Знакомство с лесными жителями
(НОД «Развитие речи» во второй младшей группе)
Римма САЙДЯШЕВА,
воспитатель детского сада № 298 г. Казани
Цель и задачи:
образовательные:
– учить описывать диких животных с помощью воспитателя;
– расширять знания об их внешнем виде, особенностях;
– ввести в словарь обобщающее слово «дикие животные»;
– умение подбирать слова, противоположные по значению;
– учить детей внимательно слушать речь воспитателя;
– совершенствовать умение отвечать на вопросы;
– формировать навыки построения предложения;
– отвечать на вопросы по содержанию картины, с помощью воспитателя и рассказывать об изображении на картине;
– закреплять умение образовывать существительные с помощью суффиксов;
развивающие:
– стимулировать речевую активность детей (умение рассуждать, доказывать);
– развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук во время сборки картинок из частей;
– обогащать словарный запас; воспитывать интерес и гуманное отношение к живым существам;
воспитательные:
– воспитывать интерес к занятию;
– воспитание коммуникативных навыков;
– стремление к преодолению трудностей.
Оборудование: декорация уголка леса (деревья, елки, пеньки), аудиозапись звуков леса, картинки с изображениями следов диких животных, игрушка зайчика, разрезные картинки с изображением волка, медведя, картинка «лиса с лисятами».
Ход занятий
Воспитатель. Доброе утро, дети! Посмотрите, сегодня к нам пришло много гостей. Давайте мы с ними поздороваемся.
Дети. Доброе утро! Доброго дня!
Пусть хлопают ладошки!
Пусть топают ножки!
Доброе утро! Доброго дня!
Желаем мы вам здоровья и добра!
Основная часть
Воспитатель. Дети, сегодня по дороге в детский сад, я на дороге увидела следы и сфотографировала их. Посмотрите, чьи они, как вы считаете? (Предложение детей.)
Воспитатель. Я предлагаю пойти по этим следам и посмотрим, куда они приведут.
– Куда мы попали, (В лес.)
– Что вы видите в лесу? (Следы.)
– Что вы слышите? (Звуки.)
Воспитатель (включает аудиозапись звуков леса). Что это за звуки?
– А почему не видно животных. Посмотрите, вот следы.
– Кто мог их оставить? (Зайчик.)
– Послушайте загадку.
Он живет в лесу давно,
Маленький трусишка,
Любит травку и зерно,
Серенький… (зайка).
– Где спрятался зайчик? (За елочкой.)
– Как вы считаете, от кого он спрятался? (От волка.)
– Какие у зайца уши? (Длинные.)
– Какой у зайца хвостик? (Короткий.)
– Чем питаются зайцы? (Травкой.)
– Молодцы! Ой, посмотрите, дальше тоже есть следы. К кому они привели? Сложим картинку и узнаем.
Дидактическая игра «Сложи из частей»
(Дети составляют из частей изображение волка.)
– Кто это? (Волк.)
– Волк какой? (Злой.)
– Чтобы волк стал добрее, назовите его ласково? (Волчок.)
– Молодцы! Волк подобрел и предлагает с ним поиграть.
Физкультминутка
Потянулся для забавы –
Поднимаю лапу правую.
А за ней следом и левую –
А я волк не ленивый!
Наклонился раз и два,
Закрутилась голова.
Воспитатель. Продолжим наше путешествие. Взгляните, вот еще следы. Как вы думаете, кто их мог оставить? (Лисичка.)
Воспитатель (выставляет картину «Лиса с лисятами»).
– Это лисьи следы? (Да.)
– Кого вы видите на картинке? (Лису.)
– Расскажите, какая лисичка? (Хитрая.)
– Какого цвета у нее мех? (Рыжий.)
– Какой у лисички хвостик? (Пушистый.)
– Кого вы увидели возле лисы? (Лисят.)
– Какие они? (Маленькие.)
– А теперь расскажите про лисичку и лисят.
(Дети сочиняют короткие рассказы по наводящим вопросам воспитателя.)
– Молодцы! Я заметила еще одни следы. Рассмотрим их.
– Кто их мог оставить? (Медведь.)
– Да, это медведь.
– Расскажем, какого размера медведь? (Большой.)
– Что он делает зимой? (Спит.)
– А какого цвета его шубка? (Бурая.)
– Назовем его ласково. (Мишка.)
Итог
Воспитатель. Где мы сегодня были? Как зовутся животные, живущие в лесу? (Дикие животные.) Какие животные нам повстречались в лесу? Понравилось ли вам наше путешествие. Чем именно? Что понравилось больше всего?
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!