечитывание текста |
4. Анализ-перечитывание (вторичное восприятие, изучающее чтение) | 1. Понимание фактического содержания.
2. Адекватное восприятие героев, выяснение мотивов-поступков, характерных черт героев, отношения автора к ним. 3. Анализ изобразительных средств языка и жанровых особенностей художественного произведения. 4. Выяснение главной мысли (концептуальной информации) |
5. Вторичный синтез | 1. Подведение итогов анализа, формулирование главной мысли.
2. Целостное восприятие, интерпретация на основе понимания. 3. Организация литературно-творческой деятельности. |
В результате такого подхода на уроке литературного чтения формируются следующие умения:
Читательские | Литературно-творческие |
1. Восприятие изобразительно-выразительных средств языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
2. Воссоздание в воображении картин жизни, созданных писателем. 3. Установление причинно-следственных связей, умение видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике. 4. Целостное восприятие образа-персонажа в эпосе, образа-переживания в лирике, как одного из элементов произведения, служащего для раскрытия идеи 5. Видение авторской оценки, отношения, позиции во всех элементах произведения. 6. Умение осваивать художественную идею произведения |
1. Отбирать и использовать для реализации своего замысла языковые средства, аналогичные изученным.
2. Передавать свои жизненные впечатления с помощью словесного художественного образа. 3. Выстраивать композицию собственного высказывания, исходя из авторского замысла и избранного типа речи (повествование, описание, рассуждение). 4. Раскрытие авторского замысла через введение в текст персонажа, пейзажа. 5. Умение подчинить авторскому замыслу всех элементов текста. 6. Определение авторского замысла. |
Ученик использует следующие приемы анализа художественного произведения.
Литературоведческие | Творческие |
1. Отбирать и использовать для реализации своего замысла языковые средства, аналогичные изученным.
2. Раскрытие авторского замысла через введение в текст персонажа, пейзажа. 3. Определение авторского замысла. |
1. Передавать свои жизненные впечатления с помощью словесного художественного образа.
2. Выстраивать композицию собственного высказывания, исходя из авторского замысла и избранного типа речи (повествование, описание, рассуждение). 3. Умение подчинить авторскому замыслу всех элементов текста. |
Учитель опирается на следующую типовую структуру урока литературного чтения (основные этапы работы с текстом художественного произведения):
Этапы | Задачи | Методические приемы |
1. Подготовка к чтению художественного произведения | 1. Актуализировать личный и читательский опыт детей, расширить, уточнить представления.
2. Подготовить к эмоциональному восприятию текста, создать необходимый эмоциональный настрой. 3. Развивать умение антиципации. 4. Раскрыть значение непонятных слов. 5. Организовать просмотровое (обзорное) чтение. |
1. Вступительный рассказ учителя об авторе и его деятельности.
2. Опрос, какие произведения этого автора дети читали. 3. Что дети думают по поводу названия произведения, какие у них могут быть. предположения по поводу содержания художественного текста. 4. Словарная работа. 5. Чтение ярких отрывков, способных заинтересовать юных читателей.
|
2. Первичное чтение | 1. Организовать непосредственное целостное восприятие текста.
2. Понимание текста на эмоциональном уровне. |
1. Чтение текста учителем.
|
3. Проверка первичного восприятия | 1. Обменяться впечатлениями по поводу прочитанного, проверить ранее высказанные предположения.
2. Мотивировать последующий анализ — перечитывание текста |
1. Проверка первичного восприятия на основе ответов на вопросы учителя.
2. Постановка учебной задачи, создание проблемной ситуации. 3. Чтение текста детьми вслух «цепочкой». |
4. Анализ – перечитывание (вторичное восприятие, изучающее чтение) | 1. Понимание фактического содержания.
2. Адекватное восприятие героев, выяснение мотивов-поступков, характерных черт героев, отношения автора к ним. 3. Анализ изобразительных средств языка и жанровых особенностей художественного произведения. 4. Выяснение главной мысли (концептуальной информации) |
1. Выделение изобразительно-выразительных средств языка.
