Формирование у дошкольников культуры межнациональных отношений
Надежда ЕГОРОВА,
воспитатель детского сада №333 г. Казани
На современном этапе в отечественной педагогике проблема формирования этнического самосознания, воспитания культуры межнационального общения рассматривается как одна из целей образования и воспитания. Поэтому возникает необходимость педагогического управления этнической социализацией подрастающего поколения, формирования этнического самосознания, а воспитание культуры межнациональных отношений становится основной задачей педагогов, в том числе и педагогов дошкольного образования.
С момента своего появления на свет, человек знакомится с культурой того народа в котором он родился. Это и песенки и колыбельные, которые ему поет его мать, это и пословицы и поговорки, это и игры, в которые он играет со сверстниками. Одновременно он знакомится и с культурой и традициями других народов, живущих рядом с ним. Но своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого.
На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям. Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.
Главная задача – сохранение и максимальное развитие национального сознания ребёнка, обогащение его национального опыта через дальнейшее приобщение к национальным культурным традициям.
Выстраивая работу по формированию у дошкольников культуры межнациональных отношений, надо исходить из того, что народная культура как система определённых обычаев, правил, традиций и праздников в социальной и культурной жизни человека – явление всеобщее и постоянное. Она свойственна всем народам и во все времена является одним из компонентов определения этноса. И поэтому органичное приобщение к культуре татарского и русского народа детей дошкольного возраста является эффективным средством воспитания у них культуры межнациональных отношений.
Работа с детьми по приобщению их к культуре татарского и русского народов по формированию их этнокультурной компетентности выстраивается в систему, реализующуюся через проведение занятий, бесед, игр, экскурсий, конкурсов, выставок, фольклорных праздников, развлечений, кружковой работы.
В беседах с детьми формируется представление о том, что Татарстан — многонациональная республика. Казань – столица республики. Казань – один из древнейших городов России. Надо рассказывать детям истории, легенды и мифы о родном крае. Знакомить детей с основной символикой Республики Татарстан (флаг, герб, гимн).
Приобщать детей к прошлому и настоящему национальной культуры. Знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся деятелей татарской литературы Г.Тукая, А. Алиша, М.Джалиля и др.
Приобщать детей к художественной и познавательной литературе, устному народному творчеству, формировать запас литературных впечатлений. Развивать интерес к татарским, русским сказкам.
Создавать условия для детского творчества. Продолжать знакомить с элементами национального орнамента. Подводить детей к созданию сюжетных композиций на темы сказок Г.Тукая, А.Алиша. Содействовать проявлению творческой активности.
Создавать условия для свободного самовыражения детей в играх, поощрять творческий подход в исполнении роли в народных играх, самостоятельную организацию знакомых игр. Проводить дидактические игры. Использовать кубики, пазлы, разрезные картинки с видами Казани, сделанные руками воспитателей, а также совместно с детьми.
При всём их национальном своеобразии, в татарской и русской народных культурах можно найти ряд общих черт: это и схожесть жанровой структуры фольклора, особенно детского, и схожесть обрядов и традиций. Знакомя дошкольников с фольклором, народными песнями, танцами, играми стараться приобщить детей к народной культуре, помочь войти им в мир прекрасного, развивать их творческие способности. Через ежегодное проведение совместных с родителями праздников Сомбелэ, Науруз, Масленица, Сабантуй проводить подготовку родителей к включению их в педагогический процесс по формированию культуры межличностных отношений.
Этнокультурная направленность в нашей работе встречает неизменный положительный отклик и пользуется большим положительным успехом у детей и родителей. И поэтому органичное приобщение к культуре татарского и русского народа детей дошкольного возраста является эффективным средством воспитания у них культуры межнациональных отношений.
Сохранение и развитие языка невозможно без усилий общества и граждан – представителей национальностей, необходима нацеленная на развитие языков образовательная политика государства. Опыт государств, образовавшихся из бывших союзных и автономных республик, показал важность возрождения национальных языков, национальных культур и национального самосознания народов.