2. Подбор синонимов с целью осознания авторского выбора. 3. Стилистический эксперимент. 4. Сравнение первоначального и окончательного варианта текста. 5. Словесное рисование по одному слову или выражению. 6. Словарь настроений, рассматривание готовых иллюстраций, соотнесение текста и иллюстрации, подписывание их строчками из текста, анализ иллюстрации с целью выявления позиции писателя и художника (сравнение средств, которые они используют). 7. Графическое, словесное, музыкальное иллюстрирование, цветопись для определения музыкальной тональности образа и картины. 8. Сравнение разных иллюстраций к одному тексту. 9. Деление текса на части с опорой на элементы сюжета, составление плана. 10. Составление пространственно-временной модели («тропинка») 11. Составление графического или словесного диафильма. 12. Полный, выборочный, сжатый пересказ. 13. Перечитывание по частям, выделение главной мысли каждой части. 14. Составление опорных вех (ключевых эпизодов), составление связей между ними. 15. Выяснение мотивов, обстоятельств, последствий поступков героев. 16. Сопоставление размышлений героев с их поступками. 17. Расшифровка эмоциональных знаков в диалогах. 18. Моделирование с целью фиксации отношения героя к другим персонажам. 19. Вычленение ключевых слов для характеристики героя. 20. Деформация текста. 21. Проектирование судьбы героя, выявление авторской позиции. 22. Сопоставление разных произведений одного автора. 23. Сопоставление художественных произведений разных авторов по данной теме. 24. Анализ заголовка, эксперименты с заголовками. |
5. Вторичный синтез | 1. Подведение итогов анализа, формулирование главной мысли.
2. Целостное восприятие, интерпретация на основе понимания. 3. Организация литературно-творческой деятельности. |
1. Сочинение по наблюдению, по картине, сочинение-зарисовка.
2. Драматизация. 3. Рассказ по аналогии от лица героя (герой попадает в другую ситуацию). 4. Сопоставление авторского отношения с собственным. 5. Озаглавливание собственных текстов, формулирование основной мысли, ответов на проблемный вопрос. 6. Подбор пословиц к тексту. 7. Написание отзыва. 8. Анализ кинофильмов, мультфильмов, спектаклей по изученным произведениям, отзывы на них. 9. Творческое подражание. 10. Итоговое выразительное чтение. 11. Рисование обложки. 12. Создание синквейна. |
Можно предложить следующий анализ методической разработки к уроку по произведению Л.Н. Толстого «Котёнок»:
Этапы урока | Методические приемы | Читательские умения |
1. Подготовка к чтению художественного произведения | 1. Вступительный рассказ учителя об авторе и его деятельности. | 1. Умение слушать и воспринимать. |
2. Первичное чтение | 1. Чтение текста учителем. | 1. Восприятие изобразительно-выразительных средств языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
2. Воссоздание в воображении картин жизни, созданных писателем. |
3. Проверка первичного восприятия | 1. Проверка первичного восприятия на основе ответов на вопросы учителя.
2. Постановка учебной задачи, создание проблемной ситуации. 3. Чтение текста детьми вслух «цепочкой». |
1. Установление причинно-следственных связей, умение видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике. |
4. Анализ – перечитывание (вторичное восприятие, изучающее чтение) | 1. Ответы на вопросы учителя.
2. Поиск нужной информации в тексте. 3. Моделирование ситуации. 4. Перенос событий рассказа на себя: «А как бы я поступил в этой ситуации?» 5. Сравнение персонажей 6. Вывод, поиск основной мысли произведения. |
1. Целостное восприятие образа-персонажа как одного из элементов произведения, служащего для раскрытия идеи.
2. Видение авторской оценки, отношения, позиции во всех элементах произведения. 3. Умение осваивать художественную идею произведения |
5. Вторичный синтез | 1. Итоговое выразительное чтение. | 1. Умение осваивать художественную идею произведения, эмоциональный настрой и передавать все это интонационно во время итогового выразительного чтения. |
Домашнее задание
- Нарисовать обложку книги.
- Создать синквейн.
В своей работе учитель может использовать следующие варианты подготовительных работ перед чтением художественных произведений.
А.С.Пушкин «Зимний вечер» | А.П.Гайдар «Совесть» | Русская народная сказка «У страха глаза велики» |
– Ребята! Мы продолжаем знакомиться с творчеством русских писателей. Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством писателя, с произведениями которого мы уже начали знакомиться в 1-ом классе. (Портрет Пушкина.)
– Вы узнали этого поэта? (Пушкин) – На уроке мы попробуем понять секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение. Выразительно читать художественное произведение очень трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, настроение лирического героя, определить ритм, рассмотреть рифму. 3. Определение темы урока Игра «Угадай-ка!» (Работа в парах) – Перед вами на экране даны имена близких и родных людей для Пушкина. Вам нужно отгадать, кем приходились поэту эти люди. Задание непростое, будем работать в парах. – Осип Абрамович, Мария Алексеевна, Лев Александрович, Ольга Васильевна, Сергей Львович, Надежда Осиповна, Арина Родионовна. (Дедушка и бабушка по линии мамы, дедушка и бабушка по линии папы, папа, мама, няня.) 4. Целевая установка – Ребята, у многих из нас есть бабушки. Они часто выполняют роль нашей няни. А у некоторых детей, кроме бабушек, есть няни. – А кто такие няни? – Была няня и у Пушкина. А вы хотели бы узнать о няне Пушкина? И что хотели бы узнать? IV. Проверка домашнего задания 1. Беседа по вопросам. – Какие сказки Пушкины вы читали? – Какие стихи Пушкина вы знаете? 2. Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро». – Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро». Давайте послушаем, как вы подготовились. 3. Разминка перед чтением. (Тренировочные упражнения, направленные на совершенствование чтения детей.) – Сейчас потренируемся перед чтением. Нам нужно будет проговорить скороговорку. До города дорога в гору, от города — с горы.
|
Сообщение темы урока.
Вводная беседа. – Вам о чём- то говорит фамилия Гайдар? Свободные высказывания учащихся. Знакомство с биографией писателя. Аркадий Петрович Гайдар – известный советский писатель. Настоящая его фамилия – Голиков. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили. В 20 лет он был уволен в запас. Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. В своих книгах он поведал о таких качествах, как дружба, отзывчивость, честность, честь. Любимый жанр писателя – фельетон. – Прочитайте вопросы на доске и определите, на какие из них вы можете ответить, пользуясь текстом. – Как зовут известного советского писателя? – Какова его настоящая фамилия? – Сколько войн прошёл писатель? – Любимый жанр писателя. Что означает его псевдоним Гайдар?
Ответы детей. – Правильно, на последний вопрос нет ответа в тексте. – Я вам расскажу. Гайдаром называли в монгольской коннице всадника, высланного в дозор, вперед. Он увлекался книгами о благородных рыцарях , хотел, чтобы все люди были честными и благородными, как они.
Актуализация знаний – Скажите, пожалуйста, слышали ли вы когда-нибудь от людей такие слова «Совсем совесть потерял»? – О ком так говорят? – Какого человека считают бессовестным? А совестливым? – Мы будем читать произведение Гайдара «Совесть». Словарная работа. Отработка навыков чтения – Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся. Читай плавно, по слогам, затем — целыми словами. За-ло-жен-ной- заложенной Про-гуль-щик-прогульщик За-блу-дил-ся-заблудился У-кра-ден-но-го-украденного Читай целыми словами готов-готовь-готовила-приготовила верь-доверь-доверие-доверчив-доверчивый-доверчивыми. 3. Из каких слов состоит слово ДОБРОДУШНЫЙ? Что оно значит? Работа над произведением. Приём антиципации (прогнозирование текста) Произведение называется «Совесть». – Как вы думаете, о чём оно? Свободные высказывания учащихся. Давайте проверим.
|
1. Прочитай предложения
Пуганая ворона и куста боится. Не ходи в лес, коли зайца боишься. Трус собственной тени боится. то дрожит, тот и бежит. – Прочитай ещё раз про себя и подумай, что это за предложения? (пословицы) – Что объединяет эти пословицы? (трусость) Подбери к этому понятию другое близкое по значению слово (если затрудняешься, то прочитай стих). У совы-совищи Круглые глазищи. В темноте горят огнём, Ночью видят всё, как днём! Неохота, братцы, мне с совой встречаться! – Почему? (Страшно.) Трусость – страх Трус – человек, легко поддающийся чувству страха. (Проектор) Трусость – поведение труса, боязливость. Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь. – Были ли у тебя случаи, когда ты испытывала страх? (да, и рассказ детей) Сейчас я прочитаю тебе, что увидел мальчик Петя из стихотворения С.Маршака в темноте. Темноты боится Петя. Петя маме говорит: – Можно, мама, спать при свете? Пусть всю ночь огонь горит. Отвечает мама: — Нет! Щёлк — и выключила свет. Стало тихо и темно. Свежий ветер дул в окно. В темноте увидел Петя Человека у стены. Оказалось на рассвете – Это куртка и штаны. Рукавами, как руками, Куртка двигала слегка, А штаны плясали сами От ночного ветерка… В темноте увидел Петя Ступу с бабою-ягой. Оказалось на рассвете – Это печка с кочергой… Представляешь, что можно от страха себе навыдумывать? (Много всего, чего нет на самом деле.) – Сегодня мы познакомимся с произведением, где герои тоже такого себе навыдумывали…
|
Актуализация прежних знаний и способов действий учащихся
И пробуждается поэзия во мне… И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут. Портрет Пушкина. – Вы узнали этого поэта? (Пушкин) -Это строчки А.С.Пушкина. С самого раннего детства в садике, в школе вы слушали волшебные сказки, стихи, созданные Пушкиным. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения. – А знаете ли вы, что Пушкин начал писать свои первые стихи, когда еще не был Александром Сергеевичем, а был мальчиком Сашенькой? Портрет Пушкина-ребенка. – Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни. – Кто знает, как звали няню поэта? (Арина Родионовна) — Верно. Это- Арина Родионовна. Узнавая о ней, мы должны формировать представлении о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа. Портрет няни. -Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым. Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское. Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время. Картина Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина» – На этой картине художник Николай Николаевич Ге изобразил момент пребывания Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловском. – Что вы видите на картине? (Пушкина, няню и друга) – Согласна с вами. К Пушкину как раз приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин, друзья общаются, а няня сидит за столом, она занята вязанием и в то же время внимательно слушает Александра Сергеевича, который что-то читает своему другу. – Но такие счастливые приезды друзей были очень редки, и няня была единственной собеседницей поэта: именно ей он читал свои произведения, которые сочинил, пребывая в ссылке в Михайловском. И.С.Аксаков вот что пишет про няню Пушкина: «Так вот кто первая вдохновительница, первая муза первого истинно русского поэта, это – няня… Да будет же ей, этой няне, от лица русского общества вечная благодарность». Кто такая муза? В греческой мифологии богиня – покровительница искусств и наук. В данном случае – это источник поэтического вдохновения, или самовдохновение, творчество. – Почему Аксаков назвал няню музой и вдохновительницей поэта? (Потому что она показала путь к творчеству и сама рассказывала стихи, сказки.) – А за что он благодарит няню? (ответы учащихся) Действительно: Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки; – для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей; – она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту; – няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа; – от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок. В одном из стихотворений Пушкин писал: Мастерица ведь была, И откуда что брала! А куда разумны шутки, Приговоры, прибаутки. Небылицы, былины Православной старины! Слушать, так душе отрадно. И не пил бы, и не ел, Все бы слушал да сидел. Не один вечер провел Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь ее рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней, слушая ее песни и сказки. Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении «Зимний вечер».
|
Учитель предлагает задание:
1) Прочитайте, пожалуйста, высказывания: – Сделано на совесть; – Поступить по совести; – Этот поступок на его совести. а) Что общего? б) Объясните смысл высказываний? в) Ребята, а как вы понимаете, что такое совесть? – Учитель разъясняет понятие «совесть» из толкового словаря под ред. Т Ефремовой – Разобраться в этом вопросе нам поможет художественное произведение – рассказ А.П.Гайдара «Совесть». — Знаком ли вам этот автор? – По каким произведениям? – Я хочу немного рассказать вам об этом писателе Аркадий Петрович Гайдар. – Оказывается, эта фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Звали его Аркадий Петрович Голиков. Хорошим, чудесным человеком он был. Он прожил на свете всего 37 лет, но это была жизнь, до конца отданная людям. В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал в партизанском отряде и героически погиб, сражаясь за Родину, которую горячо любил. Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке. На выставке у нас книги Гайдара (выставка книг представлена у доски). — Вернемся к рассказу «Совесть». — Как вы думаете, о чем пойдет речь? |
Актуализация знаний. Определение темы урока.
Определение жанра произведения. – Мы с вами уже знаем, что такое жанр произведения, как его определить. – Чтобы узнать с каким жанром художественного произведения мы будем сегодня работать, послушайте песню (звучит мелодия песни «Сказки гуляют по свету»). На доске записывается слово – «сказка». – А какая это сказка, когда одни придумали, другой добавил, третий продолжил? (Народная) – Все народы любят сочинять сказки. Не исключение и наш народ. Сегодня мы познакомимся со сказкой, созданной нашим народом, а значит это будет (русская). (На доске, по мере ответов детей ,собирается надпись: Русская народная сказка.) Работа над эмоциями. — Прежде, чем узнать как эта сказка называется, нам нужно выполнить несколько упражнений (развиваем эмоции). * нахмурьтесь, как осенняя туча * испугайтесь, как зайчик, увидевший волка *улыбнитесь, как будто вы получили новую игрушку *удивитесь, как будто вы первый раз увидели радугу *заскучайте от скуки. Отгадывание название сказки. – Я думаю скучать нам сегодня не придется , и мы перейдем к разгадке названия сказки. – Название состоит из 4 слов. Но вы знаете, что слово может состоять из одной буквы и первое слово именно такое. Можно ответить хором. 1. Я нашёл сучок в лесу, Он похож на букву … (У) – А мы не зря сейчас с вами выполняли упражнения. Следующие слова я буду загадывать одному из вас, а он будет показывать его своей мимикой и жестами. (Одному из учащихся на ушко шепчется слово, он его загадывает остальным с помощи мимики и жестов. После разгадывания детьми слов на доске появляется название сказки «У страха глаза велики»). Постановка целей и задач урока. – Ребята, мы с вами уже знакомились с жанрами фольклора. – Вспомните, о каких жанрах мы говорили (басня, песенка, потешка, скороговорка). – Как вы думаете, наше название сказки может подойти к какому- нибудь из перечисленных жанров? ( к пословице). А пословица нас всегда чему- то учит. Чему же учит нас наша пословица, мы узнаем в конце урока. – Итак, тему нашего урока мы определили, а теперь давайте подумаем, что мы будем делать на уроке, чему научимся, т. е определим цель и задачи нашего урока. (Ответы детей.) – Познакомимся со сказкой… – Будем выразительно читать , делать словарную работу, если встретятся незнакомые слова. – Работать с текстом , находить в нем ответы, работать в тетради. Подводить итоги. – Вот сколько задач стоит перед нами. Но скажу вам по секрету, что вы сегодня станете участниками настоящего представления и даже актерами. – Было это или не было, Только говорят, вот как было…
|
Анализ текста должен быть мотивирован учителем. Уже после первичного чтения художественное произведение детям вполне понятным должно быть его содержание. Однако учитель, удачно используя обмен впечатлениями, фиксирует разницу между уровнем детского воспроизведения и идеей данного произведения. Вопрос «Для чего нужна в произведении та или иная часть?» можно считать проблемным, потому что он определяет область неизвестных закономерностей, которые могут или должны быть раскрыты на основе усвоения новых знаний. Большое значение для успешности анализа имеет формулировка вопросов, среди которых вопросы, воспроизводящего характера, вопросы, требующие развернутого ответа, вопросы, актуализирующие знания. Избирательность анализа проявляется в том, что на уроке все детали произведения анализировать необязательно. Выбирается только композиция и характеристика героев. Дети часто обращаются к тексту, но не ради самого процесса чтения, а для того, чтобы найти нужную информацию для выполнения заданий учителя или подтверждения собственных предположений. Анализ завершается синтезом, когда дети с помощью учителя формулируют вывод и завершают урок итоговым выразительным чтением.
Всегда встает проблема эффективности вопросов, не затрагивающих жизненный и литературный опыт учащихся и не пробуждающих в достаточной мере эмоциональное отношение к литературному произведению, например, в рассказе Л.Н.Толстого «Косточка». Вопросы должны мотивировать к дальнейшему изучению творчества писателя, которое имеет богатый морально-нравственный потенциал.
Вот вопросы и задания для работы с текстом:
– В каком жанре написано произведение Л. Н. Толстого «Косточка»?
– Кто главный герой произведения?
– Что купила мать?
– Когда Ваня ходил мимо слив, что он делал?
– Что произошло, когда в горнице никого не было?
– Что увидела мать перед обедом?
– Кому мать рассказала о случившемся?
– Что отец спросил у детей за обедом?
–Что произошло с Ваней, когда он услышал вопрос отца?
– О какой беде сказал отец?
– Что случилось, когда Ваня рассказал, что косточку он бросил в окошко?
– Почему все засмеялись?
Написать синквейн, задать тонкие и толстые вопросы, подобрать ключевые слова, выявить допущенные ошибки в искаженном тексте, использовать «кубик и ромашку Блума», составить лэпбук.
Работая с содержанием произведения дети извлекают разные виды информации. При анализе актуальным будет акцентировать внимание на том, какую информацию воспринимает читатель:
– фактуальную – описание событий, героев, места и времени действия, рассуждения автора, движения сюжета (тема, о чем произведение);
– концептуальную –система взглядов, мыслей и чувств автора, которая не выражена в тексте словесно, но вытекает из анализа произведения (основная мысль автора);
– подтекстовую – возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста таить в себе скрытый смысл и влиять на концепт.
Анализ художественного произведения и в начальной школе не должен ограничиваться только сюжетно-композиционной линией и морально-нравственной оценкой поступков героев, а включать в себя проблемные и творческие задания, которые помогут понять основную идею произведения. В этом ключевую роль играют и факты биографии писателя и знания об исторической эпохе, которые обязательно привлекаютя учителем при анализе художественного текста.